Цель:
Учить решать задачи на движение, устанавливать взаимосвязи между величинами формулы пути. Повторить преобразование именованных чисел, формулы нахождения V и S параллелепипеда.
Задачи:
1) Развивать логическое, комбинаторное мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
2) Развивать математическую речь, пространственное воображение, внимание, восприятие.
3) Активизировать потенциальные возможности каждого учащегося.
4) Воспитывать патриотические чувства, познавательную активность, умение сотрудничать в группе, чувство юмора;
Оборудование: мультимедиа, схемы, таблицы, дощечки для обратной связи, магнитофон, шаблоны параллелепипеда (белые, синие, красные), клей, жетоны красного и зелёного цвета.
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, дифференцированная.
Методы: рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником, частично-поисковый, активные: “мозговой штурм” и практический, наглядный, проблемный.
Принципы: научность, доступность, наглядность, связь с жизнью, личностно-ориентированные, новизны,принцип образа мира, принцип смыслового отношения к миру, деятельностно ориентированные принципы.
Интеграция: математика, физика, труд, литература, музыка, хореография, валеология.
Ход и содержание урока
I. Оргмомент. Слайд №1 (Дети разделены на 3 группы по уровню работоспособности. В группах есть командиры, которые оценивают активность ребят и правильность выполнения заданий по 5-бальной системе. Приложение)
Урок хочется начать с девиза: “Движение – это жизнь!”
- Как понимаете? (Спорт, транспорт, разные виды деятельности, научные открытия, и т.д.)
- Правильно, с самого рождения человек не мыслит себя без движений, без движения вперёд немыслимо развитие: человека, науки, общества, государства.
Ждут сегодня вас новинки, и задачи.
Всё для вас!
Я желаю всем удачи!
За работу, в добрый час!
II. Проверка домашнего задания. Стр.18 № 11 Ч.№3.
- Дома вы должны были узнать имя героя сказки.
- Кто это? Правильно. Это ВОЛЬКА. Прочитайте числа в порядке возрастания. В каком числе отсутствует класс единиц?
- Из какой он сказки, кто автор? Кто читал? Слайд № 2.
-Да, это сказка А.Лагина “Старик Хоттабыч”, юный пионер Волька выловил из Москвы-реки странный кувшин, откуда выпускает доброго джина. Много было приключений у Вольки и его друзей с Хоттабычем.
- Чем же сказка закончилась? (Тем,что ребята стали добросовестно относиться к учёбе, ведь они учили всему и Хоттабыча. Женя решил стать врачом, а кем захотел стать Волька? (Радиоконструктором)
- Какой предмет ему надо хорошо знать? (Физику)
III. Актуализация знаний.
- И мы сегодня весь урок будем в движении ещё с одним неутомимым мальчиком из задачника Г. Остера и познакомимся с новыми физическими понятиями. И своими знаниями поможет ему осуществить его мечту.
- Но чтобы решить задачку, надо вспомнить преобразование именованных чисел.
НА ДОСКЕ: Дети показывают ответы на индивидуальных дощечках.
5 км = … м
70 км = …м
8400 м =…км
500 мин. = …ч…мин.
3 ч. 20 мин.= …мин.
410 с.=…мин…с
- Преобразование каких величин мы повторили? (Длины и времени)
- Эти величины связаны в решении задач на движение. Этим сегодня мы будем заниматься на уроке.
- Сейчас решите весёлую задачу Г. Остера. (Показ книги)
Неутомимый мальчик отправился в путь. Он прошёл 3км за 30 мин. За сколько часов пройдёт 60км этот неутомимый мальчик?
- Какие формулы помогут решить задачу?
S=V*t
V=S:t
t=S:V
Решение задачи (1 уч. у доски с комментированием условие, краткую запись,решение самостоятельно, остальные, записав число, кл. работа, каллиграфия – знаки пути – самостоятельно, проверка фронтальная).
S 3 км = 3 000 м |
V Один. |
T 30 мин. ? |
- Что известно?
- Что неизвестно?
- Какой вопрос?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (V)
1) 3000 : 30 = 100 м/мин. - скорость мальчика.
2) 60 000 : 100 = 600 мин. = 10 ч. время, потраченное на прохождение 60 км.
Ответ: 10 часов.
