Управление качеством образования в лицее

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Начальная школа играет особую роль в системе образования школьников: именно на этой ступени закладываются первоначальные знания об окружающей действительности, формируются общие учебные умения и навыки, которые впоследствии становятся основой непрерывного образования личности. Поэтому качество сформированности общих учебных и предметных знаний, умений, навыков младших школьников и является фундаментом для обеспечения качества образования, которое предоставляет учебное заведение.

Управление качеством образования в лицее № 17 - процесс проектированный: разработана Программа развития учреждения "Управление качеством образования в лицее" на 2008 - 2012 учебный годы. Система педагогических советов, направленная на реализацию Программы развития, спланирована, как и программа, на 4 года. На каждый учебный год взята актуальная проблема, которая будет разрешаться на тематических педагогических советах. Например, в 2009 - 2010 учебном году проблема "Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательного процесса" будет рассмотрена на педсоветах "Совершенствование профессиональной компетентности учителя в условиях лицея", "Самообразование педагогов - важный фактор, обеспечивающий успех в работе", "Самоуправление как средство социализации лицеистов".

Традиционно мониторинг в лицее представлен двумя уровнями:

1 уровень - индивидуальный, персональный - осуществляет его учитель и классный руководитель ежедневно. Это наблюдение, фиксирование динамики развития ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям деятельности.

2 уровень - внутрилицейский - осуществляет администрация ОУ. Это отслеживание динамики развития классов, параллелей и лицея в целом по определённым критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени - по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения. На внутрилицейком уровне проводится мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по основным предметам в виде административных контрольных работ: стартовый, промежуточный, итоговый, практикуется рейтинговый контроль. Современная система мониторинга в нашем лицее, как и вообще в России, только складывается, потому что она должна в своей основе разрабатываться и опираться на компьютерные технологии.

В лицее разработана структура мониторинга качества образовательного процесса и его основные направления, которые представлены в таблице:

Таблица 1

Структура и направления мониторинга качества образовательного процесса

Направления мониторинга

Уровень качества управления Уровень качества самого образовательного процесса, его условий и ресурсов Качество результатов образовательного процесса как степень удовлетворения образовательных потребностей ученика
1. Качество методической и опытно-экспериментальной работы как ресурс управления качеством образования.

2. Качество управленческой деятельности всех субъектов образовательного процесса.

3. Качество управления взаимодействием с родительской общественностью, социумом.

1. Качество уроков.

2. Качество внеурочных внутришкольных и внешкольных событий.

3. Качество кабинетной системы и обустройства образовательного процесса в целом.

4. Оценка учителем результатов своего труда, удовлетворённость своими результатами, уровнем своего профессионализма, участием в жизни лицея.

5. Изучение психологического состояния

учителя, его отношения к работе.

1. Изучение психологического состояния

ученика, удовлетворения его познавательных потребностей; отношений с учителями, родителями, друзьями.

2. Динамика изменений в обученности, обучаемости, развитии, воспитанности, готовности к продолжению образования.

3. Изучение состояния здоровья школьников.

В последние годы стала актуальной проблема качества образования, вызванная возрастанием требований общества, учащихся и их родителей к результатам образования.

Мониторинг качества учебных достижений учащихся позволяет:

  • выявить качество освоения младшими школьниками общеучебных и предметных знаний, умений, способов деятельности;
  • выявить готовность выпускников начальной школы к обучению в основном звене и спрогнозировать возможные затруднения в освоении содержания основной школы;
  • определить эффективность педагогической деятельности учителей начальных классов;
  • определить качество образовательных программ, реализуемых педагогами в начальной школе.

Одним из приоритетных принципов построения личностно-ориентированного начального образования является вариативность. В лицее реализуются следующие программы начального обучения:

- Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

- "Перспективная начальная школа";

- "Школа ХХI века";

- "Школа России".

Это даёт родителям возможность выбрать для каждого ребёнка наиболее подходящую по его развитию и интересам программу обучения. Качество обученности представлено в таблице:

Таблица 2.

Сводная таблица качества обучения педагогами начальной школы по вариативным УМК:

№ пп Название учебно-методического комплекса Качество обученности учащихся (2008 - 2009 учебный год)
1. Система развивающего обучения

Л.В. Занкова

79%
2. "Перспективная начальная школа" 74%
3. "Школа ХХI века" 77%
4. "Школа России" 68%

Учителя, работающие по личностно ориентированным программам, больше внимания уделяют формированию умений учебной деятельности через организацию самостоятельной, поисковой работы, проведение продуктивного диалога на уроке. Мониторинг выбора вариативных УМК, по которым работает лицей, позволяет сделать вывод, что родители учащихся начальных классов отдают предпочтение программам, всесторонне развивающим ребёнка.

Начальная школа, ориентированная на достижение элементарной грамотности младшего школьника, закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности, которые будут формироваться в основной школе.

Тексты контрольных работ, проводимых нами по русскому языку и математике, позволяют проверить общеучебные навыки:

  • сравнение, анализ, классификация, обобщение объектов;
  • работа по алгоритму;
  • построение письменного высказывания по заданному вопросу;
  • работа с простейшими моделями;
  • поиск и преобразование информации.

и предметные умения:

  • оперирование числом;
  • работа с наименованными числами;
  • решение текстовых задач
  • лингвистическая компетенция;
  • языковая компетенция;
  • коммуникативная компетенция.

