Внеклассное практическое занятие по подготовке к ЕГЭ в форме конкурса между учащимися 7-го и 11-го классов
Форма проведения: конкурс между учащимися 7 и 11 классов
Цели занятия:
- Подготовка к ЕГЭ; умение использовать синонимы, омонимы, антонимы как лексическое средство выразительности в тексте; умение употреблять фразеологизмы в речи, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; уметь опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать изобразительно-выразительные средства.
Задачи:
1. Повторение сведений о таком разделе языкознания, как лексика;
2. Закрепление навыка по предупреждению ошибок, связанных с паронимией;
3. Совершенствование умений и навыков в определении синонимов, омонимов, антонимов, определение их роли в тексте;
4. Выработка умения правильно определять лексическое значение слова;
5. Тренировка в умении находить в тексте изобразительно-выразительные средства, определять их роль.
6. Дети испытывают затруднение в употреблении фразеологизмов, поэтому включаю в занятие задания с их употреблением в речи.
Эпиграф:
Слово - одежда всех фактов, всех мыслей. (М. Горький)
Слово учителя: Сегодня мы совершим путешествие по лексике, то есть области, в которой сосредоточено основное богатство языка. Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего занятия. Максим Горький подчёркивает неразрывную связь между содержанием и формой высказывания: эту одежду необходимо подбирать "по мерке" и со "вкусом". В первую очередь, важно учитывать присущее каждому слову значение.
ЗАДАНИЕ №1
Выберите правильный вариант употребления слова. (ПАМЯТКА. Для того чтобы определить, в каком из предложений правильно использовать нужное слово, необходимо, в первую очередь, понять различие между этими словами. Определив лексическое значение этих слов и внимательно прочитав сами предложения, приступаем к анализу словосочетаний с данными словами).
1 команда (7 класс)
1. Самые (высокие - высотные) дома находятся в новых кварталах города.
2. Мы с братом живём в одном доме, но на (разных - различных) этажах.
3. Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения.
4. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым - виновным) видом.
5. Всё вокруг привлекательно: и (близкие - ближние) озёра, и дальние холмы.
2 команда (11 класс)
1. Вкусный и (сытый - сытный) обед прибавил нам силы.
2. Молодой рабочий (усвоил - освоил) профессию токаря.
3. Было жарко, и пешеходы шли по (теневой - тенистой) стороне улицы.
4. В квартире нужно было (провести - произвести) ремонт.
5. Мы живём в (геройскую - героическую) эпоху покорения человеком космоса.
Слово учителя. Важнейшим условием обогащения речи, её разнообразия и выразительности является использование синонимов. Наш язык, богатый синонимами, позволяет избежать назойливого повторения в тексте одних и тех же слов. Например, в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина слово "говорил (проговорил)" имеет более 30 синонимов: брякнул, буркнул, бухнул, воскликнул, выдавил из себя, загвоздил, заикнулся, залаял, икал, курлыкал, заметил, калякал, обратился, повествовал, подхватил, пустил шип по-змеиному, рассуждал, рявкнул, сболтнул, хлопнул и т. д. Правда, многие из них стали синонимами только в условиях данного контекста.
ЗАДАНИЕ №2
Найдите контекстуальные синонимы
11 класс
Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперёд.
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идёт. (С.Я. Маршак)
7 класс
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой: (Ф.И. Тютчев)
ЗАДАНИЕ №3
К данным фразеологическим оборотам одного ряда подберите синонимичные фразеологизмы из другого ряда (в карточках, которые получают дети, фразеологизмы расположены в беспорядке). Объясните значения этих фразеологизмов. (Задания для обеих команд одно, отвечают представители от команды по очереди)
Девать некуда | пруд пруди |
На всех парах | сломя голову |
Не отходя от кассы | по горячим следам |
Согнуть в бараний рог | загонять в угол |
Лизать пятки | рассыпаться мелким бесом |
Поминай как звали | и след простыл |
Далеко пойти | идти в гору |
Держать камень за пазухой | иметь зуб |
При царе Горохе | во время оно |
Мелко плавать | кишка тонка |
Мухи не обидит | воды не замутит |
От аза до ижицы | от а до я |
От доски до доски | от корки до корки |
Открывать Америку | изобретать велосипед |
Откуда ни возьмись | как гром среди ясного неба |
Слово учителя. При повторении синонимов мы знакомились с таким понятием, как градация. Что это такое?
ЗАДАНИЕ №4
Из данных предложений выпишите синонимы, расположив их по принципу градации.
11 класс
1) "Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках. С безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. "Ты лжёшь, мерзавец!" - вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева".
2)
Не вздумай бежать!
Это я
Вызвал.
Найду.
Загоню.
Доконаю.
