Цели:
- Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени.
- Познакомиться с новыми литературными приёмами, позволяющие автору передать всю полноту чувств.
План урока
(На слайдах меняются картины осени, и (учитель в записи читает) звучит стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне музыки Чайковского “Времена года”. См. Приложение 1, Приложение 2).
– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8
строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним
стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей
очарованье!”.
– На уроке мы должны:
1) Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.
2) Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю полноту чувств.
– Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке? (Научиться анализировать стихотворение. Познакомиться с новым литературным приёмом.)
Откроем учебник на с. 70-й, прочитаем стихотворение и более пристально рассмотрим созданные автором лирические образы.
(Читает ученик.)
– Есть ли в стихотворении сюжет или автор
пытался передать нам только настроение? (Преобладает
настроение)
– Как называется произведение, в котором автор
передаёт настроение, состояние души? (Это
лирическое произведение)
– Давайте ещё раз выясним, какова основная
задача лирического произведения? (Основная
задача лирического произведения – передать
чувства).
– Какие чувства передаёт автор? (Чувства
восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит).
– Зачитайте строки, где автор выражает свои
чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё
стихотворение.)
– То есть нам пришлось прочитать всё
стихотворение. Свои чувства он выразил, одним
словом ЛЮБЛЮ.
А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы. Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.
– Прочитайте по себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления. (читают про себя)
– А теперь прочитаем вслух.
(Читают 2–3 ученика.)
– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?
(Читают про себя.)
– Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)
– Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)
– Увяданье – само слово
ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым.
Но, соединив это слово со словом пышное,
автор получает совершенно другой образ.
– Что значит пышное? (Красивое, яркое,
торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное
увядание. Найдите и прочитайте эти строки.
(Ученик читает 4–8 строки)
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
– Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да,
можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово,
которое мы мало употребляем? (Багрец.)
(На слайде появляется слово БАГРЕЦ).
– Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.
Багрец –
1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.
– Слово багрец имеет два значения. Какое
значение А.С.Пушкин берёт для своего
стихотворения? (Первое значение – красная
краска тёмного оттенка, багровая.)
– А еще, какое устаревшее слово встретили в
стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово,
используемое в поэтической речи.
– А что придают устаревшие слова данному
произведению? (Они придают таинственность,
сказочность, торжественность – очей очарованье.)
– Давайте прочитаем первую строчку
стихотворения.
Унылая пора! Очей очарованье!
– Автор использует всё тот же приём, слово УНЫЛАЯ рисует нам картины не очень
радостные, но следующее за ним восклицание: “Очей очарованье!” придаёт
совершенно иное значение и иную интонацию. – Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию. (Читает 2–3 ученика.) |
– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.
– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)
– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.)
– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.
– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такого буйства красок.
– Прощальная краса. Вот ещё одно словосочетание.
– Что интересного вы заметили? (Слова не сочетаются.)
Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный приём под названием ОКСЮМОРОН, т. е. сочетание несочетаемого.
ОКСЮМОРОН – художественный
приём; сочетание противоположных,
противоречащих друг другу по значению слов в
одном художественном образе. (Например, горячий
снег; скупой рыцарь; пышное увядание; унылая пора,
очей очарованье; прощальная краса, убогая
роскошь – Некрасов; сердцу изведать сладчайшую
боль – А. Блок). – Вместе хором проговорим это слово: ОКСЮМОРОН. |
Физкультминутка
(Исполняется под музыку.)
– А сейчас представьте одинокий падающий лист.
Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой,
как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах
рукой).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и
последим глазами за движением листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.
– Читаем стихотворение ещё раз про себя и представляем картину, которую создаёт автор.
(Чтение учащимися про себя)
– Давайте представим образный ряд, выраженный
именами существительными. Назовите их. (Леса,
ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы
угрозы).
– Итак, леса, ветра шум, небеса, солнца луч,
морозы, зимы угрозы.
– Сейчас один ученик будет читать стихотворение, а все остальные внимательно слушают и следят за чтением не по учебнику, а по той образной схеме, которую мы попытались создать к данному стихотворению.
(Ученик читает, а на экране мелькают слайды).
Физкультминутка
(Ещё один способ запомнить стихотворение, прочитать его при помощи мимики и жестов).
– А сейчас мы с вами попробуем прочитать это стихотворение при помощи мимики и жестов.
Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к груди)
Приятна мне твоя прощальная краса – (машем рукой – имитируем “прощай”)
Люблю я пышное природы увяданье, (развести руки в стороны, рука вниз)
В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх)
В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее дыханье,(вдох)
И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика, глаза, брови свели)
И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть) и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).
– Ну а сейчас, после такого прочтения стихотворения, наверное, есть желающие прочитать это стихотворение наизусть, используя предложенную схему (схема не мелькает, а находится на экране вся).
Домашнее задание:
- Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина на с.70;
- Вырезать осенний лист и на нём:
1-й вариант – написать известное стихотворение
А. С. Пушкина, т. е. подобрать ещё одно
стихотворение;
2-й вариант – написать самому стихотворение об
осени.
Итог урока
– Итогом урока сегодня послужит тест. Возьмите лист, на котором вы будете фиксировать ответы теста. Вы ставите номер вопроса и букву ответа.
1. Какие произведения называются лирическими?
а) выражающие различные мысли и чувства;
б) предназначенные для постановки на сцене;
в) имеющие в своей основе вымысел.
2. Какова основная мысль данного лирического произведения?
а) радость наступления осени;
б) грусть осеннего увядания;
в) тоска наступающей зимы.
3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.
а) наличие сложных предложений;
б) наличие большого количества глаголов;
в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.
4. Что такое оксюморон?
а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим;
б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении;
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
– Назовите устаревшие слова, используемые автором в стихотворении.
____________________________________
____________________________________
– Передайте ваши ответы, они будут оценены, но чтобы вы уже могли сами себя оценить, мы проверим тест сейчас (проверка на слайдах).
Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке:
- поднимите лист зелёного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко;
- поднимите лист жёлтого цвета, если вы работали на уроке хорошо;
- и лист красного цвета, если вы считаете, что работали, не достаточно и могли бы лучше.
– Спасибо за работу на уроке.