Цели:
- помочь учащимся уяснить на примерах художественного текста, что однородные члены предложения могут являться одним из синтаксических средств выразительности речи;
- дать понятие о параллелизме предложений;
- учить находить данное средство выразительности в художественных текстах;
- работать над предупреждением ошибок в речи при использовании однородных членов предложения.
Оборудование:
- презентация Microsoft PowerPoint (Приложение),
- репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»,
- карточки,
- тесты (электронный и бумажный вариант),
- оценочные листы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– На сегодняшнем уроке мы вспомним изобразительно-выразительные и образные средства русского языка, поработаем над предупреждением речевых ошибок при использовании однородных членов предложения и выясним, могут ли однородные члены являться средством выразительности речи.
II. Основная часть урока
1. Беседа
– Какие изобразительно-выразительные и
образные средства русского языка вы знаете?
Назовите группы, на которые они делятся. (Фонетические
(фоника), лексические (тропы), синтаксические
(стилистические фигуры))
– Перечислите фонетические средства. (Аллитерация,
ассонанс, звукоподражание, интонация, ритм,
пауза, рифма)
– Перечислите лексические средства. (Эпитет,
сравнение, метафора, олицетворение, метонимия,
синекдоха, аллегория, гипербола, литота,
перефраза, паронимы, оксюморон, синонимы,
устаревшие слова, неологизмы, диалекты,
фразеологизмы, лексический повтор, ирония,
парадокс)
– А теперь назовите синтаксические средства. (Инверсия,
эллипсис, вопросительное предложение,
риторический вопрос, риторическое восклицание,
риторическое обращение, параллелизм, градация,
антитеза, анафора, эпифора, парцелляция,
односоставные предложения, вводные структуры,
ряды однородных членов)
– Сегодня мы поработаем с однородными членами
предложения и параллелизмом.
– Назовите основные признаки однородных членов. (Отвечают
на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому
же слову, являются одним и тем же членом
предложения, между собой равноправны)
2. Выполнение теста (3 человека – электронный вариант, 2 человека – письменный вариант)
Тест «Предложения с однородными членами» 1. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении: Все в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) все напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину 1) 1 – тире, 2 – двоеточие 2. Укажите предложение с однородными членами. 1) Ты сер, а я, приятель, сед. 3. Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении: Где-то я уже слышал этот красивый, ... голос. 1) мелодичный 4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) В тайге растут как хвойные, так и лиственные
деревья. 5. Какие однородные члены и союзы используются в предложении: Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками. 1) однородные сказуемые; противительный союз Ответы:
|
Самопроверка.
3. Беседа
– Какая связь может быть между однородными
членами? (Союзная и бессоюзная сочинительная
связь)
– Какими способами могут быть соединены
однородные члены при союзной связи? (Последовательно
и попарно)
– Прочитайте вслух два очень близких по смыслу
предложения.
[Карточка № 1]
Каждый человек по-своему переживает радость, печаль, бодрость, усталость, восторг, отчаяние, любовь, ненависть. |
Каждый человек по-своему переживает радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть. |
– Какое из них вы считаете более выразительным?
– Как вы считаете, чем достигается эта
выразительность? (Парным соединением
однородных членов)
– Скажите, чем являются эти однородные члены с
лексической точки зрения? (Антонимами)
Вывод: То есть для достижения большей выразительности речи используются парное соединение однородных членов, которые по отношению друг к другу являются антонимами.
4. Работа с учебником
1) Анализ средств выразительности в тексте.
– Вы дома работали с упр. 5 (РР), анализировали
текст и выяснили, является ли использование
этого средства выразительности речи
распространенным. Выпишите ряды однородных
членов.
– Всегда ли парно соединяются антонимы?
Зачитайте их. (Легкая и серьезная)
– Какие еще способы соединения однородных
членов предложения использует автор? (Бессоюзное
соединение и повторяющиеся союзы).
– Приведите примеры. (Музыка, литература…;
неустанный труд, увлеченное занятие, большие
мысли и глубокие чувства, верная дружба и чистая
любовь…; улыбка и смех, шутка и веселье, отдых и
развлечение…)
2) Наблюдение за бессоюзной и многосоюзной связями однородных членов предложения в тексте.
– Дома вы познакомились с теоретическими
сведениями на с.24 о бессоюзии и многосоюзии.
– Бессоюзное соединение однородных членов
говорит… (о незаконченности, неисчерпанности
перечисляемого ряда)
– Одиночный союз И, соединяющий два последних
однородных члена придает… (перечислению
характер законченности)
– Повторяющийся союз И подчеркивает… (однородные
члены и придает предложению большую
выразительность).
– Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в
одном тексте создает… (особый стилистический
эффект)
– Вы проанализировали миниатюру Н.В.Бондарева
«Природа» (упр. 24, РР)
– В чем особенность однородных членов в этом
тексте? (Они распространенные).
