Учимся быть пешеходами

Разделы: Начальная школа


Цели: продолжить знакомство обучающихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице; расширить знания обучающихся по безопасности движения, воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность, общий кругозор.

Оборудование: медиаресурсы, презентация, выполненная в Power Point; телевизор, DVD, DVD-диск «Безопасность детей в транспортном мире», сигналы светофора, дорожные знаки, буклет по ПДД.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой на работу.

–Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное работайте дружно и тогда у нас всё получится. Не зря говорят: «Дружба в делах помощница!»

– А теперь ответьте мне друзья. Готовы вы к уроку? (да)

На вас надеюсь я друзья
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!

II. Мотивация

–Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным.

А начать урок мне хотелось бы со стихотворения Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек».

Входит зайка чуть живой
Где скакал?
На мостовой.
Не послушал зайка папу.
Оторвали зайке лапу.
На мостовой автомобили
Лисёнка чуть не задавили
На мостовую нипочём
Не надо бегать за мячом!
Кот катался без заботы,
Не глядел на красный свет,
Налетел на Бегемота,
Поломал велосипед.
Курица на улице
Едва не пропала,
Потому, что курица
Ходит где попало.
Прицепившись к задней шине,
Мышка едет на машине.
– Мышка слезь! Скорее слезь!
Хвост тебе отдавят здесь.
Мчится Хрюшка за трамваем,
Хвостик весело задрав.
– На ходу не разрешаем,
Заплатить придётся штраф!

Говорит кондуктор Мишка:
– Отцепитесь вы, Мартышки!
Не висите на подножке,
Берегите ножки!
Правила движения звери не знали.
Мышки-глупышки хвосты потеряли,
Хрюшки – без шляпы,
Зайка без лапы.
Плачут звериные мамы и папы.

– Ребята ответьте на вопрос. Почему такая беда приключилась со зверятами?

– Вот поэтому, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать, движению транспорта, необходимо изучать и знать правила дорожного движения.

III. Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока так и звучит «Учимся быть пешеходами» (Слайды 1-2)

– Мы с вами узнаем о правилах поведения на дороге, о том какие существуют средства регулирования дорожного движения. А в конце урока вы все станните участниками игры «Я – примерный пешеход», чтобы верно ответить на её вопросы, будьте внимательными. И так, начинаем изучать Азбуку безопасности. На какие же вопросы мы должны будем дать ответ?

(Слайд 3)

IV. Изучение нового материала

– К нашему уроку мы с вами готовились по микро группам. Одна из групп – группа «учёных». Им было дано задание: вместе с родителями найти и подготовить материал о том, как и когда, возникли дороги. Предоставим им слово.

Историческая справка.

«Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мёд, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами». Путины населяли между собой населённые пункты, их стали называть дорогами.»

– Много дорог в нашей стране. Проехать по всем – это всё равно, что два раза совершить путешествие на луну и обратно.

«В России первые дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами брёвен. В 1692 г. по царскому указу было решено замостить главные московские улицы камнем. В город никого не пускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первые дороги появились в России в 1722 г. По приказу Петра I её проложили между Москвой и Петербургом.»

(Слайд 4)

– Бегут дороги от города к городу, от посёлка к посёлку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдёт дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.

– Что такое улица? (Дорога по городу)

– Все улицы делятся на две части. Как называется часть улицы, по которой движутся машины? (Проезжая часть или мостовая).

– А как называется часть улицы, по которой ходят люди? (тротуар)

– Как нужно двигаться по тротуару? (По правой стороне) (Слайд 5)

Тротуар – эта часть улицы безраздельно принадлежит людям.

– Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определённый порядок. Попробуйте догадаться, что за предмет, помогает регулировать движение на дороге?

– Он на дорогах всей планеты,
130 долгих лет стоит,
Он шлёт зелёные приветы тому,
Кто все сигналы чтит.
(светофор) (Слайд 6)

– Ребята из группы «артисты» приготовили небольшую сценку к уроку. Предоставим им слово.

1:

«Жигули», «Тойоты», «Джипы» –
Сразу растеряешься,
Коль в сигналах светофора
Ты не разбираешься.

Светофорик:

Я на улице любой
Самый главный постовой.
Все меня конечно, знают.
Кто не знает? Есть такой?

2:

Красный свет – он самый строгий
Если только он горит,…

Светофорик:

Знает Петя, знает Вова,
Что сейчас их путь закрыт.

3:

Жёлтый свет –
Стой и жди!

Светофорик:

Влево, вправо ты гляди!

4:

Подмигнул зелёный свет – …

Светофорик:

Путь открыт! Препятствий нет!

5:

Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадёшь,
Конечно, очень скоро!

Светофорик: Предлагаю вам ребята посмотреть фильм про меня.

Работа с учебником. стр. 10

– Итак, как же располагаются сигналы светофора? Какие существуют виды светофоров?

Светофорик:

А сейчас для всех ребята
Я включу зелёный свет.
Вы, ребята, запевайте,
Гости, хлопать нам не забывайте.

Физкультминутка.

