Использование инновационных технологий в речевой реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (контрастотермия)

Разделы: Логопедия


Особое место у детей с детским церебральным параличом занимают расстройства речи. Степень выраженности этих расстройств зависит от локализации и тяжести поражения мозга, от вида церебрального паралича. Для детей с ДЦП, имеющих дизартрические расстройства, характерны повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезы язычной и мимической мускулатуры. Проявление артикуляционной (оральной) диспраксии затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушение звукопроизношения. Значительно усложняет работу логопеда гиперсаливация. Особенностью дизартрий при ДЦП является общность нарушений общей и речевой моторики.

В последние годы многие логопеды для снятия спастичности мышц и уменьшения саливации у таких детей успешно применяют метод искусственной локальной контрастотермии.

Искусственная локальная контрастотермия - это контрастное воздействие низкотемпературных и высокотемпературных агентов. В качестве низкотемпературных агентов могут выступать ледяная крошка, холодная вода, кубики или шарики льда, а высокотемпературных - горячая вода, грубые шерстяные варежки, опущенные в горячий настой трав, тепломассажеры или нагретая ложка.

Эффект криомассажа основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. По наблюдениям физиологов результаты мощного разряда рефлекторного воздействия однократной процедуры воздействия холодом на организм человека прослеживаются в течение трех и более часов.

При криомассаже мышц артикуляционного аппарата "ледяную крошку в марле накладывают поочерёдно на мышцы артикуляционного аппарата (круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, подбородок в области подчелюстной ямки, язычную мускулатуру). При ИЛГ на мышцы языка, удерживаем его стерильной марлевой салфеткой. Воздействуем на корень, спинку, кончик, боковые края языка. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 20 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно.

Аналогично проводится гипертермия (тепломассаж артикуляционной мускулатуры). Причем существуют различные варианты их применения:

  • только гипотермия (криомассаж);
  • только гипертермия (тепломассаж);
  • гипотермия, затем гипертермия;
  • попеременное использование крио- и теплоаппликации." [1].

Необходимо сочетать логопедическую работу по формированию управления артикуляционным праксисом с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Так как общеизвестно, что речь развивается быстрее под влиянием импульсов, поступающих в головной мозг с пальцев рук, для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и формирования четких речевых кинестезий, контрастотермальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей (особенно кисть правой руки).

Игры со льдом очень нравятся детям. Мы берем пластмассовый лоток, в который высыпаем шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там пластмассовые или деревянные фигурки. Дозировано воздействуя холодом на нервные окончания пальцев руки, раздражая кожные покровы, мы активизируем мышечную мускулатуру кисти, повышая тем самым чувствительность оральной области.

Еще больший эффект достигается при использовании контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии тепла и холода на нервные окончания пальцев. Обычно проводится 10 сеансов, продолжительностью до 5 минут через день.

Хотим привести пример практического применения метода искусственной локальной контрастотермии в работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения на фоне органического поражения ЦНС.

Логопедическое занятие проведено на базе Уссурийского социально-реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями.

У обеих девочек, Леры П. и Вики Т., системное недоразвитие речи (I уровень) на фоне органического поражения ЦНС (ДЦП), дизартрия.

Состояние артикуляционного аппарата:

- губы напряженные;

- язычок - тугоподвижен, затруднен верхний подъем, не удерживает заданную позу, с трудом переключается с одного движения на другое.

Наблюдается гиперсаливация.

У Леры - более сохранный речевой аппарат, она занималась с логопедом до поступления в центр.

Вика - только начала заниматься, ей тяжелее.

Словарь у обеих девочек значительно ниже возрастной нормы, находится в зачаточном состоянии, особенно у Вики. Но уже заметны позитивные сдвиги. Лера начинает говорить предложениями. Фразы пока короткие, из 2-3 слов, но даже из таких фраз мы уже рассказываем короткие рассказы.

