Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;
  • установить причинно- следственные связи между употреблением свежих овощей, фруктов и здоровьем человека;
  • познакомить с понятием: витамины, классификация витаминов, авитаминоз; раскрыть их значение для человека;
  • сформировать представление о полезных продуктах;
  • формировать навык самостоятельной работы;
  • учить видеть проблему и находить пути ее решения;
  • знать правила правильного питания.

Оборудование: презентация «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Чтение стихотворения учителем «О продуктах питания» (А. Кочегаров)

В необычную страну
Я приехал поутру;
Увидал там пруд медовый,
Лебедей из кренделей,
Шоколадный дом там новый
Возводили для людей.
Там куты из мармелада,
Из фонтанов соки бьют…
Непременно я б остался
Погостить недельку тут…
……………………………..
Но, увы!
Мой сон
Растаял.
Я вздохнул и потянулся…
Слишком рано я проснулся!
Потянулся,
Встал,
Оделся…
Жаль,
Во сне я не наелся!

– Почему мальчик не наелся?
– Что ему приснилось?
– Как вы считаете, полезные продукты ему приснились? Почему?

2. Определение целей урока

– Не все продукты, которыми питается человек, полезны для организма. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням, чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Сократу принадлежат мудрые слова: « Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.
– Что означает умеренность?
– Что значит, разнообразие? (Предположения детей).
– Сегодня на уроке вам необходимо определить, что такое правильное питание?
– Какие продукты являются полезными?
– Запомнить правила правильного питания.
– Познакомиться с понятием: витамины, классификация витаминов, авитаминоз.

3. Работа с учебником с. 30.

– Определите, какое слово рассыпалось.

АМИТОВАНЗИ
АВИТАМИНОЗ

– Какое слово спряталось в слове «авитаминоз»?
– Правильно, это слово — витамин.
– Давайте узнаем, что означает слово «витамин»?
– Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Каземир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita (жизнь) с «амин», получилось слово «витамин». Детям 6 – 7 лет надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов.
– Известно около 30 витаминов. Их обозначают латинскими буквами. Каждый витамин выполняет в организме определенную роль.
– Что такое витамины? На какие группы они делятся? Какую роль выполняют витамины в организме человека? Над этими вопросами работала 1 группа.

4. Азбука витаминов

Тема: «Умеем ли мы правильно питаться?»
Объект исследования – витамины.
Витамины не полезны.

1. Узнать, что такое классификация? Витамины?
2. Спросить у родителей, на какие группы делятся витамины.
3. Записть в тетрадь группы витаминов, указать их значение.

Давайте послушаем, что нам расскажут витамины.
Выступают дети переодетые витаминами.

Витамин « А»:

И сладка я, и вкусна.
Витамин во мне есть А.
Кто меня в друзья берет,
Тот растет, растет, растет.
Дядя Степа отчего
Вырос великаном?
Оттого, что ел морковь.
Яйца, лук, сметану…

Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я!

Учитель: В каких овощах содержится витамин А? (Капуста, морковь, помидор, молоко, зеленый горошек…).

Витамин «В»:

Да, я с виду черный очень.
Но скажу вам, между прочим,
Рад ржаной своей судьбе –
Витамин во мне есть В.
И скажу без лишних слов:
Ешьте щи и борщ отменный.

Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я!

Учитель: В каких овощах и фруктах он содержится? (Свекла, яблоки, редиска, зелень салата, грецкий орех…).

Витамин «С»:

Меня любят все ребята.
И знают, что в моем лице
Представлен витамин здесь С.
Если хотите реже простужаться, быть бодрыми,
быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен я!

Учитель: А где же мы встретим этот витамин? (В черной и красной смородине, лимоне и луке ,шиповнике и крапиве). Каждому человеку нужны витамины, чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, и не огорчаться и не плакать по пустякам, чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.

Витамин «Д»:

А витамин, что в рыбьем жире,
В желтке яиц, голландском сыре,
В молочной свеженькой еде
Зовется витамином… Д.

– Где содержаться витамины?
– Для чего надо есть овощи и фрукты?
– Фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают, организму, расти и развиваться. Недостаток витаминов сказывается на снижении сопротивляемости заболеваниям, ухудшении зрения, ослаблении костей и мышц.

Вывод: организм человека не способен запасать витамины впрок и поэтому должен получать их регулярно в полном наборе и количестве.
Как вы, думаете, где больше содержится витаминов?

5. Оздоровительная минутка

Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся!

6. Отчет – презентация работы групп

Ешьте больше овощей –
Будете вы здоровей!

– Согласны ли вы с этим призывом? (Рассуждения детей).
– Сейчас группа учениц расскажет нам о своем исследовании, как часто ученики нашего класса употребляют овощи и фрукты.

Задание для группы №2

Тема «Умеем ли мы правильно питаться?»

Объект исследования – пищевая ценность продуктов питания.
Все овощи и фрукты дети любят.

1. Узнать, как часто ученики нашего класса употребляют овощи и фрукты.
2. Занести данные в таблицу.
3. Начертить диаграмму.
4. Сделать вывод.

Ф.и. ученика Часто Редко Не едят

Задание для группы №3

Тема «Умеем ли мы правильно питаться?»

Объект исследования – овощи и фрукты.
Не все овощи и фрукты кушают.

