Предпрофильная подготовка в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Социальная педагогика


Ступени профильного обучения.

(Приложение. Слайд 2). В связи с актуализацией вопросов развития профильного воспитания в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом вопросе начальной школы. Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины могут стать основой будущей профессии. И, если работа по профильному воспитанию начнется лишь в старших классах, то ребенок не успеет сделать осознанный выбор, поскольку знания о профессиях у детей минимальны, да и даются они в основном отрывочно.

Таким образом, возникает необходимость в предпрофильном обучении и воспитании, которое выполняет подготовительную функцию, и является подсистемой профильного обучения.

Система препрофильного образования.

(Слайд 3). Главная цель предпрофильного обучения – выбор будущего профиля, развитие индивидуальных потребностей учащегося.

Скрытые резервы предпрофильной подготовки, таятся в начальном звене обучения. Предпрофильное воспитание в начальной школе – это создание образовательной среды, которая будет способствовать воспитанию у ребенка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.

Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста, сопровождение которого осуществляют воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги школ и учреждений дополнительного образования. Роль каждого из них актуальна.

Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Эта работа начинается уже в детском саду: воспитатель, нянечка, продавец, парикмахер и др.

Далее в начальной школе круг профессий необходимо расширять: проводить беседы о том, где и кем работают родители; по возможности организовывать экскурсии.

Еще рано говорить, о том, что существует теоретически обоснованная модель построения предпрофильной подготовки, однако подходы, конечно, намечены.

Безусловно, ключевым моментом мы считаем соединение усилий учеников, педагогов, психологов, родителей в решении данной проблемы. Так же в школе должна быть система психолого-профориентационного сопровождения учащихся с первого по девятый класс – до момента выбора профильного обучения.

Пропедевтика профориентации.

(Слайд 4). В дошкольном детстве (до 7 лет) дети стремятся подражать взрослым играют в сюжетно-ролевые игры, имеющие профессионально-ориентированный характер (роль врачей, продавцов, воспитателей, водителей, поваров и др.). Результатом становится “самоопределение” дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Психологической особенностью младших школьников (детей 7–11 лет) является подражание взрослым, поэтому значимыми для них профессиями становятся учительская профессия, профессии родителей, родственников, близких знакомых семьи.

Таким образом, в начальной школе цель предпрофильной подготовки – это создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к тому или иному предмету. Главное – обеспечить развивающую образовательную среду на 1 ступени обучения.

Ключевым с нашей точки зрения является ознакомление с миром профессий через урочную и внеурочную системы, где мы стараемся привить к ним интерес детей. Организация такой работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода.

В начальной школе мы создали такую среду, которая позволяет ребенку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со сверстниками. Именно разностороннее личностное развитие с раннего детства является той базой, опираясь на которую в дальнейшем уже можно выбирать специализацию.

Важно учитывать, что интересы и способности ребенка, которые затем позволяют ему выбирать свой профиль в старшей школе, возникают и развиваются в разных видах деятельности и творчества, в которые вовлекается ребенок на протяжении своей жизни, а не даются ему уже в готовом виде от рождения.

Учебный процесс в начальной школе.

(Слайд 5). Внедрение в учебный процесс разных моделей традиционной программы (“Школа 2000…”, “Гармония”, “Школа России”) позволяет шире реализовывать предпрофильную подготовку.

Мы знаем, что наилучшим образом усваивается ребенком то, в чем он принимает активное участие, поэтому в свою работу включаем активные, деятельностные формы познания.

В этом нам помогает систематическое использование современных технических средств, интерактивной доски, применение интегративности и инфомационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. Программа начальной школы построена так, что в курсе изучения окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства уже заложены темы, где дети знакомятся с различными профессиями людей.

Уроки, на которых дети становятся исследователями и изучают окружающий мир с позиций астронома, географа, историка, археолога или эколога, вызывают у детей живой интерес к предмету. Одновременно с основной задачей исподволь решается и другая: дети, играючи, подводятся к одному из главных выборов в жизни – выбору профессии.

Так же возможности учебников начальной школы достаточно широки для работы в этом направлении. На уроках русского языка, математики, чтения, москвоведения, истории используются тексты, в которых отражаются особенности той или иной профессии. Межпредметные связи единым стержнем проходя через все предметы начальной школы, позволяют на разных уроках говорить об одной и той же профессии, расширяя тем самым кругозор детей. Например, на уроках математики встречаются тектстовые задачи о профессиях, связанных со строительством. На уроках русского языка представлены упражнения на ту же тему. На уроках москвоведения и истории, изучая разделы: “Город мастеров”, “Архитектура Москвы” и т.д. дети опять пересекаются с данным вопросом. На уроке чтения изучаются произведения разных авторов, в том числе Джанни Родари “Чем пахнут ремесла?”, С.В.Михалков “А, что у вас?” и др. А уж на уроке труда учащиеся могут на практике применить свои знания.

Так же вариативное использование часов школьного компонента, являясь социальным заказом родителей, позволяет выявлять особенности каждого ребенка и раскрывать его творческие способности.

Внеклассная деятельность.

(Слайд 6). Одна из целей предпрофильной подготовки – дать ребенку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества.

Разнообразие дел, увлечений, собственный опыт, позволяет ребенку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, а что не нравится, не интересно. Такое самопознание необходимо для того, чтобы подросток мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях. Для этого, на этапе начального обучения мы вовлекаем учащихся в различные виды внеклассной работы: занятия в разнообразных кружках, классные часы, беседы об увлекательных профессиях, встречи с представителями различных профессий, экскурсии, участие детей в конкурсах, соревнованиях, в создании исследовательских проектов и т. д.

Творческая деятельность.

(Слайд 7). Мы помогаем ребенку раскрыть в себе свои собственные способности, так как период начального обучения в школе заключает огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников, а творческий, исследовательский поиск является частью любой профессии. Творческая деятельность детей может быть организована на любом уроке в начальной школе.

Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности. Результатом творческой деятельности может быть рисунок, аппликация, сообщение, сочинение рассказов, сказок, стихов, сценариев, составление схем, графиков, таблиц, моделей, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов и т.д. Главное, чтобы это было что-то субъективно– новое для конкретного ребенка.

Особенно ярко проявляется творческое начало в работах, которые дети создают дома на определенно-заданную тему. Это могут быть сообщения, доклады, отзывы – одним словом их можно назвать мини исследования. Такая работа является подготовительной для выполнения более широкой проектно-исследовательской работы.

Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и, конечно, конкретного участия. А так же в процессе работы над совместным проектом детьми приобретается опыт творческо-исследовательской деятельности.

Наша задача гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Для того, чтобы усилия детей в творческо-исследовательской деятельности не пропала даром, уже в начальной школе мы создаем портфели индивидуальных достижений каждого ученика – портфолио, где накапливаем весь творческий материал, с которым ребенок и переходит в среднюю школу.

Вывод.

(Слайд 9). Итак, не смотря на то, что младшим школьникам до основного выбора профессии еще далеко, важно чтобы подготовительная работа в этом направлении начиналась именно с начальной школы. Так как учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей, происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система профильного обучения старшей ступени должна обязательно базироваться на результатах предпрофильной подготовки в основной школе, которая в свою очередь невозможна без опоры на предпрофильное воспитание в начальной школе и предпрофильное развитие ребенка в дошкольном образовании.

Приложение.