Лексический марафон (Внеклассное практическое занятие по подготовке к ЕГЭ в форме конкурса между учащимися 7-го и 11-го классов)

Разделы: Русский язык


Внеклассное практическое занятие по подготовке к ЕГЭ в форме конкурса между учащимися 7-го и 11-го классов

Форма проведения: конкурс между учащимися 7 и 11 классов

Цели занятия:

  • Подготовка к ЕГЭ; умение использовать синонимы, омонимы, антонимы как лексическое средство выразительности в тексте; умение употреблять фразеологизмы в речи, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; уметь опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать изобразительно-выразительные средства.

Задачи:

1. Повторение сведений о таком разделе языкознания, как лексика;

2. Закрепление навыка по предупреждению ошибок, связанных с паронимией;

3. Совершенствование умений и навыков в определении синонимов, омонимов, антонимов, определение их роли в тексте;

4. Выработка умения правильно определять лексическое значение слова;

5. Тренировка в умении находить в тексте изобразительно-выразительные средства, определять их роль.

6. Дети испытывают затруднение в употреблении фразеологизмов, поэтому включаю в занятие задания с их употреблением в речи.

Эпиграф:

Слово - одежда всех фактов, всех мыслей. (М. Горький)

Слово учителя: Сегодня мы совершим путешествие по лексике, то есть области, в которой сосредоточено основное богатство языка. Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего занятия. Максим Горький подчёркивает неразрывную связь между содержанием и формой высказывания: эту одежду необходимо подбирать "по мерке" и со "вкусом". В первую очередь, важно учитывать присущее каждому слову значение.

ЗАДАНИЕ №1

Выберите правильный вариант употребления слова. (ПАМЯТКА. Для того чтобы определить, в каком из предложений правильно использовать нужное слово, необходимо, в первую очередь, понять различие между этими словами. Определив лексическое значение этих слов и внимательно прочитав сами предложения, приступаем к анализу словосочетаний с данными словами).

1 команда (7 класс)

1. Самые (высокие - высотные) дома находятся в новых кварталах города.

2. Мы с братом живём в одном доме, но на (разных - различных) этажах.

3. Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения.

4. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым - виновным) видом.

5. Всё вокруг привлекательно: и (близкие - ближние) озёра, и дальние холмы.

2 команда (11 класс)

1. Вкусный и (сытый - сытный) обед прибавил нам силы.

2. Молодой рабочий (усвоил - освоил) профессию токаря.

3. Было жарко, и пешеходы шли по (теневой - тенистой) стороне улицы.

4. В квартире нужно было (провести - произвести) ремонт.

5. Мы живём в (геройскую - героическую) эпоху покорения человеком космоса.

Слово учителя. Важнейшим условием обогащения речи, её разнообразия и выразительности является использование синонимов. Наш язык, богатый синонимами, позволяет избежать назойливого повторения в тексте одних и тех же слов. Например, в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина слово "говорил (проговорил)" имеет более 30 синонимов: брякнул, буркнул, бухнул, воскликнул, выдавил из себя, загвоздил, заикнулся, залаял, икал, курлыкал, заметил, калякал, обратился, повествовал, подхватил, пустил шип по-змеиному, рассуждал, рявкнул, сболтнул, хлопнул и т. д. Правда, многие из них стали синонимами только в условиях данного контекста.

ЗАДАНИЕ №2

Найдите контекстуальные синонимы

11 класс

Сколько раз пытался я ускорить
Время, что несло меня вперёд.
Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идёт. (С.Я. Маршак)

7 класс

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой: (Ф.И. Тютчев)

ЗАДАНИЕ №3

К данным фразеологическим оборотам одного ряда подберите синонимичные фразеологизмы из другого ряда (в карточках, которые получают дети, фразеологизмы расположены в беспорядке). Объясните значения этих фразеологизмов. (Задания для обеих команд одно, отвечают представители от команды по очереди)

Девать некуда пруд пруди
На всех парах сломя голову
Не отходя от кассы по горячим следам
Согнуть в бараний рог загонять в угол
Лизать пятки рассыпаться мелким бесом
Поминай как звали и след простыл
Далеко пойти идти в гору
Держать камень за пазухой иметь зуб
При царе Горохе во время оно
Мелко плавать кишка тонка
Мухи не обидит воды не замутит
От аза до ижицы от а до я
От доски до доски от корки до корки
Открывать Америку изобретать велосипед
Откуда ни возьмись как гром среди ясного неба

Слово учителя. При повторении синонимов мы знакомились с таким понятием, как градация. Что это такое?

ЗАДАНИЕ №4

Из данных предложений выпишите синонимы, расположив их по принципу градации.

11 класс

1) "Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках. С безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. "Ты лжёшь, мерзавец!" - вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева".

