Воспитание у школьников желания хорошо учиться, интереса к учению – одна из задач школы. И для ее решения необходимы совместные усилия учителей и родителей. В семейном воспитании особенно часто встречаются недостатки, связанные с отношением родителей к учебной деятельности детей. К таким недостаткам можно отнести: отсутствие постоянной деловой помощи родителей в самостоятельной учебной работе детей.
В семьях, где растут дети инвалиды, на первое место выходит проблема удовлетворения потребностей ребенка и ограждения его от трудностей, блокируется процесс подготовки детей к столкновению с реальностью. С момента поступления в школу особенно важно выработать такой тип сотрудничества детского коллектива, коллектива педагогов и родителей, который будет способствовать развитию межличностных отношений обусловленных общими целями и задачами совместной деятельности и её организации.
Наряду с привычными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы и консультации со специалистами и классными руководителями, родительский клуб, информационные стенды и совместное оформление класса и т.п.) нами ведется постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни школьников. В этом году родители учащихся 1, 2 и 3 классов активно участвовали в проведении праздника ко дню учителя и праздника осени.
Наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни школы является проектная деятельность. Проектная деятельность широко внедрена в общеобразовательную школу. Многообразные проекты в среднем и старшем звене коррекционных школ в основном имеют профориентационную направленность. Однако потенциал использования этого метода в коррекционном начальном образовании используется недостаточно.
Включаясь с ребенком в процесс обучения по методу проектной деятельности, родитель помогает наладить представление о связях между учебным процессом и реальной жизнью. В ходе совместной работы устанавливаются партнерские отношения детей и взрослых. Видя заинтересованность родителей в своем труде, дети получают положительную мотивацию, у них возрастает чувство собственной значимости.
Общение детей и родителей выходит за рамки семейных отношений. Ребенок получает возможность наблюдать как мама или папа взаимодействуют с другими родителями и с учителями.
Целью проектной деятельности является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Проектная деятельность решает задачи:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважение.
- Развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёра по совместной работе, внимательно и чутко относиться к людям, формирование социально адекватных способов поведения)
- Формирование способности к организации деятельности и управления ею (воспитание целеустремленности и настойчивости, формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения).
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Существуют общие положения работы над проектом, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования второго поколения. Они предполагают следующий порядок действий:
- Определение темы (учитель выбирает общую тему или организует ее выбор).
- Выбор подтем (областей знаний).
- Сбор информации.
- Выбор проектов
- работа над проектами.
- Презентация проектов.
Так как дети с ДЦП ограничены в своих возможностях, особенно в начале освоения проектной деятельностью помощь в сборе информации и организации всего процесса ложится на плечи учителя и родителей. Что обеспечивает постоянное и открытое двустороннее общение. Однако специфика обучения и воспитания детей с ДЦП предполагает необходимость участия в этом виде деятельности, как и во всех прочих, специалистов коррекционно-развивающего обучения (дефектолог, логопед, психолог). Включаясь на первом этапе работы над проектами, специалисты курируют все последующие этапы наряду с учителем.
Кроме того, дефектолог и логопед в свои плановые занятия стараются включить упражнения, связанные с материалом, с которым работают дети, что повышает эффективность занятий и обеспечивает междисциплинарные связи.
В Центре психолого-медико-социального сопровождения “Раменки” было выбрано два вида проектов:
- Краткосрочный групповой (в течение 5 учебных дней в рамках проведения предметной недели по окружающему миру, когда реализация проекта на заданную тему осуществляется группой учеников – классом под руководством классного руководителя).
- Долгосрочный индивидуальный (в течение 5 месяцев с включением каникулярного периода на выбранную учеником тему под руководством учителя, родителей).
Уже второй год в ЦПМСС “Раменки” проводятся предметные недели. Предметная неделя по окружающему миру проводится в форме проектной деятельности, результатом которой в прошлом году явились рисунки и плакаты детей на изучаемую тему (Царство воды, Царство воздуха, Царство земли, Царство солнца). В текущем году в ходе предметной недели по окружающему миру был проведен конкурс проектов: групповых и индивидуальных, где ученики всех классов вместе с родителями под руководством учителей изучали представителей животного мира и взаимодействие их с человеком. Надо отметить, что этот вид деятельности вывал живейший интерес, как у детей, так и у взрослых.
Выполнение краткосрочных проектов позволяет обобщить коллективный опыт, использовать его при изучении соприкасающихся тем в других классах. Работа велась с сохранением всех рекомендуемых этапов, но с учетом индивидуальных особенностей детей, так как в применении проектной деятельности в работе с детьми с ДЦП особенно важно учитывать принцип доступности, применять разноуровневый подход к решению поставленных задач, учитывать возрастные особенности детей, их физические, психические показатели и личное желание. В ходе выполнения проекта ребенок должен получать удовольствие и удовлетворение от выполнения работы.
Тема долгосрочного индивидуального проекта выбиралась в конце прошлого учебного года на основании внешкольных интересов детей с целью обобщить полученный ими опыт и наполнить его теоретическими знаниями, научиться делиться информацией. В течение летних каникул дети совместно с родителями по заранее составленному плану собирали информацию и осуществляли практическую исследовательскую часть.
Отдельно друг от друга дети посещали занятия по иппотерапии и дельфинотерапии, увлекались рассказами о домашних животных и всё время стремились поделиться впечатлениями между собой таким образом темы индивидуальных проектов в ходе работы объединились в одну общую тему “Зоотерапия”, где родители приняли живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение.
В результате совместной работы и благодаря обмену опытом между детьми во время работы над проектом произошло слияние их интересов, расширились границы общения детей, появилось больше возможностей для развития коммуникативных навыков. Дети с помощью учителей и родителей в ходе работы решали и учебные задачи и задачи социализации. Ребята получили первые навыки пользователя Интернета, познакомились с ним как с источником получения информации, повышали навыки чтения и письма. Учились оформлять работу и представлять её перед аудиторией.
У учащихся сформировался интерес к созданию проектов, им хочется создавать новые. В то же время следует отметить, что если на начальном этапе у некоторых родителей были сомнения в познавательных возможностях своего ребенка, способности их к самостоятельной исследовательской работе, то в ходе совместной проектной деятельности у них укрепилась уверенность в своих детях, их способностях и возникло желание продолжать такого рода исследовательскую работу вместе с детьми. В настоящее время учениками реализуется групповой проект “Фиалки” и индивидуальные проекты по созданию “Портфолио”.
Таким образом, работа в форме проектной деятельности являет собой дополнительную возможность решения задач, которые ставят перед собой учитель, дефектолог, логопед и родитель. Проектная деятельность является объединяющим звеном между образовательным учреждением и семьёй в вопросах социализации, дает базу для расширения кругозора детей, развивает их творческие способности, делает процесс обучения более интересным и насыщенным, развивает личностные качества. Таким образом, путь успешной социализации ребенка складывается в непрерываемую цепочку взаимосвязей школы и семьи, где все звенья успешно взаимодействуют и влияют на развитие личности маленького гражданина.
Список использованной литературы
- Выйкар Р., Тийман Э. Программа “ Step by step” в эстонской школе. – интернет ресурс http://sitilab.ru-modules-artikle-view/artikle
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом – Л: “Медицина”, 1977
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного – М:Academia, 2001
- Письмо Департамента образования Правительства Москвы № 2-34-20 от 20.11.2003г. “ Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы”
- Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009г.
- Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении. Исследовательская работа школьников. – М.: Просвещение, 2002.