Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.
Я.А.Каменский
Учебно-воспитательные задачи урока:
- Помочь уяснить специфику экологических отношений;
- Способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомить учащихся с различными способами защиты экологических прав;
- Подчеркнуть роль экологических обязанностей каждого гражданина в обеспечении экологических прав;
- Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры эколого-правовой ответственности.
План изучения нового материала:
1. Общая характеристика экологического права.
2. Право человека на благоприятную окружающую
среду.
3. Способы защиты экологических прав.
Экологические правонарушения.
1. Вступительное слово учителя:
На протяжении всей истории человечества
преобладающим был взгляд на природу как на
неисчерпаемую кладовую, а не как на предмет
заботы и охраны. И в наши дни, несмотря на
многочисленные исследования, показавшие тесную
связь между мерами по охране окружающей среды и
качеством жизни человека, состоянием его
здоровья, поведение подавляющего большинства
людей остается на уровне потребительского
отношения к природе.
К числу субъективных факторов, влияющих на
состояние окружающей среды, следует добавить еще
два – экологическое невежество и
экологический нигилизм. Невежество
проявляется в незнании законов взаимодействия
человека и среды, а нигилизм – в нежелании
руководствоваться этими законами, как в
экономической деятельности, так и в быту.
С катастрофической скоростью сокращается
количество зеленых насаждений, леса засоряются
мусором, реки загрязняются ядовитыми отходами,
выбросы промышленных предприятий отравляют
воздух. Не случайно невежество, нигилизм з сочетании
с хищническим потребительством, по единодушному
мнению экологов, занимают ведущее место среди
проблем взаимодействия человека с окружающей
средой.
Способствовать решению проблем взаимодействия
человека с окружающей средой –главная задача
экологического права, о котором пойдет речь на
уроке.
Для актуализации прежних знаний учащимся предлагаются следующие вопросы и задания для обсуждения:
1) В чем состоит специфика
экологических отношений?
2) Как Федеральный закон «Об охране окружающей
среды» определяет главный объект экологического
права?
3) Опираясь на знания, полученные на уроках
географии, составьте схему «Окружающаяся среда».
4) Составьте схему «Иерархия источников
экологического права»: а) на уровне Федерации; б)
на уровне субъектов Федерации.
Составить схему «Иерархия источников права», используя источники: Конституция РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «О недрах».
2. Выступление географа на тему «Контроль за состоянием природной среды»:
Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей.
Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Первичные потребности в воде, воздухе, одежде, жилище | Производственные потребности в сырье, энергии и т.д. | Потребности в отдыхе, оздоровлении |
Природа дает все средства для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Человек нуждается в благоприятной окружающей среде. Ст.9 Конституции РФ:
1. Земля и другие природные ресурсы
используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут
находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.
Ст. 42 Конституции РФ:
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Мы уже знаем, что все компоненты природы тесно взаимосвязаны, что изменение одного из них сказывается на всех других. Поэтому, изменяя природу, человек должен предвидеть, каковы будут последствия этого изменения, и в случае необходимости предотвращать их. Изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека – одна из главных задач географии в наше время.
В 70-е годы 20 века создана новая служба – система наблюдения и оценки состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий – мониторинг. Мониторинг включает регулярные и многократные (повторные) наблюдения за загрязнением водной и воздушной среды, за развитием и распространением различных процессов. В России существует более 1000 пунктов, где проводятся такие наблюдения. Служба мониторинга налажена в биосферных заповедниках. Функции биосферных заповедников шире, чем любых других охраняемых территорий, поскольку они служат эталоном окружающей среды, в соответствии с которыми разрабатываются экологические, экономические и социальные методы управления отношениями между природой и человеком.
Независимая общественная организация – Союз экологов России – занимается решением проблемы обеспечения экологической безопасности населения на разных уровнях – от глобального до локального. Независимые эксперты-экологи составляют заключение о целесообразности или невозможности строительства тех или иных промышленных объектов, привлекают внимание общественности к различным проектам.
Выступление эколога на тему «Экологическое нормирование»
Существуют также научно обоснованные нормы
антропогенного воздействия на окружающую среду.
Но такие нормы не являются юридическим
документом. Это только научные рекомендации.
Правовой нормой они становятся лишь после их
утверждения государственными органами. Только в
этом случае нормативы качества окружающей среды
становятся едиными для всей России и за их
нарушение предусматривается юридическая
ответственность – в зависимости от причиненного
вреда (ст.22).
Основным юридическим документом служит глава 5
Федерального закона «Об охране окружающей
среды» – «Нормирование в области охраны
окружающей среды». Уже из самого названия главы
видно, что речь идет о неких правовых нормах,
правилах. Действительно, имеются в виду особые
экологические нормы, которые устанавливает
государство.