Замучу! (В. В. Маяковский)
7 класс
3)
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)
4) "Озеро подёрнулось морщинами; тени на воде заколыхались; облака прикрыли солнце; вокруг стало хмуро, неуютно". (В. П. Астафьев)
ЗАДАНИЕ №5
Слово учителя. Маленькие дети, естественно, не задумываются над важностью лексического значения слова и часто понимают слова по-своему. Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы подумайте над вопросом: "Что создаёт комический эффект в этой миниатюре?" (слова-омонимы или слова с омонимичными корнями).
"Я вам расскажу сейчас о своей семье. Мой папа - грабитель. Больше всего он любит собирать в саду граблями опавшую листву. Мой брат - наследник. Ещё бы! Когда он приходит с прогулки, мама вздыхает: "Опять везде наследил". Дедушка работает следователем, потому что он любит охоту, и всё время следует по следам зверей. Дедушка у меня весёлый. Он называет моего братишку Витьку поколением. Ведь Витьке всего три года, и он по колени дедушке.
А недавно у нас произошло такое событие - нас обеспечили, то есть вынесли из дома старую печь. Скоро новую привезут. Ну, ладно. Побежал я, некогда. Меня в школе опять озадачили - такую трудную задачу задали".
ВОПРОС: какова роль омонимов в произведениях художественной литературы? (Яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры, могут рифмоваться).
Слово учителя. А сейчас я расскажу вам анекдоты. Да, анекдоты. А вы поясните, на каком лексическом явлении они основаны?
1) К женщине нужно подходить с лаской. А ещё лучше с норкой или соболем.
2) - Как сделать заливное из осетрины?
- Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр.
ЗАДАНИЕ №6
Слово учителя. Изучая антонимы, мы связываем это понятие с антитезой. Что это такое?
Я буду произносить первую часть названия литературного произведения, а вы - вторую.
7 класс | 11 класс |
"Война и мир" | "Волки и овцы" |
"Живые и мёртвые" | "Дни и ночи" |
"Толстый и тонкий" | "Отцы и дети" |
Слово учителя. Найдите фразеологический оборот с противоположным значением. (Детям раздаю карточки с фразеологизмами из левой колонки, к ним нужно подобрать ф\о из правой колонки, расположенные не по порядку).
- Водой не разольёшь - как кошка с собакой.
- От горшка два вершка - ростом с косую сажень.
- Засучив рукава - спустя рукава.
- Рукой подать - за тридевять земель.
- Одержать победу - потерпеть поражение.
- Воспрянуть духом - упасть духом.
- Себе на уме - олух для царя небесного.
- Рта не закрывает - слова не вытянешь.
- Выйти из себя - взять себя в руки.
- Во все лопатки - черепашьим шагом.
ЗАДАНИЕ №7
Слово учителя. Наряду с антитезой есть ещё один стилистический приём, который основан на применении антонимов. По толкованию определите, как он называется: ": - это соединение слов, выражающих противоположные, несовместимые с точки зрения логики понятия, например: сладкая скорбь, звучная тишина, молодая старость и т. д. Этот приём используется для создания оригинальных, противоречивых в своей основе образов". (Оксюморон)
Найдите оксюморон в тексте:
7 класс | 11 класс |
И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой. (А. С. Пушкин) |
Таланту, а не возрасту будь равен. Пусть разница смущает иногда, Ты не страшись быть молодым, да ранним. Быть молодым, да поздним - вот беда. (Е. Евтушенко) |
ЗАДАНИЕ №8
Какие приёмы и фигуры заключены в следующих выражениях?
1. Фразеологизмы: гореть на работе, вылететь в трубу, лизать пятки.
Нос корабля, закат пылает, заря жизни, говор волн, льётся речь, град пуль. (Метафора)
2. Сыт по горло.
В сто сорок солнц закат пылал.
Его добрый конь да богатырский // С горы на гору стал перескакивать. (Гипербола)
3. С больной головы на здоровую; и стар и млад.
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет.
"Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт". (А. С. Пушкин)
(антонимы, антитеза)
4. Переливать из пустого в порожнее; ум за разум заходит.
Одного поля ягоды - два сапога пара - из одного теста сделаны - одним миром мазаны - оба на одну колодку - сиамские близнецы.
(синонимы)
5. Из года в год; с минуты на минуту; в конце концов; со дня на день, плоть от плоти; рука об руку.
"И ближе, ближе всё звучал грузинки голос молодой". (М.Ю. Лермонтов)
(Повторы служат для подчёркивания деталей в описании, создают экспрессивную окраску)
6. Глуп как пробка; как гром среди ясного неба; как у Христа за пазухой. (сравнение)
Подведение итогов
Слово учителя. Знание лексики является необходимым условием как для глубокого овладения родным языком, так и для воспитания культуры речи. Чем больше человек познаёт мир и самого себя, тем больше он открывает в нём нового. Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. К. Г. Паустовский писал: "Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов"
Чтение стихотворения В. Солоухина. Читает учащийся наизусть
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Предоставление слова жюри.