Некоторые приемы формирования пунктуационных навыков

Разделы: Русский язык


… Они [знаки препинания] существуют, чтобы выделить мысль,
привести слова в правильное соотношение и дать фразе
лёгкость и правильное звучание…
К.Г.Паустовский

“О безграмотности мы говорим очень часто… Но, говоря об этом, мы имеет в виду главным образом орфографию – а пунктуация остаётся за кадром” [4]. Нередко приходится сталкиваться с таким явлением, когда учащиеся, даже зная правила пунктуации, “забывают” ставить знаки препинания, считая, что это не так важно. В чём причина такого отношения к пунктуации?

В начальной школе дети чаще всего работают с предложениями, состоящими из 3-6 слов. Им хорошо знакомы лишь знаки конца предложения. Понятие об однородных членах, о простых и сложных предложениях вводится лишь в 3-4 классах. Большая часть этих знаний даётся на уровне ознакомления, без серьёзного анализа структуры предложения. Поэтому для формирования устойчивых пунктуационных навыков в средних и старших классах необходима систематическая работа.

На первых уроках по изучению синтаксиса и пунктуации нужно убедить пятиклассников в значимости знаков препинания для передачи смысла предложения. Здесь на помощь приходит всем известная фраза “Казнить нельзя помиловать”. Рассказываю ребятам и историю из мультфильма про дядюшку Ау, который нашёл в подвале своего дома семечку, завернутую в записку: “Поливать супом нельзя поливать водой”. Решаем и такую задачу: “Богач оставил своим наследникам завещание: “Установить статую золотую пику держащую”. Наследники решили воспользоваться оплошностью богача, забывшего поставить запятую. Как им удалось сэкономить?” [2, с.305]. А вот ещё несколько предложений, вокруг которых в классе разворачивается оживлённая дискуссия: “Делегация выезжает утром встречайте”, “Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать”, “Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу”, “Когда солнце село с блеянием и ревом, пришло стадо” [2, c.305-306]. В старших классах предлагаю расставить знаки препинания в предложении различными способами и понаблюдать, как изменяется смысл высказывания: “Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели” [2, с.305], “Наш сосед или дядя Ваня отвезёт тебя в город”, “Трактористы Сергеев и Иванов уже закончили работу”. Такая аналитическая деятельность стимулирует познавательную активность учащихся и способствует формированию осознанного отношения к постановке знаков препинания.

Работая с детьми разных возрастов, я убедилась: любой навык станет прочным лишь в том случае, если будет опираться на жизненный опыт, на каждодневную речевую практику. В Приложении 1 привожу конспект урока по теме “Понятие об обращении. Употребление обращений в речи”. В центре внимания на уроке – “живая” речь: речь самих учащихся, речь героев любимых мультфильмов и кинофильмов, поэтическое слово. Такая форма проведения урока оказалась достаточно эффективной: учащиеся научились распознавать обращения в речи и выделять их на письме.

При изучении прямой речи использую работу в парах “говорящий – автор”: один ученик придумывает прямую речь, другой подбирает к ней слова автора (возможен и такой вариант: один читает слова автора, другой - прямую речь). Этот приём помогает учащимся “почувствовать” структуру предложений с прямой речью.

Большинство пунктуационных ошибок, как показала практика, связано именно с неумением ориентироваться в структуре предложения. Важно научить детей быстро и правильно находить грамматическую основу. В книге В.П.Озёрской “Изучение морфологии на синтаксической основе” приводится ряд упражнений, позволяющих выработать у учащихся устойчивые умения и навыки нахождения грамматической основы, определения структуры словосочетания и предложения. Представленная в данной книге система заданий помогла мне организовать на уроках работу по формированию пунктуационных навыков.

На каждом уроке провожу синтаксические и пунктуационные разминки, нередко использую графические и цифровые диктанты, выборочные диктанты (задания: выписать грамматическую основу, однородные члены, обращения; найти причастные, деепричастные обороты и др.). Параллельно с традиционной линейной схемой ввожу в повседневную учебную практику логическую схему. Логическая схема даёт более полное представление о синтаксической структуре предложения, о его смысловом членении, помогает освоить основные понятия синтаксиса и пунктуации.