  По новым стандартам предполагается оценивать не только знания ученика, но и сформированные компетентности. Разумеется, компетентности оценить очень сложно, так как некоторые из них формируются в течение долгого времени, в дальнейшем трудно отследить, насколько эффективно ученик их использует.

Компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника определённой ступени обучения, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.

Модель выпускника начальной школы представлена в "Образовательной программе лицея":

Выпускник начальной школы:

  • обладает развитой речью, усидчивостью, логическим мышлением и устойчивым вниманием;
  • самостоятелен, имеет выраженную учебную мотивацию;
  • знает свои возможности и желает добиться успехов в деятельности;
  • имеет устойчивую самооценку;
  • владеет практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
  • обладает эмоционально-ценностным отношением к миру, явлениям жизни и искусству;
  • уважает сверстников, старших товарищей и взрослых.

В настоящее время в лицее разрабатывается "Программа формирования устойчивых умений, навыков и компетенций учащихся", учителя начальных классов тоже включились в эту работу.

В лицее на муниципальном уровне создана экспериментальная площадка, работающая по теме "Методологическая и управленческая культура учителя как условие обеспечения нового качества образовательного процесса". В течение 2008 - 2009 учебного года педагоги под руководством психолога лицея Тараненко Н.П. изучали реальные учебные возможности младших школьников: определили свойства внимания, памяти, модальность, качество сформированности организационных, мыслительных и коммуникативных ОУУН. Это позволило учителям на диагностической основе индивидуализировать учебный процесс, работать с детьми в зоне ближайшего развития.

Освоив технологию ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности, автор Н.Л. Галеева), учитель получил возможность управлять качеством развития учащихся средствами учебного предмета, его деятельность подчинена алгоритму:

1 шаг - учитель организует проведение контрольно-методических срезов (КМС) для определения актуального уровня обученности, и уровня обучаемости на материале своего предмета;

2 шаг - по результатам анализа КМС педагог выделяет группу учащихся с низким уровнем обучаемости и начинает целенаправленно проводить диагностику уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха этих ребят (внимания, памяти, общеучебных навыков, мотивации). Эта работа проводится совместно с психологом.

3 шаг - заполненная матрица учебного успеха ученика является основой выбора форм и заданий для индивидуальной работы с ребёнком;

4 шаг - в марте учитель снова проводит КМС и оценивает динамику изменений параметров индивидуального стиля учебной деятельности учащегося.

При оценке качества образования лицея обращается внимание не только на результаты учебно-воспитательного процесса, уровень достижений и динамику развития младших школьников, но и на психологическую комфортность, здоровьесберегающий потенциал.

Одна из главных проблем современной школы - перегрузка детей. Именно от учителя зависит организация такого образовательного процесса, в котором учебный успех достигается без потери здоровья учащихся. В лицее приняты единые требования и критерии оценки качества урока. На уроках не допускаются перегрузки в учебной работе лицеистов, перегрузки на этапах диагностики и оценки достижений ученика, неблагоприятный для ученика эмоциональный фон на уроке. Расписание соответствует требованиям СанПиНа.

В лицее оборудован зал оздоровительной физкультуры, где наши младшеклассники занимаются под руководством опытного инструктора.

Развитие личности ученика невозможно без совершенствования профессиональной грамотности и компетентности педагога. Учитель не может заниматься только оказанием "образовательных услуг", он обязательно должен развиваться сам, обеспечивая высокое качество образования. Сегодня от учителя востребована система умений: проанализировать потоки новой информации, оценить её дидактический потенциал в реальных условиях, спрогнозировать результат её использования, организовать её материальное воплощение, а затем - снова проанализировать, но уже результат воплощения новой информации в практику. Педагоги начальных классов имеют высокий уровень квалификации: 8 из них имеют высшую квалификационную категорию, 3 - первую. Победителем конкурса ПНПО "Лучший учитель России" является Сингач И.А., многие отмечены дипломами всероссийских конкурсов "Образование - взгляд в будущее", "Современный урок", "Открытый урок".

Успешно принимают участие в различных конкурсах и учащиеся начальных классов, любимыми являются "Медвежонок", "Кенгуру", "Британский бульдог", "Инфознайка".

Организована исследовательская деятельность младших школьников. Они успешно выступили на школьной, городской, зональной научно-практической конференциях, удивив членов жюри серьёзностью своих исследований. В прошедшем учебном году стали победителями городского фестиваля младших школьников "Наша школьная планета".

Привлечение родителей к участию в жизни лицея, в том числе к оценке качества образования важно. Именно родители формулируют "заказ" образованию на подготовку своих детей.

Получив 2 года назад статус лицея, мы задумались, как сформировать новое образовательное пространство, чтобы в нём царил культ знаний. Так в 2007 году у нас появилась "Семейная школа", которая объединила учеников младших классов, их родителей и педагогов в коллектив единомышленников. Главная задача данного проекта: формировать личность младшего школьника с развитым интеллектом, высоким уровнем культуры, адаптированную к современной жизни. Раз в четверть в "Семейной школе" проходят интеллектуальные игры, в которых принимают участие и дети, и родители.

Таким образом, показателями нового качества образовательного процесса выступают следующие характеристики:

  • новые знания, формирование ключевых компетенций учащихся, повышение уровня их личностного развития;
  • здоровьесберегающая среда (без перегрузок, утомления, ухудшения здоровья, психических расстройств);
  • повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • рост престижа лицея в социуме.

Литература:

  1. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. М.: "Первое сентября", 2007.
  2. Управление качеством образования/ Под редакцией М.М. Поташника.
  3. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  4. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.:1991.