"Психологическая почта" как способ заочного консультирования учашихся

Разделы: Школьная психологическая служба


На наш взгляд консультирование в школе - одно из интереснейших направлений работы школьного психолога. Оно имеет свои особенности, закономерности и, конечно же, связано с разнообразными трудностями. К последним можно отнести тот факт, что психологов в школе обычно один-два, а детей - порядка 500. Поэтому охватить в консультативной работе всех детей практически нереально. Есть ли выходы из такой ситуации? "Да!" - скажем мы.

Но сначала - предыстория. Каждый год 14 февраля в нашей школе празднуется День Святого Валентина. В этот волнительный день ребята получают записки и открытки с признаниями в любви от тайных поклонников или просто от друзей и знакомых. Традиционно для этого ставится небольшая коробка с прорезью и надписью "Ящик для валентинок", который в день Х вскрывается, и валентинки отправляются по назначению. И после одного из этих праздников мы подумали: "А почему бы и нам не поставить ящик, с помощью которого дети в любой момент смогут написать о своих переживаниях?". Из-за того, что среди писем-валентинок часто оказывалось много обидных или оскорбительных посланий, ритуал поздравления друг друга 14 февраля в нашей школе исчез. А вот Психологическая Почта появилась.

Первоначально цель появления Психологической Почты заключалась в том, чтобы дать возможность ребятам выпустить "пар" и обиду. Мы предполагали, что Почта станет некоторым контейнером, куда можно написать что-то неприличное, нецензурное или обидное без последствий и разбирательств. "Уж лучше пусть они пишут это нам, чем говорят одноклассникам, родителям и учителям" - рассуждали мы. Каково было наше удивление, когда вместо "контейнера для негатива" мы получили инструмент заочного консультирования.

Конечно, в первые дни дети весьма настороженно относились к картонному ящику со странными словами "Психологическая почта". Не обошлось и без хулиганства: первые письма были откровенно непристойного содержания. Но буквально через 1,5 недели все изменилось: стали появляться письма с просьбами помочь разобраться в тех или иных проблемах. Уже через месяц мы получали до 50 писем в неделю. Мы так же создали электронный ящик для тех, кому проще связаться с нами через Интернет.

"Ну, хорошо! - скажете вы. - "Пишут вам дети, здорово. А как вы им даете обратную связь? Как вы отвечаете на письма?". Вопрос закономерный. Важен не только сам факт того, что дети пишут письма, важны ответы на них. Для себя мы нашли следующий выход из ситуации: на стенде около кабинета два раза в неделю мы вывешиваем ответы на психологическую почту. При работе с письмами мы руководствуемся таким принципами.

  1. Мы рекомендуем детям подписываться в письмах не настоящими именами, а прозвищами (никнеймами). Это требование психологической безопасности ребенка. Если письмо подписано никнеймом, мы упоминаем его в ответе. Если письмо не подписано или подписано настоящим именем, то в ответе мы приводим цитаты из письма, чтобы ребенок понял, что это ответ именно для него. Мы никогда не упоминаем в цитируемых письмах или ответах на них реальных имен детей!
  2. Если письмо достаточно обобщенное по тематике, (например: как помириться с подругой/подготовиться к выступлению /познакомиться с мальчиком или девочкой и т.д.), то есть такое письмо, ответ на которое будет полезен для многих учеников, мы пишем полностью вопрос и ниже ответ на него.
  3. Если письмо носит личный характер (например: "мне нравится Вася Иванов. Что делать?! Маша Сидорова"), мы пишем только никнейм и предлагаем ребенку либо прийти на личную беседу, либо оставить e-mail, по которому мы смогли бы связаться с ним.

Чтобы было понятно, мы проиллюстрируем примерами:

Вопрос: Мы подарили мальчику книжку! Как вы думаете, он будет ее читать?

Ответ: Сложно сказать, будет ли мальчик ее читать. Все зависит от того, какой это мальчик, любит ли он читать вообще, какая книжка, совпадают ли интересы мальчика и подаренная книжка. А еще влияние может оказать то, как мальчик относится к тем, кто подарил книжку. Так что, сами видите, вопрос непростой =)

Вопрос: Дорогой Психолог, я псих, что мне зделать чтобы стать нормальным ;) “ImperiuS”

Ответ: Дорогой “ImperiuS”, в первую очередь тебе нужно перестать называть себя психом. Помнишь, что говорили в мультфильме: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

Ответ для Казявки:

Дорогая Казявка!