поют на мелодию «Не перебивай меня»

Так бывает в жизни нашей,
Что приходится спешить.
Нужно Таням, Петям, Сашам
В нужном месте срочно быть.
Но с дорогой шутки плохи,
И случается спешим
Мы затем, чтоб оказаться
Под колёсами машин.

Припев:
Не перебегай её, не перебегай
Если свет зажёгся красный!
Не перебегай её, не перебегай:
Это ж так, дружок, опасно! (2 раза)

Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зелёный говори:
«Проходите, путь открыт!»
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.

Припев: тот же (2 раза)

– Спасибо. Садитесь. Скажите, как вы думаете, а что ещё кроме светофора относится к средствам регулирования дорожного движения? (дорожные знаки)

– Правильно. У дорог и улиц есть свои законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрёстки, площади.

Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём,
Вот она азбука на мостовой,
Знаки развешены над головой,
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.

– Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов предложения. У дорожного языка тоже есть буквы – знаки. Один знак означает целую фразу – дорожный сигнал.

Они расставлены вдоль улиц. Круглые, треугольные – укреплённые на стойках, так, чтобы их можно было видеть. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковые, понятны любому водителю – русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чём-то сообщаю. Дорожных знаков очень много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

– Посмотрите на экран. На какие группы их можно разделить. По какому признаку. (Слайд 7)

– Оказывается, знаки разбиты на особые группы, чтобы их не путать, быстро ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – синие, красные и особая форма – круг, треугольник, квадрат или прямоугольник.

Рассмотрим их.

  1. Знаки запрещающие. (Слайд 8)
    Они круглой формы, белые с красным изображением и цифры нарисованы внутри красного круга, точно и категорично говорят, что им данный знак запрещает.
    – Как вы думаете, что эти знаки запрещают? (пешеходное движение, велосипедное, белая широкая полоса в красном круге запрещает въезд).

  2. Предупреждающие. (Слайд 9)
    Они треугольные, а периметр красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунком внутри треугольника. Бегущие дети предупреждают водителя – приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым снегом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке увидели оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.

  3. Предписывающие знаки. (Слайд 10)
    У этих знаков изображение и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Велосипед в синем круге указывает на велосипедную дорожку.

  4. Указательные знаки. (Слайд 11)
    Их основной цвет – синий, а форма квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направления к нужному населённому пункту и расстояние до него.

  5. Есть ещё знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. (Слайд 12)
    Есть ещё и другие группы знаков, но о них мы узнаем на других уроках окружающего мира.
    Случайных знаков не бывает, все они придуманы для пользы дела. 30 лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня их больше ста.

– Ребятам из группы «художников» было дано задание: Дома с родителями нарисовать дорожные знаки и подобрать к ним загадки. Предоставим им слово.

А у вас на партах тоже разложены знаки. Вы должны догадаться, о каком знаке идёт речь, и поднять его.

  1. Я хочу спросить про знак.
    Нарисован знак вот так:
    В треугольнике ребята
    Со всех ног бегут куда-то. (Дети)

  2. Если ты поставил ногу
    На проезжую дорогу,
    Обрати внимание, друг:
    Знак дорожный – кранный круг,
    Человек, идущий в нём,
    Красной чёрточкой зачёркнут.
    И дорога вроде, но
    Здесь ходить запрещено. (Движение пешеходов запрещено)

  3. Шли из школы мы домой,
    Видим – знак над мостовой.
    Круг, внутри – велосипед,
    Ничего другого нет. (Велосипедная дорожка)

  4. Пешеход, пешеход!
    Помни ты про переход!
    Он наземный,
    Похожий на зебру. (Пешеходный переход)

  5. Ожидаешь ты посадки
    На отведённой площадке
    Не нужна тебе сноровка,
    Это место – остановка. (Остановка автобуса)

Отчёт группы исследователей:

  1. Результаты мини исследования. (Слайд 13)
  2. Начертить дома с родителями схему дороги от дома до школы. (Худякова Алина, Марулёва Алина). (Слайды 14-15)

– А теперь я хочу проверить, как вы усвоили тему урока, насколько были внимательны. Предлагаю поиграть в игру «Я – примерный пешеход»

Игра «Я – примерный пешеход» (слайд 16)

  1. Какая часть улицы служит для движения пешеходов? (тротуар)
    (Слайд 17)
  2. Как надо двигаться по тротуару? (придерживаться правой стороны)
    (Слайд 18)
  3. Специальное устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на дорогах. (Светофор)
    (Слайд 19)
  4. Как надо переходить через дорогу?
    (Слайд 20)
  5. Кто поможет вам перейти через дорогу? (зебра)
    (Слайд 21)
  6. Назови эти дорожные знаки. (Дети. Пешеходный переход. Движение пешеходов запрещено.)
    (Слайд 22)

Молодцы. (Слайды 23-24) Вы успешно ответили на все вопросы игры. А теперь вернёмся к вопросам, которые мы поставили перед собой в начале урока и ответим на них. (Слайд 25)

Рефлексия.

нарисовать знак «!» если вы довольны уроком, вам всё понятно, знак «?» – в том случае если вы чем-то недовольны и у вас остались вопросы.

Покажите гостям. (Слайд 26)

Вручение памяток. Обратить внимание на выставку «Азбука безопасности»