Однородные члены предложения как средство выразительной речи

Разделы: Русский язык, Информатика


Цели:

  • помочь учащимся уяснить на примерах художественного текста, что однородные члены предложения могут являться одним из синтаксических средств выразительности речи;
  • дать понятие о параллелизме предложений;
  • учить находить данное средство выразительности в художественных текстах;
  • работать над предупреждением ошибок в речи при использовании однородных членов предложения.

Оборудование:

  • презентация Microsoft PowerPoint (Приложение),
  • репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря  «Февральская лазурь»,
  • карточки,
  • тесты (электронный и бумажный вариант),
  • оценочные листы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– На сегодняшнем уроке мы вспомним изобразительно-выразительные и образные средства русского языка, поработаем над предупреждением речевых ошибок при использовании однородных членов предложения и выясним, могут ли однородные члены являться средством выразительности речи.

II. Основная часть урока

1. Беседа

– Какие изобразительно-выразительные и образные средства русского языка вы знаете? Назовите группы, на которые они делятся. (Фонетические (фоника), лексические (тропы), синтаксические (стилистические фигуры))
– Перечислите фонетические средства. (Аллитерация, ассонанс, звукоподражание, интонация, ритм, пауза, рифма)
– Перечислите лексические средства. (Эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, аллегория, гипербола, литота, перефраза, паронимы, оксюморон, синонимы, устаревшие слова, неологизмы, диалекты, фразеологизмы, лексический повтор, ирония, парадокс)
– А теперь назовите синтаксические средства. (Инверсия, эллипсис, вопросительное предложение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, параллелизм, градация, антитеза, анафора, эпифора, парцелляция, односоставные предложения, вводные структуры, ряды однородных членов)
– Сегодня мы поработаем с однородными членами предложения и параллелизмом.
– Назовите основные признаки однородных членов. (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения, между собой равноправны)

2. Выполнение теста (3 человека – электронный вариант, 2 человека – письменный вариант)

Тест «Предложения с однородными членами»

1. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении:

Все в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) все напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину

1) 1 – тире, 2 – двоеточие
2) 1 – двоеточие, 2 – запятая
3) 1 – тире, 2 – тире
4) 1 – двоеточие, 2 – тире

2. Укажите предложение с однородными членами.

1) Ты сер, а я, приятель, сед.
2) На одном месте и камень мохом обрастает.
3) Не делайте упражнение, не вспомнив правило.
4) Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.

3. Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении:

Где-то я уже слышал этот красивый, ... голос.

1) мелодичный
2) низкий
3) женский
4) недовольный

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) В тайге растут как хвойные, так и лиственные деревья.
2) Небо было все время облачно, и нельзя было видеть ни восхода, ни заката.
3) На набережной стоял господин в черном костюме и белом жилете и с пронзительным любопытством смотрел то на наше судно, то на нас.
4) Гость недолго гостит да много видит.

5. Какие однородные члены и союзы используются в предложении:

Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками.

1) однородные сказуемые; противительный союз
2) однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы
3) однородные сказуемые и дополнения; противительный союз
4) однородные сказуемые и дополнения; соединительный и разделительный союзы

Ответы:

1

2

3

4

5

4

4

1

4

1

Самопроверка.

3. Беседа

– Какая связь может быть между однородными членами? (Союзная и бессоюзная сочинительная связь)
– Какими способами могут быть соединены однородные члены при союзной связи? (Последовательно и попарно)
– Прочитайте вслух два очень близких по смыслу предложения.

[Карточка № 1]

Каждый человек по-своему переживает радость, печаль, бодрость, усталость, восторг, отчаяние, любовь, ненависть.

Каждый человек по-своему переживает радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть.

– Какое из них вы считаете более выразительным?
– Как вы считаете, чем достигается эта выразительность? (Парным соединением однородных членов)
– Скажите, чем являются эти однородные члены с лексической точки зрения? (Антонимами)

Вывод: То есть для достижения большей выразительности речи используются парное соединение однородных членов, которые по отношению друг к другу являются антонимами.

4. Работа с учебником

1) Анализ средств выразительности в тексте.

– Вы дома работали с упр. 5 (РР), анализировали текст и выяснили, является ли использование этого средства выразительности речи распространенным. Выпишите ряды однородных членов.
– Всегда ли парно соединяются антонимы? Зачитайте их. (Легкая и серьезная)
– Какие еще способы соединения однородных членов предложения использует автор? (Бессоюзное соединение и повторяющиеся союзы).
– Приведите примеры. (Музыка, литература…; неустанный труд, увлеченное занятие, большие мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая любовь…; улыбка и смех, шутка и веселье, отдых и развлечение…)

2) Наблюдение за бессоюзной и многосоюзной связями однородных членов предложения в тексте.