Мы можем ответить на твой вопрос здесь, на стенде, а можем перевести переписку на e-mail. Так как вопросы, которые ты задаешь, носят довольно личный характер, второй вариант был бы предпочтительнее. Пожалуйста, сообщи нам адрес, на который мы можем выслать ответ.

Психологическая почта: модель для сборки.

Шаг 1. В первую очередь вам понадобится деревянный ящик с открывающейся стенкой, крепким внутренним/навесным замком и не широкой прорезью сверху (см. фото). С самого начала важно правильно подобрать ящик: он должен быть прочным, защищенным от вскрытия и должен гарантировать безопасность писем детей.

Шаг 2. Безопасность - самое важное, что вам необходимо обеспечить. Залогом успеха этой идеи будет уверенность ребят в том, что их письма не попадут никому, кроме психолога. Наш ящик вскрывали дважды: первый раз из бумажного ящика все аккуратно вытащили через щель, во второй раз железный ящик для обычной почты просто разломали. После второго раза восстановить доверие детей к такому типу коммуникации было весьма не просто.

Так же вам понадобятся надежные крепления ящика к двери/стене, чтобы у детей не было возможности просто унести ящик.

Шаг 3. Подготовка почвы. Просто повесить ящик на дверь недостаточно, необходимо разъяснить правила его использования ребятам. Ниже мы приводим пример мини-плаката, который висит рядом с нашим ящиком.

"Психологическая почта: инструкция по применению"

Если:

- ты хотел поговорить с нами, а нас почему-то нет на месте;

- тебе грустно, но на "попить чаю" с нами у тебя нет времени;

- поругался с родителями, но держишь это в себе;

- устал ото всех или тебя все достали

НАПИШИ НАМ ОБ ЭТОМ!

Все, что ты напишешь нам, останется строго между нами.

Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем подписываться под письмом вымышленным именем для сохранения тайны!

Шаг 4. Лист ответов. Вывешивается регулярно, не реже одного раза в неделю. Мы отвечаем на все письма. Даже если их характер откровенно провокационный, даже если письмо содержит непристойности или оскорбления. Наш опыт позволяет говорить о том, что дети уважают педагогов, которые не поддаются на провокации и могут ответить на них шуткой.

Шаг 5. Ваша готовность отвечать на вопросы ребят "А что это такое? А зачем? А как вы оттуда письма достаете? А как вы мне ответите?" Мы использовали все ту же стену около кабинета и повесили там "Ответы на часто задаваемые вопросы - F.A.Q." Это выглядело так:

Психологическая служба - F.A.Q.

(ответы на часто задаваемые вопросы)

Вопрос: Вы проводили с нами тесты, когда я смогу узнать свои результаты?

Ответ: Примерно через неделю, ну хотя бы через 5-6 дней. Мы очень стараемся все сделать побыстрее, но вас на порядок больше, чем нас. ;-)

Вопрос: Я хочу задать вопрос, посоветоваться. Как мне это сделать?

Ответ: Ты можешь задать свой вопрос 3-мя способами:

1 - подойти к нам лично: каждый день в школе обязательно есть кто-то из нас. К нам можно подойти и на перемене, и после уроков;

2 – написать письмо и опустить в ящик «Психологической почты»

3- написать письмо и отправить на e-mail: pochta_psy@mail.ru

Вопрос: Я написал письмо. А когда и как вы мне ответите?

Ответ: Мы стараемся написать ответы на все письма как можно быстрее. Обычно мы отвечаем на вопросы через 1-2 дня.

Ответы публикуются на стенде около нашего кабинета. Кроме того, если в письме ты укажешь свой e-mail, мы можем прислать ответ на него.

Вопрос: Я задал вопрос, а ответ прочитать не успел, потому что лист с ответами уже сняли. Как я могу узнать, что вы мне ответили?

Ответ: Архив психологической почты будет публиковаться на нашем сайте и в сообществе «Уроки психологии» в Контакте. Ответ на свой вопрос ты можешь посмотреть там.

Вопрос: Я – псих!

Ответ: Скорее всего, нет.

Вопрос: Как открывается ящик?

Ответ: Очень аккуратно!

Вопрос: Ой, а как вас зовут? А то я не помню…

Ответ: Ничего-ничего, бывает. Нас зовут Анна Валерьевна и Наталья Юрьевна =)

Прохождение этих несложных шагов даст вам еще один инструмент взаимодействия с вашими учениками.