1. Провести анкетирование в нашем классе, и определить, какие овощи и фрукты популярны?
2. Составить диаграмму.
3. Форма результата: презентация

Наиболее популярные в употреблении фрукты и овощи

Ф.И. уч. Свежий огурец Свежий помидор Свекла Морковь Банан Яблоко Апельсин Персик Слива

Задание для группы №4

Тема « Заболеваемость в 3А классе»

1. Спросить у врача о заболеваемости в 3А классе.
2. Составить диаграмму.

Мы обратились к нашему доктору, Ларисе Александровне, и узнали о том , как часто болели наши ребята в этом учебном году.
– Данные мы изобразили в форме диаграмме.
– По диаграмме видно, что дети, которые чаще в своем питании используют овощи и фрукты, реже болеют.
– В рационе каждого второго школьника не хватает витамина С, а каждого третьего – витаминов А и Е.
– Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
– Необходимые человеку питательные вещества содержатся в овощах, фруктах, орехах, морской капусте, а также в некоторых продуктах животного происхождения – коровьем молоке, печени, яйцах, рыбе и других морепродуктах.
– Значит, помимо овощей и фруктов, витамины содержатся и в других продуктах, которые называются полезными. (Показ слайдов)
Но наряду с полезными продуктами, есть очень много вредной и опасной для нашего организма продуктов. Многие из этих продуктов вы очень любите и часто покупаете в магазине. Вот, например, всеми вами любимая газировка. Один из компонентов пепси или колы – кофеин, который является причиной нарушений деятельности нервной системы. Дети, употребляющие газировку, гораздо хуже спят. Кофеин так же оказывает вредное воздействие на работу внутренних органов детского организма, что может привести к развитию серьезных заболеваний. Все это нужно учитывать и не злоупотреблять газировкой. Кроме сладкой воды, к вредным продуктам можно отнести чипсы, супы быстрого приготовления. Эти продукты содержат большое количество различных добавок, многие из которых химические: красители, консерванты, усилители вкуса и запаха и др. некоторые из этих добавок приводят к заболеваниям внутренних органов. А еще многие любят гамбургеры и хот – доги. Эта пища содержит много жиров, которые плохо усваиваются организмом. Все дети, да и многие взрослые любят сладости. Это источник углеводов. Но в большом количестве есть сладкое очень вредно. Поэтому, если хотите сохранить здоровье, ешьте меньше сладкого, чипсов, гамбургеров, пейте меньше газировки.
– Продукты, в которых большое количество жиров и содержат меньше витаминов – их необходимо как можно меньше употреблять в пищу.

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

На доске прикреплены карточки с названием продуктов.

Задание: выберите те продукты, которые едят в стране «Здоровячков».
Рыба, кефир, чипсы, геркулес, подсолнечное масло, морковь, Пепси, торты, лук, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, жирное мясо.
– Давайте проверим, правильно ли вы ответили.
– Какие продукты называются полезными?
– Что можно отнести к вредным продуктам?
– Почему их так называют?
– Какое питание можно назвать правильным?

7. Оздоровительная минутка

8. Фольклорная страничка

– Объясните, как вы понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья»
– Какие пословицы, о питании, вы знаете?
– Объяснение значения пословиц.
– Вы узнали, из чего же состоит наша пища, какие вещества необходимы организму, посмотрели какие продукты содержат эти вещества. Но, чтобы еда шла на пользу нашему здоровью, необходимо соблюдать определенные правила.
– Какие советы вы дадите ребятам по правильному питанию?

Советы от доктора Пилюлькина

1. Никогда не переедайте.
2. Тщательно пережевывайте пищу.
3. Не употребляйте очень горячую пищу.
4. Не злоупотребляйте сладостями.
5. Больше ешьте зелени, овощей, фруктов.
6. Не ешьте много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
7. Ужинайте за 2 часа до сна.
8. Установи режим питания.

Вывод: правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. И будете здоровы!

9. Работа с компьютером (тест)

1. Зачем нужно знать свой организм?

а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;
в) чтобы умело использовать свои возможности.

2. Выберите строку, в которой все продукты полезные.

а) рыба, геркулес, морковь, пепси;
б) яблоки, вишня, морковь, капуста;
в) кефир, молоко, чипсы, торты.

3. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека?

а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
в) стройный, сильный, ловкий, статный.

4. Выберите правильные советы.

а) тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать;
б) ешьте много сладостей, соленого и острого;
в) не воздерживайтесь от жареной пищи;
г) не переедайте.

10. Домашнее задание

Каждый ученик получает карточку:

– В данном тексте зашифрованы названия 14 ягод и фруктов.
– Вам необходимо найти и записать эти слова.

«Фруктово-ягодный футбол»

«Вечер никак не наступал. Ребята продолжали свою игру, шалили. «Мы принесли вам мяч!» – крикнули Моника и Люба. На них были кеды , а на Насте кроссовки. Видимо, они задумали начать игру в футбол. «Давай, Вадик! Беги, Костя, Диман! Диман!» – «Гол!» – кричали девчонки. Они рады тому, как ловко Костя сделал передачу Димке. Счет уже 4:0! Игра на том и закончилась. «Воды, няня, – попросил усталый Дима. – А где же Вика?» – «Она уже спит…»

11. Итог урока

– Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить или сохранить свое здоровье?
– Какие питательные вещества человек получает с пищей?
– Что нового ты узнал о том, как правильно питаться?

Спасибо всем за урок.
Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз –
Здоровье. Очень хрупкий груз!
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.