Изменение названий предметов по падежам

Разделы: Русский язык


Цели:

  • создать условия для установления детьми возможности изменения слов, называющих предметы, по падежам;
  • убедиться в возможности проверки орфограмм слабой позиции по сильной позиции в изменениях слова по падежу.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Ситуация успеха.

- Что мы изучаем на уроках русского языка? (Проверку орфограмм слабой позиции)

- Как мы проверяем орфограммы слабой позиции? (По алгоритму:

  • Пропускаем (орфограмма слабой позиции)
  • Изменяем по числу
  • По сильной позиции проверяем слабую
  • Буква (пишем нужную букву)

-Иванна написала высказывание: У меня есть ко(т, д).

Как вы думаете, как Иванна проверила орфограмму слабой позиции?

Проверьте это слово в тетрадях по алгоритму.

Взаимопроверка.

Покажите на доске.

Контроль по алгоритму, рефлексия: умею ли я проверять орфограмму слабой позиции, оценка по шкале

3. Постановка учебной задачи.

-Ребята, Вадим эту орфограмму так: У меня нет к_та. И по сильной позиции поставил нужную букву. Вы с ним согласны? Почему?

(Слово "кот" в единственном числе, слово "кота" - тоже, значит он неправильно изменил слово, надо было изменить так:"коты".

-Но в слове "коты" звук / т / в сильной позиции, наверное так тоже можно).

-Как вы думаете, могут ли быть другие способы проверки орфограмм слабой позиции? (-нет, -могут быть)

-Тогда что мы будем изучать на этом уроке? (Новые способы проверки)

1. Пропускаем (орфограмму слабой позиции)

2. Изменяем по числу

3. / /--- /__/ (по сильной позиции проверяем слабую)

4. Буква (пишем нужную букву)

4. Анализ.

Ко_ --- к_та

Это сильная позиция? (да) Значит, по этому изменению поставить букву в слабой позиции? (да)

И в первом, и в втором случае слово "кот" называет один предмет, Почему же это слово изменилось? (предложения детей)

Вывод: потому что оно связано с разными словами. В первом высказывании связано со словом "есть", а во втором- со словом "нет", поэтому слово "кот" стало "кота"

_Я вам дам несколько слов. Давайте попробуем сказать слово "кот" с этими словами.

(На доске: есть, нет рад, вижу, доволен, думаю) Эти слова у вас на карточках. Не забывайте пропускать орфограммы слабой позиции, ставить ударения.

Работа на карточках.

Проверка: на доске- разные варианты. Дети проверяют свою работу, задают вопросы, уточняют, исправляют друг друга.

- Для связи с каким словом вам понадобилось слово-помощник? (думаю о ком?)

Давайте рассмотрим- какие слова годятся для проверки орфограммы слабой позиции в слове "ко_"? (кота, коту, котом, о коте)

А для проверки орфограмм слабой позиции в словах "к_та", "к_ту", "к_том", "о к_те"? (кот )

Вывод: Вот мы и нашли новый способ проверки орфограмм слабой позиции. Этот способ называется "Изменение по падежам". (В алгоритме, где фиксировали учебную задачу, вместо ? пишем " по падежам")

-Какие слова нам помогали изменять по падежам? (есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю )

Сколько всего изменений? (6)

5. Рефлексия.

- Что нового узнали? (Изменение по падежам. Есть 6 падежей.)

-Зачем нужно уметь изменять слова по падежам? (Так тоже можно проверять орфограммы слабой позиции.)

- Сможете самостоятельно изменять слова по падежам? (да)

6. Решение частных задач.

-А теперь самостоятельная работа. Проверьте орфограмму слабой позиции в слове "зу (п, б)" изменяя слово по падежам. (Работа в тетрадях)

Самопроверка (контроль по алгоритму, ставят знаки +, - , устная проверка)

-А теперь немножко усложню задание: измените это слово по падежам во множественном числе. Выберите форму работы (групповая, парная, самостоятельная).

Проверка, ставят себе оценку.

- Сможете дома выполнить подобное задание? (да)

7. Домашняя работа.

Измените по падежам слова " ки(т, д)", " кла(д, т)" в единственном и во множественном числе.

8. Рефлексия.

- Чему научились, что нового узнали? (Изменять слова по падежам, чтобы проверять орфограммы слабой позиции. Есть 6 падежей. Узнали слова, которые помогают изменять по падежам. Можно изменять по падежам и во множественном числе.)

- Запишите домашнюю работу.