Цели:
- упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- учить составлять фигуры из частей и закреплять знания названий геометрических фигур.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Вспоминаем правила поведения на занятии.
У:
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать,
Когда же сесть позволят – сядь!
Учитель проверяет, как дети сидят за партой (Спинка, ноги, локти).
II. Пространственная ориентация.
На столе учителя стоят в ряд игрушки (пирамида, мяч, кубик).
У:
- Что находится первым справа?(кубик)
- Что находится первым слева? (пирамида)
- Что находится между пирамидой и кубиком? (мячик)
- Что находится перед кубиком? (мячик)
- Что находится за пирамидой? (мячик)
Игра на внимание “что изменилось?”
- один предмет убирается.
- два предмета поменять местами.
III. Работа с раздаточным материалом.
Перед каждым ребёнком на столе лежат 8 равнобедренных треугольников. Дети рассматривают их, называют, какие это фигуры, и сколько их. Дается задание:
- сложите из этих треугольников 4 маленьких квадрата;
- один большой квадрат;
- два маленьких прямоугольника;
- один большой прямоугольник.
После выполнения каждого задания уточняется, какие фигуры получились у детей, и как их можно назвать.
У: Положите перед собой круг (одновременно выставляется на наборном полотне).
- положите справа от круга треугольник.
- положите квадрат между кругом и треугольником.
- положите овал слева от круга.
- какая фигура находится справа от круга?
- слева от треугольника?
IV. Игра-физкультминутка. “Что, где?”
Игра проводится в кругу. В центре круга стоит учитель с мячом. Он объясняет правила игры.
Называются предметы, находящиеся в комнате. Тот, кому учитель бросает мяч, в своём ответе должен использовать следующие слова: “слева”, “справа”, “впереди”, “позади”.
Игра начинается.
Учитель бросает мяч ребёнку и спрашивает: “Где стол?”
Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: “Впереди меня”, - и бросает мяч учителю.
Вопросы детям:
- Дверь от тебя? (слева)
- Позади тебя? (окно)
- Большой стул? (справа)
- Лена стоит? (справа)
- Маленькие столы? (сзади)
- Кукла сидит? (слева)Усложнение. Учитель называет слова: “слева”, “справа”, “впереди”, “позади”, а дети говорят, какие предметы находятся в указанном направлении.
V. Работа со счётным материалом.
Перед каждым ребёнком лежит горизонтальный лист белой бумаги.
Учитель:
- положите в верхнем левом углу 3 жёлтых квадрата;
- положите в углу под ними 3 красных круга;
- положите в правом нижнем углу 3 зелёных треугольника;
VI. Раскрась фигуры.
Перед каждым ребёнком нарисованы три ряда по четыре окружности (большая, маленькая, большая, большая).
Задание:
- Раскрась кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным;
- Так, чтобы маленький был между жёлтым и красным, а жёлтый был рядом с зелёным;
- Так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным.
Пальчиковая гимнастика. (Дети делают массаж пальчиков)
Этот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Непоседливый он самый.
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
VII. Работа в клеточке.
Перед ребёнком начерчены клетки размером 2х2 см.
1. Учитель даёт задания:
- Поставь точку на середине верхней стороны;
- Поставь точку на середине нижней стороны;
- Поставь точку на середине правой стороны;
- Поставь точку на середине левой стороны.
2. Во второй клеточке задания усложняются. Поставив точку, надо провести линю к следующей точке и вернуться к исходной. Получились крылья бабочек. Детям предлагается дорисовать бабочке туловище, голову и усики. Раскрасить её.
VIII. Работа по составлению домиков из геометрических фигур.
У воспитателя лист ватмана , на котором нарисован город с улицами, машинами и т.д. У детей – прямоугольники из бумаги и треугольники. Учитель говорит детям: “Представьте, что мы – архитекторы, и занимаемся строительством домов. Улицы есть, а домов нет. Их надо сделать из прямоугольников и треугольников. Сначала подумайте, какой дом вы хотите построить, а потом начинайте его делать. Когда закончите строительство ваших домов, мы наклеим их на улицы там, где захотите. После выполнения задания и наклеивания домов на ватман, сравниваем их.
- Чем отличаются ваши дома?
- Чем похожи?
- Какой дом самый правый?
- Какой дом самый левый?
- Каких домов больше, высоких или низких?
- Какие дома ближе, а какие дальше расположены?
- Сколько всего домов?
IX. Итог занятия.
- Чему сегодня научились?
- Что вызывало трудности?
- Что понравилось?