Методика логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Разделы: Начальная школа, Логопедия


I. Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов (как правило предлогов), раздельном написании слов (особенно приставок и корня).

Умение определять количество и последовательность слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов. Приложение № 1.

2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов. Приложение № 2.

Работа с числовым рядом.

3. Так же детей учат составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложения по схеме. Например:

    Птицы улетают на юг.

4. Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда?и др. (на сюжетных картинках)). Приложение № 3.

Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметае листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья...

5. Так же нужно показывать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями.

Например: с опорой на наглядность: "гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой" - Петя гуляет с собакой во дворе. Приложение № 4.

Без опоры на наглядность: "дымок, идёт, трубы, из" - Из трубы идёт дымок.

"орехи, в, белка, прячет, дупло" - Белка прячет орехи в дупло. "поливает, лейки, Коля, из, цветы" - Коля поливает цветы из лейки.

6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово). Работа с числовым рядом.

7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение - это законченная смысловая еденица.

Например: распредели на два столбика словосочетания и предложения.

Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.

8. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).

Например (с опорой): "В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено." Приложение № 5

Без опоры на сюжетную картинку: "Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч."

9. Составление предложений, используя словосочетания.

Например: высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и.т.д.

10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначением границ предложения (понижение голоса, паузы).

11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.

II. Развитие слогового анализа и синтеза.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приёмов (отхлопать, отстучать слово по слогам, назвать их количество), затем она проводится в плане громкой речи (выделение гласных звуков громким голосом, такая работа позволяет устранить пропуски гласных букв на письме или их добавление, также делается акцент на основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков и, наконец, на основе слухопроизностельных представлений, во внутреннем плане ( для этого дети должны уметь дифференцировать гласные и согласные звуки).

Задания:

- Работа по выделению гласного звука из потока звуков, из слогов, из слов. Для этого используются символы гласных и согласных звуков (красные и синие кружки).

Например:

  • Поднять красный кружок, если звук гласный, или синий - если согласный.

А, Л, О, З, А, У, М, Ш, Ы, ...

  • Повторить за логопедом только гласный звук, услышанный в слоге, слове.

ОХ - О, УС - У, ДА - А, ДЫМ - Ы, СТУЛ - У, ВОЛК - О и.т.д.

  • Определить гласный звук в слове (используется схема слова (прямоугольная полоска) и красный кружок), в зависимости от места звука в слове ребёнок передвигает кружок по полоске: в начало,середину или конец. Приложение № 6
  • Назвать гласные звуки в двух- и трёхсложных словах. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа - у,а; пила - и,а; канава - а,а,а...).
  • Записать только гласные буквы продиктованных слов.
  • Записать только согласные буквы продиктованных слов.
  • Разложить картинки или записать слова под определённой схемой используатся одна заданная гласная буква).

Например:

  • Разложить картинки или записать слова с определённым сочетанием гласных букв.

Например:

- Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются следующие задания:

  • Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов ("отхлопать" слово).
  • Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (работа с числовым рядом).
  • Разложить картинки в "домики" или "вагончики" в зависимости от количества слогов в их названии. Например детям даются следующие картинки: лес, слива, собака, муха, дом, паста, помидор... и три картинки, на каждой из которых изображён домик: первый - с одним окошком (для слов, состоящих из одного слога), второй - с двумя окошками (для двухсложных слов), третий - с тремя окошками (для трёхсложных слов).
  • Выделить первый слог в названии картинок, записать его.Объеденить слоги в слова и в предложение.

Например: лей", "домик", "машина", "луна", "жаба". После выделения первых слогов получается предложение: "У дома лужа".

  • Определить пропущенный слог в слове с помощью картинок.

Например: "Бел__, пу__вицы, __га, Бура__но, те__фон, __ро, ве__ка." Приложение № 7.

  • Составить слово из слогов, данных в беспорядке (деформированные слова)

"ба,со,ка", "нок, цып, лё", "точ, ка, лас"...

  • Выделить из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов.

Например (3 слога). "Кругом летают бабочки и пчёлы." - "ба-боч-ки, ле-та-ют"

III. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Задания:

Придумать слова с 3, 4, 5 звуками (количество звуков и букв в словах должны совпадать).

  • Отобрать картинки, в названии которых (например) 5 звуков: утки петух, филин, книги. Приложение № 8.
  • Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в слове. (Работа с числовым рядом).
  • Разложить картинки в порядке возрастания количества звуков в словах (от 3 до 6 звуков).

Например: Дом, рак, лев, мост, роза, ноты, клоун, кошка, гнездо, радуга, пугало, корова. Приложение № 9.

  • Вставить пропущенные буквы в слова: ви_ка, ди_ан, ут_а, лу_а, б_нокль... (без опоры на наглядный материал).
  • Подобрать слова, в которых заданный звук стоит на первом, втором, третьем месте:

Например: "Ш" - "шуба, уши, кошка, марш, камыш..."

  • Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.

Например: сом, рак, шуба, стол, парта...

  • Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось

новое слово: Па (пар, парк, парта, паром, парады...)

  • Подобрать слова на каждый звук заданного слова.

Например: улица - ухо, лодка, игла, цирк, ананас.

  • Составить слово из первых звуков (букв) заданных слов.

Например: сон, обруч, ветка, афиша - сова.

  • Преобразовать слова:
    1. Добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы, луг - плуг...
    2. Изменяя один звук слова: сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон.
    3. Переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, банка - кабан...
      • Найти общий звук в словах: луна, пол, игла, стол, галстук... "Л"
      • Придумать слова, которые подходят к данной графической схеме.

Например: __о__а (роза, сова, сода, коса, ноша, коза...)

Или

т__________, _____т_____, ___________т.

Топор, туфли, бегемот, таблетка, паста, ворота, автомат, минута, балет.

  • Сопостовить звуковые схемы со словами.

  • Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

Например: "Ветер дует в чистом поле, волком воет он на воле".

На начальных этапах работы по формированию фонематического анализа и синтеза даётся опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения заданий. Конечной целью логопедической работы является формирование действий анализа и синтеза в умственном плане, по представлению.

Список использованной литературы.

  1. Баранникова И.В., Варковицкая Л.А. "Русский язык в картинках. Часть первая". - М., Просвещение, 1988 г
  2. Ефименкова Л.Н. "Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов." - М., 2001 г.
  3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. "Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников." - С.-Петербург., Союз, 2001 г.
  4. Садовникова И.Н. "Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников". - М., Владос, 1995 г.
  5. Сукач Л.М. "Диагностический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма младших школьников." - М., 1985 г.
  6. Ткаченко Т.А. "Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте." Из-во "Чувашия", 1999 г.
  7. Интернет ресурсы: