Цели:
- создать условия для установления детьми возможности изменения слов, называющих предметы, по падежам;
- убедиться в возможности проверки орфограмм слабой позиции по сильной позиции в изменениях слова по падежу.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Ситуация успеха.
- Что мы изучаем на уроках русского языка? (Проверку орфограмм слабой позиции)
- Как мы проверяем орфограммы слабой позиции? (По алгоритму:
- Пропускаем (орфограмма слабой позиции)
- Изменяем по числу
- По сильной позиции проверяем слабую
- Буква (пишем нужную букву)
-Иванна написала высказывание: У меня есть ко(т, д).
Как вы думаете, как Иванна проверила орфограмму слабой позиции?
Проверьте это слово в тетрадях по алгоритму.
Взаимопроверка.
Покажите на доске.
Контроль по алгоритму, рефлексия: умею ли я проверять орфограмму слабой позиции, оценка по шкале
3. Постановка учебной задачи.
-Ребята, Вадим эту орфограмму так: У меня нет к_та. И по сильной позиции поставил нужную букву. Вы с ним согласны? Почему?
(Слово "кот" в единственном числе, слово "кота" - тоже, значит он неправильно изменил слово, надо было изменить так:"коты".
-Но в слове "коты" звук / т / в сильной позиции, наверное так тоже можно).
-Как вы думаете, могут ли быть другие способы проверки орфограмм слабой позиции? (-нет, -могут быть)
-Тогда что мы будем изучать на этом уроке? (Новые способы проверки)
1. Пропускаем (орфограмму слабой позиции)
2. Изменяем по числу
3. / /--- /__/ (по сильной позиции проверяем слабую)
4. Буква (пишем нужную букву)
4. Анализ.
Ко_ --- к_та
Это сильная позиция? (да) Значит, по этому изменению поставить букву в слабой позиции? (да)
И в первом, и в втором случае слово "кот" называет один предмет, Почему же это слово изменилось? (предложения детей)
Вывод: потому что оно связано с разными словами. В первом высказывании связано со словом "есть", а во втором- со словом "нет", поэтому слово "кот" стало "кота"
_Я вам дам несколько слов. Давайте попробуем сказать слово "кот" с этими словами.
(На доске: есть, нет рад, вижу, доволен, думаю) Эти слова у вас на карточках. Не забывайте пропускать орфограммы слабой позиции, ставить ударения.
Работа на карточках.
Проверка: на доске- разные варианты. Дети проверяют свою работу, задают вопросы, уточняют, исправляют друг друга.
- Для связи с каким словом вам понадобилось слово-помощник? (думаю о ком?)
Давайте рассмотрим- какие слова годятся для проверки орфограммы слабой позиции в слове "ко_"? (кота, коту, котом, о коте)
А для проверки орфограмм слабой позиции в словах "к_та", "к_ту", "к_том", "о к_те"? (кот )
Вывод: Вот мы и нашли новый способ проверки орфограмм слабой позиции. Этот способ называется "Изменение по падежам". (В алгоритме, где фиксировали учебную задачу, вместо ? пишем " по падежам")
-Какие слова нам помогали изменять по падежам? (есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю )
Сколько всего изменений? (6)
5. Рефлексия.
- Что нового узнали? (Изменение по падежам. Есть 6 падежей.)
-Зачем нужно уметь изменять слова по падежам? (Так тоже можно проверять орфограммы слабой позиции.)
- Сможете самостоятельно изменять слова по падежам? (да)
6. Решение частных задач.
-А теперь самостоятельная работа. Проверьте орфограмму слабой позиции в слове "зу (п, б)" изменяя слово по падежам. (Работа в тетрадях)
Самопроверка (контроль по алгоритму, ставят знаки +, - , устная проверка)
-А теперь немножко усложню задание: измените это слово по падежам во множественном числе. Выберите форму работы (групповая, парная, самостоятельная).
Проверка, ставят себе оценку.
- Сможете дома выполнить подобное задание? (да)
7. Домашняя работа.
Измените по падежам слова " ки(т, д)", " кла(д, т)" в единственном и во множественном числе.
8. Рефлексия.
- Чему научились, что нового узнали? (Изменять слова по падежам, чтобы проверять орфограммы слабой позиции. Есть 6 падежей. Узнали слова, которые помогают изменять по падежам. Можно изменять по падежам и во множественном числе.)
- Запишите домашнюю работу.