Когда я стану взрослым (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • образовательная: Обучать изложению собственных мыслей в соответствии с нормами литературного языка; обобщить и расширить представление детей о таком типе речи, как рассуждение;
  • развивающая: развивать у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, коммуникативные навыки, толерантность.
  • воспитательная: воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

  • Актуализировать имеющиеся у детей знания;
  • Пробудить познавательный интерес;
  • Мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме урока.

Оборудование: таблицы, схемы, словари, дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

II. Актуализация темы

Прочтите пословицы. О чем главном в них говорится?

  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Намеки да попреки – семейные пороки.
  • Семья – опора счастья.
  • Семья в куче, не страшна и туча.
  • Добрая семья прибавит разума-ума.

III. Постановка темы и цели урока.

У. Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Д. Наверное, о семье, о дружбе и любви.

У. Сегодня у нас с вами урок-творчество, мы будем писать сочинение-рассуждение на тему «Когда я стану взрослым». Какие цели ставите перед собой?

Д. Внимательно слушать, анализировать услышанное.

У. Моя цель – помочь вам в этом.

IV. Речевая разминка: повторение понятий ТЕМА и ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.

У. Начнем урок с речевой разминки. А помогут нам ее провести шутливые стихи А. Кушнера и В. Лунина. (дети получают карточки со стихами данных авторов)

Давайте познакомимся со стихотворением А. Кушнера «Когда я буду взрослым».

V. Одновременное зрительное и слуховое восприятие текста.

(учитель читает вслух два текста, дети следят по своим экземплярам)

У. Какова тема первого стихотворения? А второго?

Основная мысль?

Как вы это понимаете? Воспользуйтесь схемой прошлого урока.

Д. Текст – это большая река слов и мыслей, и когда мы хотим сказать, о чем этот текст, мы черпаем из этой реки кувшином краткости только очень важные слова и мысли, а когда хотим понять основную мысль текста, то из кувшина должны выпить только самый чистый, прохладный, вкусный глоток-каплю.

Д. Тема – это то, о чем говорится в произведении. Основная мысль – это то, к чему призывает нас автор, что хочет донести до читателя.

V. Содержательно-композиционный анализ текста.

У.От чьего имени написано первое произведение? Кто рассказчик?

Д. Здесь рассказчик-герой мальчик, он говорит: «Я…»

У. Какова же тема данного стихотворения? Как взрослый должен относиться к детям по мнению героя? Докажите текстом.

Д. Тема первого стихотворения – все запрещающий родитель. А основная мысль – мальчик считает, что родитель должен быть очень строгим.

Когда я буду взрослым,
Я буду очень грозным,
И скажут мои детки:
– Нельзя ли погулять?
– А час какой? Девятый?
Пожалуй, поздновато.
А ну, – скажу, – ребята,
Сейчас же марш в кровать!...

У. Вы согласны с мнением этого героя? Как вы думаете, почему он так строг? Приходилось ли вам встречать в жизни таких детей? Хороший ли получится родитель из такого мальчика? Почему?

А теперь расскажите о теме стихотворения В. Лунина «Когда я взрослым стану».

Д. Тема второго стихотворения – все разрешающий родитель. Его основная мысль – ничего не запрещать, а все-все разрешать.

Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну:
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину,
Валяться на диване,
На стенке рисовать,
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать… 

У. Это хорошо или плохо? Почему?

Д. Так нельзя тоже, потому что ребенок не научится себя правильно вести с другими детьми, он будет избалованный.

У. А как вы будете относиться к своим детям, когда станете взрослыми?

Д. Что-то будем разрешать, а плохое – запрещать.

У. Какова же задача нашей сегодняшней работы?

Д. Научиться составлять текст о том, какими мы будем взрослыми. Будем составлять текст от лица рассказчика-героя.

У. Прежде, чем приступить к написанию творческих работ, вспомним, что характерно для текста-рассуждения.

Д. В текстах-рассуждениях автор дает ответ на какой-нибудь важный вопрос. В нашей работе мы будем отвечать на вопрос: « Каким я буду взрослым?», «Как буду относиться к своему ребенку?»

У. Верно. Эти тексты рассказывают о причинах каких-либо событий. Структура такого текста: утверждение, которое нужно доказать. Доказательства, примеры-иллюстрации, вывод. Цель такого текста – рассказать о причине чего-либо.

Воспользуйтесь памяткой для составления своего текста.

У. Составьте примерный план.

Д. Сначала выразим основную мысль (1): каждый взрослый должен понимать, что ребенку надо многое разрешать, но не все. Иначе из такого ребенка вырастет плохой человек.

Д. Потом приведем доказательство (2), почему надо поступать именно так, а не иначе. Погулять до девяти, например, можно разрешать, а спилить ножки у стула, конечно, нельзя.

Д. Последний шаг (3) – это вывод.

У. А как осуществляется связь частей в рассуждении? Какие слова для этого используются?

Вывод: в доказательной части можно использовать слова:

  • я думаю, что;
  • я считаю, что;
  • мне кажется, что;

для заключительной части подойдут слова:

  • поэтому;
  • таким образом;
  • итак;
  • следовательно;
  • вот почему…

VI. Написание сочинения

VII. Самоконтроль

VIII. Рефлексия.

Достигли ли вы целей, которые ставили в начале урока? Что самое главное для себя вы вынесли с сегодняшнего урока-творчества?

IX. Итог:

Все хорошо потрудились. Мне было интересно с вами работать. На следующем уроке мы обсудим ваши работы.

Фрагменты из детских работ.

Матвеева Катя

«Когда я буду взрослой, у меня будет два ребенка. Я буду воспитывать своих детей с рождения.
Спать мои дети будут ложиться в определенное время, потому что надо соблюдать режим. Я буду им позволять играть в игрушки, гулять на улице, только недолго, хотя бы до 7 часов. Но не буду разрешать бегать по лужам. Я буду их так воспитывать, чтобы они могли убрать свои игрушки на место. За плохие оценки я буду ругать ребенка, но потом буду прощать. И я буду помогать моим детям делать домашнее задание.
Я думаю, что дети должны быть воспитанными и умными, а родители должны быть добрыми. Я буду очень хорошей мамой».

Басалаев Максим

«…Я буду своих детей воспитывать хорошо. Буду им разрешать гулять до 9 часов. Еще буду разрешать им играть в компьютер только полчаса, чтобы они не испортили зрение. Но не буду разрешать рисовать на стенах и курить, потому что это портит здоровье.
Я буду хорошим и замечательным отцом…»

Соловьева Настя

«Когда я стану взрослой, то обязательно буду воспитывать своих детей. Я буду им позволять обливаться чистой водой на даче в теплую погоду, следить, чтобы они всегда чистили зубы, вовремя ложились спать, хорошо учились. Но не позволю им купаться в луже, не разрешу до ночи играть в компьютер, а то испортят зрение. У меня будут хорошие и воспитанные детки.
Я думаю, что дети – это золото в семье, и родители должны любить своих детей. Я буду очень хорошей мамой».

Лавринов Кирилл

«Когда мне будет 32 года, у меня будет 2 ребенка: мальчик и девочка.
Я не буду позволять своему сыну долго играть в компьютер, а дочке смотреть мультфильмы. Я им буду давать свои деньги, позволять ходить в гости к незнакомым мне друзьям.
Я буду любить своих детей и не буду ругать за плохие оценки, а буду помогать с уроками…»