Она, природа, одаряет человека счастливой
возможностью чувствовать и сокровенность
рассвета, и нежную красоту заката, таинство
ночи и звездное неистовство августовского неба.
Она помогает переживать неотвратимость смерти,
скорбь потерь, бороться с одиночеством,
преодолевать отчаяние, ревность, бессилие,
забывать вражду, зависть, коварство друзей,
предательство.)
5. Творческая работа
– Перед вами репродукция картины Игоря
Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
Опишите ее, используя в качестве средства
выразительности речи однородные предложения.
Для тех, кому это задание покажется сильно
трудным, предлагаю вставить в текст [Карточка № 2]
однородные члены таким образом, чтобы описание
картины стало более выразительным.
Карточка №2 «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого … , жемчужных … , коралловых … и сапфировых … на сиреневом снегу» (неба, берез, веток, теней) |
Проверка.
6. Работа по предупреждению речевых ошибок
1) Наблюдение за речевыми ошибками в тексте.
– Послушайте предложение: Некоторые птицы и
дикие гуси с наступлением осени улетают на юг.
Можно ли считать это предложение выразительным,
ведь в нем использованы однородные члены? (Нет,
так как в нем допущена речевая ошибка: объединены
в один ряд видовое и родовое понятие «птицы и
гуси»)
– К сожалению, очень часто в речи встречаются
подобные ошибки при употреблении однородных
членов.
– Назовите виды речевых ошибок и примеры к ним.
- Нарушение единства основания деления
Картофель мы употребляем в пищу и в сельском хозяйстве
- Объединение в одном ряду видовых и родовых
понятий
Медведи и животные леса зимой впадают в спячку
- Объединение в один ряд слов, неоднородных по
своему значению
Армия постепенно наращивала боевую мощь военной техники и уверенность в победе
- Повторение однозначных слов в качестве
однородных членов
Систематическое повторение материала дало мне крепкие и прочные знания по русскому языку
- Неправильное согласование в предложениях с
однородными членами
Наш сад, роща у дороги и лес оделся (вместо оделись) инеем
- Неверное управление при однородных членах
Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор
- Неверное употребление союзов.
2) Нахождение и исправление речевых ошибок в тексте (работа в парах по карточкам).
– Определите характер допущенных ошибок и исправьте предложения.
[Карточка №3]
1) Если весной выйти в глубь леса, то
можно услышать, как лопаются почки и радостное
чириканье птиц. 2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой. 3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих. 4) Я люблю читать многое: рассказы, повести, фантастику, романы, стихи. 5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу. 6) Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки. 7) Мы любим и увлекаемся фигурным катанием. 8) Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и разные игры. |
1) Если весной выйти в глубь леса, то
можно услышать, как лопаются почки и радостно
чирикают птицы. 2) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, но и зимой. 3) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей. 4) Я люблю читать многое: рассказы, повести, романы, стихи. 5) В нашем магазине можно купить канцелярские товары: карандаши, бумагу. 6) Он потерял монету на покупку новых башмаков. 7) Мы любим фигурное катание и увлекаемся им. 8) Зимой в выходные дни я обычно читаю, и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и другие игры. |
Самопроверка с помощью компьютера
7. Индивидуальная работа на компьютере (сделать презентацию по уроку, отразив своё отношение к занятию) (1 ученик)
8. Работа с учебником
– Под значком «Теоретические сведения» с.15
прочитайте о параллелизме предложения.
Скажите, почему этот материал изучается вместе с
однородными членами, что у них общего?
(При полном параллелизме члены предложения
расположены в одинаковой последовательности и
выражены одинаковыми формами).
Закрепление понятия о параллелизме. (устно)
– По ходу чтения стихотворных строк
информируйте хлопком в ладоши, если в них
использован параллелизм.
Карточка №4
Найти параллелизмы – Гляжу
на будущность с боязнью, (М.Лермонтов) – Бьется насмерть парень бравый, (А.Твардовский) – Я был вам звенящей струнный, (К.Бальмонт) – Черный ворон в сумраке снежном, (А.Блок) – Дремлют белые поляны, (К.Фофанов) – Разве я когда-нибудь уйду (М.Лесянский) – Под полозьями поле скрипит, (Я.Полонский) |
+
–
неполный
+
–
+
+ |
III. Итог урока
– Над чем вы сегодня работали на уроке? (Приложение)
– Заполнение оценочного листа.
ВИД РАБОТЫ |
ОЦЕНКА |
Устная работа с выразительными средствами | |
Тест | |
Карточка №1 | |
Упр. 5 | |
Теоретические сведения | |
Упр. 24 | |
Творческая работа | |
Работа в паре (карточка №3) | |
Составление презентации по итогу урока | |
Устная работа с параллелизмами. | |
Итоговая оценка |
IV. Домашнее задание
– Упр.266 с.173 (РР). Прочитайте рассказ В.П.Астафьева и напишите сочинение на тему «Что я узнал из рассказа «Постскриптум» и его авторе», обязательное условие: использовать в сочинении однородные члены как одно из средств выразительности речи.