2)

Не вздумай бежать!
Это я
Вызвал.
Найду.
Загоню.
Доконаю.
Замучу! (В. В. Маяковский)

7 класс

3)

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)

4) "Озеро подёрнулось морщинами; тени на воде заколыхались; облака прикрыли солнце; вокруг стало хмуро, неуютно". (В. П. Астафьев)

ЗАДАНИЕ №5

Слово учителя. Маленькие дети, естественно, не задумываются над важностью лексического значения слова и часто понимают слова по-своему. Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы подумайте над вопросом: "Что создаёт комический эффект в этой миниатюре?" (слова-омонимы или слова с омонимичными корнями).

"Я вам расскажу сейчас о своей семье. Мой папа - грабитель. Больше всего он любит собирать в саду граблями опавшую листву. Мой брат - наследник. Ещё бы! Когда он приходит с прогулки, мама вздыхает: "Опять везде наследил". Дедушка работает следователем, потому что он любит охоту, и всё время следует по следам зверей. Дедушка у меня весёлый. Он называет моего братишку Витьку поколением. Ведь Витьке всего три года, и он по колени дедушке.

А недавно у нас произошло такое событие - нас обеспечили, то есть вынесли из дома старую печь. Скоро новую привезут. Ну, ладно. Побежал я, некогда. Меня в школе опять озадачили - такую трудную задачу задали".

ВОПРОС: какова роль омонимов в произведениях художественной литературы? (Яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры, могут рифмоваться).

Слово учителя. А сейчас я расскажу вам анекдоты. Да, анекдоты. А вы поясните, на каком лексическом явлении они основаны?

1) К женщине нужно подходить с лаской. А ещё лучше с норкой или соболем.

2) - Как сделать заливное из осетрины?

- Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр.

ЗАДАНИЕ №6

Слово учителя. Изучая антонимы, мы связываем это понятие с антитезой. Что это такое?

Я буду произносить первую часть названия литературного произведения, а вы - вторую.

7 класс 11 класс
"Война и мир" "Волки и овцы"
"Живые и мёртвые" "Дни и ночи"
"Толстый и тонкий" "Отцы и дети"

Слово учителя. Найдите фразеологический оборот с противоположным значением. (Детям раздаю карточки с фразеологизмами из левой колонки, к ним нужно подобрать ф\о из правой колонки, расположенные не по порядку).

  • Водой не разольёшь - как кошка с собакой.
  • От горшка два вершка - ростом с косую сажень.
  • Засучив рукава - спустя рукава.
  • Рукой подать - за тридевять земель.
  • Одержать победу - потерпеть поражение.
  • Воспрянуть духом - упасть духом.
  • Себе на уме - олух для царя небесного.
  • Рта не закрывает - слова не вытянешь.
  • Выйти из себя - взять себя в руки.
  • Во все лопатки - черепашьим шагом.

ЗАДАНИЕ №7

Слово учителя. Наряду с антитезой есть ещё один стилистический приём, который основан на применении антонимов. По толкованию определите, как он называется: ": - это соединение слов, выражающих противоположные, несовместимые с точки зрения логики понятия, например: сладкая скорбь, звучная тишина, молодая старость и т. д. Этот приём используется для создания оригинальных, противоречивых в своей основе образов". (Оксюморон)

Найдите оксюморон в тексте:

7 класс 11 класс
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой. (А. С. Пушкин)
Таланту, а не возрасту будь равен.
Пусть разница смущает иногда,
Ты не страшись быть молодым, да ранним.
Быть молодым, да поздним - вот беда. (Е. Евтушенко)

ЗАДАНИЕ №8

Какие приёмы и фигуры заключены в следующих выражениях?

1. Фразеологизмы: гореть на работе, вылететь в трубу, лизать пятки.

Нос корабля, закат пылает, заря жизни, говор волн, льётся речь, град пуль. (Метафора)

2. Сыт по горло.

В сто сорок солнц закат пылал.

Его добрый конь да богатырский // С горы на гору стал перескакивать. (Гипербола)

3. С больной головы на здоровую; и стар и млад.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет.

"Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт". (А. С. Пушкин)

(антонимы, антитеза)

4. Переливать из пустого в порожнее; ум за разум заходит.

Одного поля ягоды - два сапога пара - из одного теста сделаны - одним миром мазаны - оба на одну колодку - сиамские близнецы.

(синонимы)

5. Из года в год; с минуты на минуту; в конце концов; со дня на день, плоть от плоти; рука об руку.

"И ближе, ближе всё звучал грузинки голос молодой". (М.Ю. Лермонтов)

(Повторы служат для подчёркивания деталей в описании, создают экспрессивную окраску)

6. Глуп как пробка; как гром среди ясного неба; как у Христа за пазухой. (сравнение)

Подведение итогов

Слово учителя. Знание лексики является необходимым условием как для глубокого овладения родным языком, так и для воспитания культуры речи. Чем больше человек познаёт мир и самого себя, тем больше он открывает в нём нового. Русский язык по запасу слов и фразеологизмов является одним из богатейших в мире. К. Г. Паустовский писал: "Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов"

Чтение стихотворения В. Солоухина. Читает учащийся наизусть

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Предоставление слова жюри.