Пространственная ориентация "справа", "слева", "вверху", "внизу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • учить составлять фигуры из частей и закреплять знания названий геометрических фигур.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Вспоминаем правила поведения на занятии.

У:

Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать,
Когда же сесть позволят – сядь!

Учитель проверяет, как дети сидят за партой (Спинка, ноги, локти).

II. Пространственная ориентация.

На столе учителя стоят в ряд игрушки (пирамида, мяч, кубик).

У:

  • Что находится первым справа?(кубик)
  • Что находится первым слева? (пирамида)
  • Что находится между пирамидой и кубиком? (мячик)
  • Что находится перед кубиком? (мячик)
  • Что находится за пирамидой? (мячик)

Игра на внимание “что изменилось?”

- один предмет убирается.

- два предмета поменять местами.

III. Работа с раздаточным материалом.

Перед каждым ребёнком на столе лежат 8 равнобедренных треугольников. Дети рассматривают их, называют, какие это фигуры, и сколько их. Дается задание:

  • сложите из этих треугольников 4 маленьких квадрата;
  • один большой квадрат;
  • два маленьких прямоугольника;
  • один большой прямоугольник.

После выполнения каждого задания уточняется, какие фигуры получились у детей, и как их можно назвать.

У: Положите перед собой круг (одновременно выставляется на наборном полотне).

  • положите справа от круга треугольник.
  • положите квадрат между кругом и треугольником.
  • положите овал слева от круга.
  • какая фигура находится справа от круга?
  • слева от треугольника?

IV. Игра-физкультминутка. “Что, где?”

Игра проводится в кругу. В центре круга стоит учитель с мячом. Он объясняет правила игры.

Называются предметы, находящиеся в комнате. Тот, кому учитель бросает мяч, в своём ответе должен использовать следующие слова: “слева”, “справа”, “впереди”, “позади”.

Игра начинается.

Учитель бросает мяч ребёнку и спрашивает: “Где стол?”

Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: “Впереди меня”, - и бросает мяч учителю.

Вопросы детям:

  • Дверь от тебя? (слева)
  • Позади тебя? (окно)
  • Большой стул? (справа)
  • Лена стоит? (справа)
  • Маленькие столы? (сзади)
  • Кукла сидит? (слева)Усложнение. Учитель называет слова: “слева”, “справа”, “впереди”, “позади”, а дети говорят, какие предметы находятся в указанном направлении.

V. Работа со счётным материалом.

Перед каждым ребёнком лежит горизонтальный лист белой бумаги.

Учитель:

  • положите в верхнем левом углу 3 жёлтых квадрата;
  • положите в углу под ними 3 красных круга;
  • положите в правом нижнем углу 3 зелёных треугольника;

VI. Раскрась фигуры.

Перед каждым ребёнком нарисованы три ряда по четыре окружности (большая, маленькая, большая, большая).

Задание:

  • Раскрась кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным;
  • Так, чтобы маленький был между жёлтым и красным, а жёлтый был рядом с зелёным;
  • Так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зелёным.

Пальчиковая гимнастика. (Дети делают массаж пальчиков)

Этот пальчик самый толстый,
Самый сильный и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный,
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Непоседливый он самый.
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.

VII. Работа в клеточке.

Перед ребёнком начерчены клетки размером 2х2 см.

1. Учитель даёт задания:

  • Поставь точку на середине верхней стороны;
  • Поставь точку на середине нижней стороны;
  • Поставь точку на середине правой стороны;
  • Поставь точку на середине левой стороны.

2. Во второй клеточке задания усложняются. Поставив точку, надо провести линю к следующей точке и вернуться к исходной. Получились крылья бабочек. Детям предлагается дорисовать бабочке туловище, голову и усики. Раскрасить её.

VIII. Работа по составлению домиков из геометрических фигур.

У воспитателя лист ватмана , на котором нарисован город с улицами, машинами и т.д. У детей – прямоугольники из бумаги и треугольники. Учитель говорит детям: “Представьте, что мы – архитекторы, и занимаемся строительством домов. Улицы есть, а домов нет. Их надо сделать из прямоугольников и треугольников. Сначала подумайте, какой дом вы хотите построить, а потом начинайте его делать. Когда закончите строительство ваших домов, мы наклеим их на улицы там, где захотите. После выполнения задания и наклеивания домов на ватман, сравниваем их.

  • Чем отличаются ваши дома?
  • Чем похожи?
  • Какой дом самый правый?
  • Какой дом самый левый?
  • Каких домов больше, высоких или низких?
  • Какие дома ближе, а какие дальше расположены?
  • Сколько всего домов?

IX. Итог занятия.

  • Чему сегодня научились?
  • Что вызывало трудности?
  • Что понравилось?