Вика начала говорить словами: она уже называет имена всех членов своей семьи, детей в Центре, имена воспитателей, специалистов Центра.

Конспект логопедического занятия

Тема: Использование инновационных технологий в речевой реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (контрастотермия).

Цель:

  • Формирование навыков речевого общения.
  • Активизация и обогащение словаря.
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; координация слова с движением.
  • Регуляция мышечного тонуса с использованием искусственной локальной контрастотермии (формирование кинестетических и тактильных ощущений; уменьшение спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры).

Оборудование:

  • лёд (цветные и прозрачные кубики);
  • мисочки для льда;
  • подносы, пластиковое покрытие;
  • чайные ложечки, соломинки;
  • салфетки: стерильные, бумажные, тканевые;
  • чашки для горячей и холодной воды;
  • термосы маленькие;

Ход занятия

I. Начало занятия

- Дети, давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу свое хорошее настроение и начнем заниматься.

II. Основная часть

- Посмотрите, что это такое? (лед)

- Лед из чего сделан? (из воды)

- А как его сделали? (заморозили воду в холодильнике. Сейчас осень, льда нет, будет зимой, когда наступят холода).

- Лед какой? (холодный)

1. Игровое упражнение на формирование тактильных ощущений "Угадай, где дотронулись?"

Дети закрывают глаза, логопед дотрагивается кубиком льда до щеки, лба, носа, уха. Дети должны показать и назвать место, до которого дотронулись.

2. ИЛК (искусственная локальная контрастотермия: гипотермия и гипертермия).

Логопед выполняет массаж языка и губ кусочком льда и горячей ложкой. Делается вывод, что от холода язычку хочется спрятаться в свой домик-ротик, согреться там; а от тепла язычку хорошо, он спокойно лежит, ему приятно, тепло.

3. Мимическая гимнастика

Ёд - ёд - ёд -

- холодный лед.

Ай - ай - ай -

- горячий чай.

(Руки к груди, съежились, показали как холодно: ой, ой, ой!)

(Развели руки в стороны, улыбнулись, нам тепло, хорошо: ах:)

4. "Пальчиковый бассейн"

На столе мисочки с водой, в которых плавают шарики льда. Дети перебирают пальцами лед в воде: двумя пальцами, щепотью (тремя пальцами).

Мы научимся ледок между пальцами катать.
Это в школе нам поможет буквы ровные писать.

5. Игра-наблюдение "Где быстрее растает лед"

На столе две миски: с холодной и горячей водой. Дети ложечкой берут лед и опускают в каждую миску.

Делается вывод, что в горячей воде лед растает быстрее.

6. Сюрприз "Вкусный лед"

На столе сок и замороженные цветные кубики из сока.

Логопед предлагает детям закрыть глаза, высунуть язычок и дотронуться кончиком языка до цветного кубика.

- Какой на вкус лед? (сладкий)

- А какого цвета? (красного - из вишни, желтого из ананаса, зеленого из яблока).

- А как же мы сделали такой лед? (заморозили сок).

- Вот у нас сок жидкий. Он не холодный. А вот замерзший сок - очень холодный, ледяной. Вспомните, лед из воды, какой? (несладкий, безвкусный и прозрачный). А из сока? (сладкий, цветной). Вы каждый день пьете разные вкусные соки.

III. Окончание занятия "Эстафета дружбы".

Взяться за руки и передавать эстафету рукопожатий.

Логопед: "Я передаю вам свою дружбу. Она идет от меня к Лере, от Леры к Вике и возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше. Пусть она никогда не покидает Вас. До свидания!".

Литература.

  1. О.Г. Приходько, "Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии". "Развитие и коррекция" 1999г. № 5.
  2. О.В. Степанченко, В.И.Виноградова. "Методика искусственной локальной гипотермии". Сборник "Современные технологии реабилитации в педиатрии". П\р. Е.Т. Лильина. "ОДИinternational" Москва-2000.