Формирование учебно-исследовательской деятельности в системе литературного образования младших школьников

Разделы: Начальная школа


Мы часто слышим и хорошо знаем, что авторские сказки А.С. Пушкина созданы на основе устного народного творчества. Как можно организовать работу на уроках литературного чтения, чтобы дети не просто услышали о связи русских народных и пушкинских произведений, а в результате исследований сами пришли к этому выводу?

В Концепции новых стандартов говорится, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа - исследователь. Поэтому акцент, сделанный в стандартах на целостном восприятии учениками мира, на их поисковой, самостоятельной деятельности, вполне соответствует психофизиологическим особенностям младших школьников. Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии (противоречия). Они возникают, когда ученик или сталкивается с недостатком (избытком) информации или способом деятельности для решения поставленной проблемы, или оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения, или сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких учебных ситуациях обучение идёт не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к её разрешению (с оказанием в случае необходимости помощи - стимулирующей, направляющей или обучающей).

Так, с 1-го класса дети наращивали знания по литературному чтению и с совершенно новых позиций должны осмыслить эти знания в 4-м классе.

Предлагаемая работа поможет по-новому прочитать знакомую каждому с детства пушкинскую сказку о царе Салтане. как к произведению искусства слова. Прежде всего, это должно произойти с учителем, а уж потом – с учениками.

Открыв для себя новые грани этой пушкинской сказки, разглядев её литературный облик,проделав поисково-исследовательскую работу,ученики по-новому прочтут и остальные поэтические шедевры Пушкина-сказочника.

Предложенная система работы со сказкой рассчитана на неторопливое, медленное чтение пушкинского текста. Предполагается выслушивание и обсуждение детских версий, точек зрения, описание, сопоставление – иными словами, дети обучаются исследовательской деятельности.

Цель исследования:

  • получение подтверждения, что источником сюжета сказки о царе Салтане являются фольклорные источники. Это фольклорная запись А.С. Пушкина и русские народные сказки «По колено ноги в золоте», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Чудесные сыновья».

Задачи исследования:

  • ознакомление учащихся с историей появления «Сказки о царе Салтане…»;
  • построение с детьми пути создания «Сказки о царе Салтане…»;
  • выделение общих и отличительных моментов фольклорной записи А.С. Пушкина и самой сказки Пушкина;
  • выявление особенностей текстов фольклорной записи А.С. Пушкина и сказки Пушкина (за счет чего изменяется текст в сказке) на примере конкретных отрывков текстов, при их сопоставлении;
  • развитие умения сравнивать два текста, два конкретных отрывка;
  • развитие навыков и умений анализировать текст и делать выводы.

Исследовательская деятельность младших школьников на уроке литературного чтения, посвящённому сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» проводится по следующим этапам.

1-й этап.

Беседа о появлении «Сказки о царе Салтане…».

2-й этап.

Подготовка к ознакомлению с фольклорной записи А.С. Пушкина.

Работа над устаревшими словами. Дети с помощью учителя разъясняют значения незнакомых слов.

3-й этап.

Чтение фольклорной записи А.С. Пушкина, сравнение со сказкой приводит детей к выводу, что это запись происходящих в сказке событий. Читают, высказывают свои мнения, подтверждая словами из текста фольклорной записи.

4-й этап.

Повторное чтение фольклорной записи и выделение общих и различных моментов фольклорной записи и сказки Пушкина.

Ученики слушают, говорят о своих наблюдениях. Выделяют, сравнивают общие и различные моменты фольклорной записи и сказки Пушкина.

5-й этап.

Анализ текстов. Наблюдения на уровне текста: сопоставление отрывков фольклорной записи и сказки Пушкина. Дети в процессе работы находят отрывок в «Сказке о царе Салтане…», соответствующий отрывку из фольклорной записи, делятся своими наблюдениями, приводя слова из отрывков в подтверждение. Формулируют выводы.

Например, рассмотрим далее, что же чисто пушкинское появляется в «Сказке о царе Салтане…» на уровне текста.

Преобразование текста фольклорной записи Пушкиным рассмотрим на примере нескольких параллельных фрагментов, описывающих одинаковые события и максимально близких по содержанию.

Например:

Фольклорная запись

Едет мимо корабль

«Сказка о царе Салтане…»

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет:
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят на Яву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой,
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Комментарий

Фольклорная запись кратко сообщает о событии.

А у Пушкина в сказке ситуация раскрывается; в этом изображении можно обнаружить смену трех точек зрения, причем их смена происходит, как при съемке фильма:

  • первая точка зрения – из города видим вдалеке кораблик, вот он приблизился;
  • вторая точка зрения – теперь крупный план на корабле, видим удивление героев;
  • третья точка зрения – с корабля смотрим на город глазами корабельщиков.

Проводя подобное исследование на уроках литературного чтения (описание и сопоставление) мы учим вчитываться в строчки не только одной сказки Пушкина, но и в будущем самостоятельно открывать для себя тайны и загадки творений А.С. Пушкина.

6-й этап.

Подведение итогов исследования.

Обобщение наблюдений.

Фольклорная запись возникла из слияния нескольких сказок. Это русские народные сказки «По колено ноги в золоте», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Чудесные сыновья». Это можно изобразить так:

Из построенных цепочек дети сделали вывод, что фольклорная запись является главным источником «Сказки о царе Салтане…».

Подводя итог исследованию выделили принципиальное различие рассматриваемых текстов: фольклорная запись обозначает, называет ситуацию, а сказка Пушкина рисует, изображает (по законам литературного произведения).Что появилось нового, за счёт чего происходило разрастание текста сказки:

  • стихотворная форма, подчеркивающая лирический характер текста.
  • присутствие автора в тексте (отношение автора к героям);
  • простонародность языка сказки Пушкина;
  • появление пейзажа;
  • появляются отношения между героями – романтическая любовь;
  • чувства, настроение героев передаются через их действия;
  • смена точек зрения, сходство сказки с фильмом;

Таким образом, проводя исследование текста авторской сказки Пушкина, дети самостоятельно пришли к выводу, что фольклорная запись является основным источником «Сказки о царе Салтане…». Выполнив задачи исследования, дети получили и результат своей работы, и навыки исследовательской деятельности. В целом поисковая, самостоятельная деятельность вызывает у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию. Л.В. Занков подчёркивал роль эмоций в обучении. Он писал: «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но обладают созидающей силой».

Литература

  1. Пушкин А.С. Избранные сочинения в 2-х т.Т.1-М.: Дет. лит., 2006.
  2. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. Гл. ред. М., Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2003.
  3. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. Ил. В.Кубинской. М.: Дет.лит. 2007.
  4. Пушкин А.С. Сказки. Ил. Власовой. - М.: Дет. лит., 2006.
  5. Бонди, С. О Пушкине: статьи и исследования. - М.: Худож. лит. 2008.
  6. Русская фольклорная сказка. Сост., вступит. Ст. и примеч. В.П. Аникина; Ил. И. Билибина.- М., Дет. лит., 2007.