Тренировочное занятие по обучению навыкам исследовательской деятельности для 1-го класса

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с методикой проведения тренировочного занятия по обучению навыкам исследовательской деятельности.
  • Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
  • Развивать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-З дравствуйте, уважаемые первоклассники!

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Посмотрите как много вокруг удивительного и прекрасного!

Давайте представим: вот мимо пролетела бабочка, а вот ромашка, похожая на солнышко, распустила свои лепестки, по соседству ярким огоньком желтеет в траве одуванчик. Хочется к этому прикоснуться, понаблюдать, изучить более подробно.

И у нас на занятии тоже много красивого и интересного.

Посмотрите на эти картинки-все предметы вам, конечно же знакомы, но много ли мы знаем о них?

Попробуйте отгадать загадку:

Я зеленый, голубой -
Это цвет любимый мой.
А у зеркальца крутился,
Даже с прутика свалился.
Просо поклевал немножко,
Вдруг из клетки вижу - кошка.
Я ей голосом хозяйки:
"Хочешь кушать, попрошайка?"
Кошка смотрит, не поймет,
Кто поесть ее зовет?
- А вы знаете кто это? (Попугай).

Вот это и будет темой нашего занятия.

3. Определение методов исследования.

- Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые.

Наша задача получить как можно больше новых сведений о предмете нашего исследования, а затем подготовить о нем небольшое сообщение.

Для того, чтобы выполнить эту работу, нужно исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее.

- Где и как можно найти эту информацию?

(Ответы участников о методах исследования: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, прочитать в книгах, позвонить кому-нибудь, посмотреть фильм, найти информацию при помощи компьютера). Как только участники называют какой-либо из методов- учитель выставляет соответствующую картинку.

- Итак, это методы исследования. Как вы думаете, с какого метода мы начнем исследование? (Подумать самостоятельно). Это и будет планом нашего исследования.

- Хочу отметить для учителей, набор методов зависит от наших реальных возможностей и только ими может быть ограничен. Чем больше возможностей, тем больше методов, а значит тем продуктивнее и интереснее пойдет работа.

4. Проведение исследования.

- Вы сейчас будете работать в группах, для каждой группы приготовлены папки исследователей. На каждой папке есть кармашки с изображением методов исследования, куда вы будете собирать полученную информацию.

- Прежде чем приступить к работе, мы должны решить, каким способом будем фиксировать собранную информацию.

Можно записывать полученные сведения или использовать пиктографическое письмо, т. е. изображать слова рисунками или символами. Не стоит акцентировать свое внимание на правильности изображения. Как показывает опыт, этих несложных заметок оказывается вполне достаточно для фиксации такой относительно простой информации в короткий срок. Нужно отметить, что способность ребенка изобретать символы и значки свидетельствуют об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

- Вы уже сказали, что начать исследование нужно с того, что необходимо подумать самостоятельно. Предлагаю объединить этот способ с методом "спросить у другого человека".

- Обращаю внимание учителей на то, что метод исследования спросить у другого человека вызывает у детей на первых этапах большие трудности. Дети, в силу своих возрастных особенностей, эгоцентричны. Им трудно спрашивать, еще труднее услышать и воспринять ответ другого человека. Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и, главное, слышать других людей. Данные занятия помогут в развитии умения спрашивать и слушать других.

Так как способность концентрировать внимание у первоклассника невысока, то работу по сбору информации нужно ограничивать во времени.

- Песочные часы подскажут об окончании этого этапа, а я вам напомню об этом сигналом колокольчика. Время пошло.

Не забывайте про папку исследователя- собранную информацию складываем в кармашек, на котором изображен данный метод.

- Один из следующих методов исследования- "узнать из книг". У вас на столах разложены книги. Сейчас я вам предлагаю узнать еще что-то новое о попугаях. Полученную информацию собираем в определенный кармашек папки исследователей.

- Необходимо отметить, что иногда не овладевшему в совершенстве навыками чтения ребенку узнать из книги что-то новое весьма затруднительно, опэтому учитель должен заранее планировать группы, в которых будут хорошо читающие ученики. Учителю можно сделать закладки в книгах, можно ограничиться просмотром иллюстраций.

- Итак, время пошло.

- В любой исследовательской работе особенно ценны живые наблюдения и реальные действия с изучаемым предметом. Я предлагаю вам объединить два метода- "наблюдение" и "эксперимент". Возможно, вы заходите понаблюдать за реакцией попугая (в классе находится клетка с попугаем), возможно, провести простейший эксперимент. Необходимо помнить о бережном отношении к птичке, чтобы не напугать, не травмировать ее.

Время пошло.

Не забывайте про папки исследователей!

- Один из методов исследования- "просмотр кино- или видеофильма" (фрагмент видеофильма о жизни попугаев).

Зафиксируйте, пожалуйста, что нового интересного вы сейчас узнали.

- На данном занятии мы не обращаемся к методу "получить информацию при помощи компьютера", т.к. напомню, что набор методов зависит от наших реальных возможностей и только ими может быть ограничен.

- У нас остался еще один метод- "связаться по телефону со специалистом".

- Есть желание позвонить? Не забудьте зафиксировать полученную информацию.

5. Обобщение.

- Теперь все собранные сведения нужно проанализировать и обобщить. Раскладываем наши рисунки, записи, условные знаки так, чтобы их видели все участники группы и начинаем смотреть, рассуждать, что интересного и нового мы узнали, о чем можно рассказать другим по результатам проведенного исследования.

Во-первых выделим главные идеи, затем- отметим второстепенные. Допустим, слева кладем пиктограммы и записи с самой важной информацией, затем то, что на втором, третьем месте.

- Попробуйте дать основные понятия: кто такой попугай, расскажите, где он живет, чем питается и т.д. Подготовьте сообщения в группах. Время пошло.

- Какая группа готова? (Выслушиваются сообщения каждой группы)

Кто хочет добавить, либо выступить со своим сообщением?

6. Подведение итогов.

- Сегодня на занятии вы узнали много нового, поделились информацией друг с другом, у вас появилась возможность поработать в группах и пообщаться. На этом наше занятие заканчивается, а у вас еще будет время подумать, над какой темой вы хотели бы еще поработать.