Участие семьи в проектной деятельности младших школьников с ДЦП

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Воспитание у школьников желания хорошо учиться, интереса к учению – одна из задач школы. И для ее решения необходимы совместные усилия учителей и родителей. В семейном воспитании особенно часто встречаются недостатки, связанные с отношением родителей к учебной деятельности детей. К таким недостаткам можно отнести: отсутствие постоянной деловой помощи родителей в самостоятельной учебной работе детей.

В семьях, где растут дети инвалиды, на первое место выходит проблема удовлетворения потребностей ребенка и ограждения его от трудностей, блокируется процесс подготовки детей к столкновению с реальностью. С момента поступления в школу особенно важно выработать такой тип сотрудничества детского коллектива, коллектива педагогов и родителей, который будет способствовать развитию межличностных отношений обусловленных общими целями и задачами совместной деятельности и её организации.

Наряду с привычными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы и консультации со специалистами и классными руководителями, родительский клуб, информационные стенды и совместное оформление класса и т.п.) нами ведется постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни школьников. В этом году родители учащихся 1, 2 и 3 классов активно участвовали в проведении праздника ко дню учителя и праздника осени.

Наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни школы является проектная деятельность. Проектная деятельность широко внедрена в общеобразовательную школу. Многообразные проекты в среднем и старшем звене коррекционных школ в основном имеют профориентационную направленность. Однако потенциал использования этого метода в коррекционном начальном образовании используется недостаточно.

Включаясь с ребенком в процесс обучения по методу проектной деятельности, родитель помогает наладить представление о связях между учебным процессом и реальной жизнью. В ходе совместной работы устанавливаются партнерские отношения детей и взрослых. Видя заинтересованность родителей в своем труде, дети получают положительную мотивацию, у них возрастает чувство собственной значимости.

Общение детей и родителей выходит за рамки семейных отношений. Ребенок получает возможность наблюдать как мама или папа взаимодействуют с другими родителями и с учителями.

Целью проектной деятельности является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Проектная деятельность решает задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважение.
  2. Развитие коммуникативной компетентности в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёра по совместной работе, внимательно и чутко относиться к людям, формирование социально адекватных способов поведения)
  3. Формирование способности к организации деятельности и управления ею (воспитание целеустремленности и настойчивости, формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения).
  4. Формирование умения решать творческие задачи.
  5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Существуют общие положения работы над проектом, разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования второго поколения. Они предполагают следующий порядок действий:

  1. Определение темы (учитель выбирает общую тему или организует ее выбор).
  2. Выбор подтем (областей знаний).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов
  5. работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

Так как дети с ДЦП ограничены в своих возможностях, особенно в начале освоения проектной деятельностью помощь в сборе информации и организации всего процесса ложится на плечи учителя и родителей. Что обеспечивает постоянное и открытое двустороннее общение. Однако специфика обучения и воспитания детей с ДЦП предполагает необходимость участия в этом виде деятельности, как и во всех прочих, специалистов коррекционно-развивающего обучения (дефектолог, логопед, психолог). Включаясь на первом этапе работы над проектами, специалисты курируют все последующие этапы наряду с учителем.

Кроме того, дефектолог и логопед в свои плановые занятия стараются включить упражнения, связанные с материалом, с которым работают дети, что повышает эффективность занятий и обеспечивает междисциплинарные связи.

В Центре психолого-медико-социального сопровождения “Раменки” было выбрано два вида проектов:

  1. Краткосрочный групповой (в течение 5 учебных дней в рамках проведения предметной недели по окружающему миру, когда реализация проекта на заданную тему осуществляется группой учеников – классом под руководством классного руководителя).
  2. Долгосрочный индивидуальный (в течение 5 месяцев с включением каникулярного периода на выбранную учеником тему под руководством учителя, родителей).

Уже второй год в ЦПМСС “Раменки” проводятся предметные недели. Предметная неделя по окружающему миру проводится в форме проектной деятельности, результатом которой в прошлом году явились рисунки и плакаты детей на изучаемую тему (Царство воды, Царство воздуха, Царство земли, Царство солнца). В текущем году в ходе предметной недели по окружающему миру был проведен конкурс проектов: групповых и индивидуальных, где ученики всех классов вместе с родителями под руководством учителей изучали представителей животного мира и взаимодействие их с человеком. Надо отметить, что этот вид деятельности вывал живейший интерес, как у детей, так и у взрослых.

Выполнение краткосрочных проектов позволяет обобщить коллективный опыт, использовать его при изучении соприкасающихся тем в других классах. Работа велась с сохранением всех рекомендуемых этапов, но с учетом индивидуальных особенностей детей, так как в применении проектной деятельности в работе с детьми с ДЦП особенно важно учитывать принцип доступности, применять разноуровневый подход к решению поставленных задач, учитывать возрастные особенности детей, их физические, психические показатели и личное желание. В ходе выполнения проекта ребенок должен получать удовольствие и удовлетворение от выполнения работы.

Тема долгосрочного индивидуального проекта выбиралась в конце прошлого учебного года на основании внешкольных интересов детей с целью обобщить полученный ими опыт и наполнить его теоретическими знаниями, научиться делиться информацией. В течение летних каникул дети совместно с родителями по заранее составленному плану собирали информацию и осуществляли практическую исследовательскую часть.

Отдельно друг от друга дети посещали занятия по иппотерапии и дельфинотерапии, увлекались рассказами о домашних животных и всё время стремились поделиться впечатлениями между собой таким образом темы индивидуальных проектов в ходе работы объединились в одну общую тему “Зоотерапия”, где родители приняли живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение.

В результате совместной работы и благодаря обмену опытом между детьми во время работы над проектом произошло слияние их интересов, расширились границы общения детей, появилось больше возможностей для развития коммуникативных навыков. Дети с помощью учителей и родителей в ходе работы решали и учебные задачи и задачи социализации. Ребята получили первые навыки пользователя Интернета, познакомились с ним как с источником получения информации, повышали навыки чтения и письма. Учились оформлять работу и представлять её перед аудиторией.

У учащихся сформировался интерес к созданию проектов, им хочется создавать новые. В то же время следует отметить, что если на начальном этапе у некоторых родителей были сомнения в познавательных возможностях своего ребенка, способности их к самостоятельной исследовательской работе, то в ходе совместной проектной деятельности у них укрепилась уверенность в своих детях, их способностях и возникло желание продолжать такого рода исследовательскую работу вместе с детьми. В настоящее время учениками реализуется групповой проект “Фиалки” и индивидуальные проекты по созданию “Портфолио”.

Таким образом, работа в форме проектной деятельности являет собой дополнительную возможность решения задач, которые ставят перед собой учитель, дефектолог, логопед и родитель. Проектная деятельность является объединяющим звеном между образовательным учреждением и семьёй в вопросах социализации, дает базу для расширения кругозора детей, развивает их творческие способности, делает процесс обучения более интересным и насыщенным, развивает личностные качества. Таким образом, путь успешной социализации ребенка складывается в непрерываемую цепочку взаимосвязей школы и семьи, где все звенья успешно взаимодействуют и влияют на развитие личности маленького гражданина.

Список использованной литературы

  1. Выйкар Р., Тийман Э. Программа “ Step by step” в эстонской школе. – интернет ресурс http://sitilab.ru-modules-artikle-view/artikle
  2. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом – Л: “Медицина”, 1977
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного – М:Academia, 2001
  4. Письмо Департамента образования Правительства Москвы № 2-34-20 от 20.11.2003г. “ Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы”
  5. Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009г.
  6. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении. Исследовательская работа школьников. – М.: Просвещение, 2002.