- Почему назвали мальчика неутомимым? (Выносливый, спортивный)
- В чём юмор? (Невозможная скорость для маленького мальчика)
IV. Физминутка. (На повышение работоспособности, дыхательная гимнастика)
V. Знакомство с новыми понятиями через решение задач по учебнику стр.19 1, 2. методом “мозгового штурма”.
1) Откройте учебник на стр. 19 №1. В группе быстро решите задачу на дощечке, обоснуя решение.
- Найдите новое понятие, постарайтесь рассказать всё, что знаете.
S ? |
V 340 м/с |
T 5с |
340*5 = 1700 м = 1 км 700 м
- Как найти скорость? (V*t=S)
- Новое - это слово ЗВУК (физическое понятие, когда звуковые волны расходятся во все стороны, а встретившись с препятствием возвращаются обратно, в виде чего? Отгадайте загадку:
Ты кричал – оно молчало
Ты молчал – оно кричало. (Эхо) СЛАЙД №3
- Если путь до стенки 167 м, то эхо вернётся через 1с, а в воде V распространения звука 1430 м/с. Это открытие приносит большую пользу морякам для определения глубины дна с помощью эхолота. СЛАЙД №4
2) Задача № 2 – работа аналогичная.
S 150 000 000 км |
V 300 000 км/c |
T ? |
1500: 3 = 500 с = 8 мин. 20 с
- Как найти время?
- Какое новое понятие встретилось? Как понимаете?
- Свет – это энергия, тепло солнечных лучей, если сфокусировать, то превратится в огонь. СЛАЙД № 5.
Итог: Как найти путь, скорость, время?
- Какое движение может быть? (На доске) (Встречное, противоположное, вдогонку).
VI. Проблема. А какое движение вам встретится в задаче №3?
- Прочитайте, начертите схему.
- Это движение туда и обратно.
VII. Физминутка. Ритмичные движения под песню в исполнении В. Леонтьева. “Светофор”. СЛАЙД №6.
- Вы с неутомимым мальчиком проделали большую работу, уже многое узнали и для вас горит зелёный свет, чтобы вы показали знания в решении задач на движение, где надо применять формулы пути.
VIII. Решение задач в группах. (Дифференцированно, по уровню работоспособности). Смотреть приложение.
Сильная - №5 стр. 19.
Средняя - №3 стр. 19.
Слабая - №4 стр. 19.
IX. Обсуждение решения задач. (Смотреть приложение)
- Вы правильно решили задачи, запомнили формулы пути, узнали, что движение мы наблюдаем везде: в спорте, в науке, в транспорте, а сейчас нас ждёт интересная работа.
Обобщение: С каким новым направлением движения познакомились?
- Что обозначают свет и звук? Назовите формулы пути.
X. Творческая практическая работа.
- Мы изучили ещё одну формулу. Сделайте параллелепипед и найдите V этой фигуры.
- Какую формулу будете использовать? СЛАЙД №7
V= а* b*c
- Чему равен объём параллелепипеда?
V=9*5*5=220cм3
- Какие цвета вы видите? (1 гр.- белый цвет, 2 гр.- синий, 3 гр.- красный)
- Составьте различные способы сочетания цветов из параллелепипедов.
XI. Коллективная работа.
- Найдите сочетания цветов, которые изображают символ нашего государства. (Белый, синий, красный)
- Это цвета нашего российского флага. СЛАЙД №8
- Выложите из параллелепипедов флаг России.
- Когда поднимают государственный флаг – звучит государственный гимн.
(Звучит 1 куп. государственного гимна, дети встают)
- Кто знает, что обозначают цвета флага?
Белый - мир, чистота, правда, благородство; синий - небо, духовность, вера; красный – отвага, героизм, огонь.
XII. Обобщение.
- Государственный флаг Российской Федерации, это официальный символ Государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета годарства. Государственный флаг мы видим на здании Администрации Президента, правительства, областных и районных органов самоуправления. Вывешивают на домах в дни государственных праздников.
- Вы вместе с неутомимым мальчиком проделали большой путь в овладении знаниями, двигались от задания к заданию, думаю вы будете настоящими патриотами своей страны: крепкими, умными и в постоянном движении своего развития, пусть на этом пути всегда горит “зелёный свет”.
XIII. Домашнее задание: придумать свою задачу про неутомимого мальчика.
VIX. Рефлексия.
Командиры групп называют самых активных ребят, таких же неутомимых.
- Поднимите красный жетон, если вы недовольны своей работой и уроком, а кто доволен собой и уроком, поднимите зелёный, вам путь открыт к дальнейшим знаниям!