– Дома вы познакомились с теоретическими сведениями на с.24 о бессоюзии и многосоюзии.
– Бессоюзное соединение однородных членов говорит… (о незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда)
– Одиночный союз И, соединяющий два последних однородных члена придает… (перечислению характер законченности)
– Повторяющийся союз И подчеркивает… (однородные члены и придает предложению большую выразительность).
– Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает… (особый стилистический эффект)
– Вы проанализировали миниатюру Н.В.Бондарева «Природа» (упр. 24, РР)
– В чем особенность однородных членов в этом тексте? (Они распространенные).
Она, природа, одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство ночи и звездное неистовство августовского неба. Она помогает переживать неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство.)

5. Творческая работа

– Перед вами репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Опишите ее, используя в качестве средства выразительности речи однородные предложения.
Для тех, кому это задание покажется сильно трудным, предлагаю вставить в текст [Карточка № 2] однородные члены таким образом, чтобы описание картины стало более выразительным.

Карточка №2

«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник  лазоревого … , жемчужных … , коралловых … и сапфировых … на сиреневом снегу» (неба, берез, веток, теней)

Проверка.

6. Работа по предупреждению речевых ошибок

1) Наблюдение за речевыми ошибками в тексте.

– Послушайте предложение: Некоторые птицы и дикие гуси с наступлением осени улетают на юг.
Можно ли считать это предложение выразительным, ведь в нем использованы однородные члены? (Нет, так как в нем допущена речевая ошибка: объединены в один ряд видовое и родовое понятие «птицы и гуси»)
– К сожалению, очень часто в речи встречаются подобные ошибки при употреблении однородных членов.
– Назовите виды речевых ошибок и примеры к ним.

  1. Нарушение единства основания деления

    Картофель мы употребляем в пищу и в сельском хозяйстве

  2. Объединение в одном ряду видовых и родовых понятий

    Медведи и животные леса зимой впадают в спячку

  3. Объединение в один ряд слов, неоднородных по своему значению

    Армия постепенно наращивала боевую мощь военной техники и уверенность в победе

  4. Повторение однозначных слов в качестве однородных членов

    Систематическое повторение материала дало мне крепкие и прочные знания по русскому языку

  5. Неправильное согласование в предложениях с однородными членами

     Наш сад, роща у дороги и лес оделся (вместо оделись) инеем

  6. Неверное управление при однородных членах

    Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор

  7. Неверное употребление союзов.

2) Нахождение и исправление речевых ошибок в тексте (работа в парах по карточкам).

– Определите характер допущенных ошибок и исправьте предложения.

[Карточка №3]

1) Если весной выйти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой.

3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

4) Я люблю читать многое: рассказы, повести, фантастику, романы, стихи.

5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу.

6) Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки.

7) Мы любим и увлекаемся фигурным катанием.

8) Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и разные игры.

1) Если весной выйти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостно чирикают птицы.

2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, но и зимой.

3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей.

4) Я люблю читать многое: рассказы, повести, романы, стихи.

5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары: карандаши, бумагу.

6) Он потерял монету на покупку новых башмаков.

7) Мы любим фигурное катание и увлекаемся им.

8) Зимой в выходные дни я обычно читаю, и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и другие игры.

 Самопроверка с помощью компьютера

7. Индивидуальная работа на компьютере (сделать презентацию по уроку, отразив своё отношение к занятию) (1 ученик)

8. Работа с учебником

– Под значком «Теоретические сведения» с.15 прочитайте о параллелизме предложения.
Скажите, почему этот материал изучается вместе с однородными членами, что у них общего?
(При полном параллелизме члены предложения расположены в одинаковой последовательности и выражены одинаковыми формами).

Закрепление понятия о параллелизме. (устно)

– По ходу чтения стихотворных строк информируйте хлопком в ладоши, если в них использован параллелизм.
Карточка №4

Найти параллелизмы

– Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…

(М.Лермонтов)

– Бьется насмерть парень бравый,
Так, как бьются на войне

(А.Твардовский)

– Я был вам звенящей струнный,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
Но вы расслышали слов

(К.Бальмонт)

– Черный ворон в сумраке снежном,
Черный бархан на смуглых плечах

(А.Блок)

– Дремлют белые поляны,
Дремлет небо голубое

(К.Фофанов)

– Разве я когда-нибудь уйду
От цветущей яблони в саду,
От весны в березовом хмелю,
От людей, которых я люблю.

(М.Лесянский)

– Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит

(Я.Полонский)

 

+

 

 

 

 

неполный

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

III. Итог урока

– Над чем вы сегодня работали на уроке? (Приложение)
– Заполнение оценочного листа.

ВИД РАБОТЫ

ОЦЕНКА

Устная работа с выразительными средствами  
Тест  
Карточка №1  
Упр. 5  
Теоретические сведения  
Упр. 24  
Творческая работа  
Работа в паре (карточка №3)  
Составление презентации по итогу урока  
Устная работа с параллелизмами.  
Итоговая оценка  

IV. Домашнее задание

– Упр.266 с.173 (РР). Прочитайте рассказ В.П.Астафьева и напишите сочинение на тему «Что я узнал из рассказа «Постскриптум» и его авторе», обязательное условие: использовать в сочинении однородные члены как одно из средств выразительности речи.