После изучения каждой темы предлагаю учащимся составить карточки-задания по пунктограммам (примеры должны быть подобраны из художественных произведений, которые изучаются в этот момент на уроках литературы).

Рассматривая в 5 классе тему “Сложное предложения”, предлагаю ученикам для анализа не только “прозрачные” по структуре предложения, но и такие, в которых придаточная часть находится внутри главной. Интересный материал по этой теме предложен в книге “Речь, язык и секреты пунктуации” [7]. Моим ученикам понравились названия, придуманные авторами этой книги: предложения-гуси и предложения-матрёшки [7, с.245-247]. Действительно, очень удачные названия, создающие в сознании ребёнка зрительный образ структуры предложения. А потом у нас появились и “живые” схемы. Предложила учащимся показать предложения. Сначала задание вызвало в классе недоумение, но потом ребята активно включились в работу, объединялись в группы (сколько частей в предложении, столько и участников “представления”), придумывали, как им показать взаимоотношения между частями сложного предложения. Эта работа помогла учащимся научиться ставить знаки препинания в сложных предложениях. Пятиклассники с лёгкостью расставляли запятые и рисовали схемы таких предложений, с которыми не всегда справляются учащиеся девятого класса.

Значимой для формирования устойчивых пунктуационных навыков является организация проверки уровня усвоения пунктуационных правил. В Приложении 2, Приложении 3, Приложении 4, Приложении 5 привожу примеры заданий для контроля знаний (зачётные работы, карточки-задания). По каждой теме даётся несколько вариантов заданий (от 2 до 10), причем уровень сложности возрастает в соответствии с номером варианта, что позволяет осуществить дифференцированный подход. После проведения работы обязательно проводится анализ причин возникновения ошибок. Ошибки не исправляю, но указываю их количество. Учащиеся, повторив пунктограммы, должны проверить свою работу и постараться исправить ошибки. Если ученику не удаётся справиться с проверкой своей работы, разбираю вместе с ним все задания или назначаю учеников-консультантов, которые должны выслушать объяснение своего одноклассника и выявить причины возникновения ошибок. Затем ученик получает ещё одно задание. Оценка выставляется за повторно выполненное упражнение. У учеников появляется стимул найти и исправить свои ошибки, быть внимательными к постановке знаков препинания.

Таким образом, добиться “пунктуационной” грамотности можно в том случае, если показать роль знаков препинания в передаче смысла высказывания, научить учащихся видеть внутреннюю структуру предложения.

Приложения

Приложение 1. Конспект урока “Понятие об обращении. Употребление обращений в речи” и дополнительные материалы к уроку (презентация и текстовый файл с заданиями для работы в группах)

Приложение 2. Материалы для контроля знаний учащихся 5 класса по теме “Синтаксис и пунктуация”

Приложение 3. Карточки для проведения итогового зачёта по пунктуации в 7 классе (10 вариантов). Примеры подобраны из художественных произведений, изученных учащимися в курсе литературы 7 класса. Дополнительное задание: указать название произведения и автора.

Приложение 4. Задания для контроля знаний учащихся. 8 класс.

Приложение 5. Материалы к урокам по теме “Бессоюзные сложные предложения”: презентация, тестовая программа, программа-тренажёр, задание на распределение, карточки-задания.

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе: Стилистическое значение бессоюзного сложного предложения / Публ., преамбула и  примеч. Л.С.Мелиховой // Русская словесность. 1994. №2. С.47–56.
  2. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  3. Волчкова Л.И. Знакомая незнакомка // Русский язык. 1996. №32(56). С. 2
  4. Евграфова С.М. Трудные азы русского синтаксиса // Русский язык. 1997. №38 (110). С.2-3.
  5. Костяева Т.А., Чуриков Г.М. Сборник диктантов по пунктуации: 8-9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Озёрская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Речь, язык и секреты пунктуации: Кн. для учащихся / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, Г.Н.Владимирская. – М.: Просвещение, 1995.
  8. Соколова Г.П. Уроки углублённого изучения русского языка: 8 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992.