Экологические нормативы составляют систему и подразделяются на три основные группы:
- Нормативы качества окружающей среды.
- Нормативы предельно допустимого воздействия человека на состояние окружающей среды.
- Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.
Граждане чаще всего сталкиваются с нормативами качества окружающей среды. (Например, мутность питьевой водопроводной воды должна быть по санитарной норме не более 2,0 мг/л.; пригодная для питья вода должна иметь рН – 7)
3. Выступление учителя:
За последние 20-30 лет сложилась целая система
норм права, регулирующих охрану окружающей
среды. Как она сложилась? В середине 50-х годов
свобода жителей крупных городов дышать свежим
воздухом была неограниченной. Неограниченной
была и свобода промышленности выбирать место для
предприятий и технологию производства, потому
что свобода одних не сталкивалась со свободой
других. Но сростом промышленности, появлением
новых технологий воздух интенсивно загрязняется
и возникает конфликт: горожане протестуют против
роста промышленности, последняя не может быть
остановлена. И тогда в дело вступает право:
устанавливаются меры свободы каждой из сторон,
рождается правило поведения, норма, определяющая
взаимные права и обязанности сторон в
пользовании атмосферным воздухом. Она выражает справедливый
баланс интересов.
В каком акте можно сформулировать эту норму?
Можно в договоре. Городская
администрация заключает договор с каждым
предприятием, в договоре предусматриваются меры
экологической защиты и наказания за их
невыполнение. Но в каждом городе есть множество
предприятий, и их число надо помножить на
множество городов. Значит, договорная форма не
очень практична. И тогда инициативу берет в свои
руки законодатель. Он закрепляет в законе определенные
правила охраны окружающей среды, чтобы никто не
мог их безнаказанно нарушать.
Статья 42 Конституции РФ
гласит, что «каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию о ее
состоянии...».
Реализация данного права предполагает
соблюдение ряда юридических предписаний.
Например, необходимо установить, что лицу,
запрашивающему информацию, она действительно
нужна для определения состояния окружающей
среды.
В Конституции РФ также предусмотрена система
юридических гарантий экологических прав
человека и гражданина. На основе анализа
действующего законодательства современный
правовед и эколог М.М.Бринчук выделяет два
основных способа защиты экологических прав
граждан:
- Самозащита;
- Защита с помощью государственных институтов, или государственную защиту. Экологические правонарушения, как и все прочие, по виду (форме) юридической ответственности подразделяются на проступки и преступления. Различие между ними определяется степенью вреда, нанесенного окружающей среде и здоровью человека.
Ответы учащихся:
1. Эколог. Специфика экологических
отношений: это отношение по использованию и
охране окружающей среды. Отношения по
использованию окружающей среды возникают
главным образом применительно к отдельным
природным ресурсам –земле, воде, недрам, лесам,
объектам животного мира и т.д.
За период после второй мировой войны было
использовано столько минерального сырья,
сколько за всю предыдущую историю человечества.
Но запасы угля, нефти, газа, железа, меди и других
важных для людей богатств природы невозобновимы
и будут исчерпаны через несколько десятилетий.
Даже лесные ресурсы, которые, казалось бы,
постоянно возобновляются, на деле быстро
убывают. Вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз
превышает его прирост. Деградирует жизненно
важный для людей плодородный слой почвы – и это
происходит повсюду на Земле. Как выяснилось,
Земля накапливает один сантиметр чернозема за 300
лет, а погибает один сантиметр почвы за 3 года.
Исчезает вокруг городов напоенный ароматом
растений чистый воздух, реки превращаются в
сточные канавы. Груды консервных банок, битого
стекла и иного мусора, свалки вдоль дорог,
захламленные территории – все это искалеченная
природа, которая нуждается в строгом
экологически обоснованном правовом
регулировании. При этом необходимо не только
удовлетворить потребности общества в ресурсах,
но и предупредить деградацию природы. Отсюда основной
принцип природопользования – принцип
рационального (экологически обоснованного)
использования ресурсов.
Целью такого правого регулирования является сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды (ее чистоты, незагрязненности).
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет окружающую среду как совокупность ряда компонентов: природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
3. В ходе обсуждения учащимся предлагается, опираясь на текст ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», назвать компоненты природной среды, а также объяснить понятия «природный объект», «природно-антропогенный объект», «антропогенный объект».
Учащиеся составляют кластер – «Окружающая среда»; заполняют таблицу:
Окружающая среда______________
Объекты | Сущность |
Природные | |
Природно-антропогенные | |
Антропогенные |
4. Иерархия источников экологического права
По юридической силе источники экологического права делятся на конституции, законы и подзаконные акты. В основу построения, иерархической лестницы положен принцип юридической силы нормативного акта. Сила юридического акта зависит от того, какой государственный орган его принял.
На уровне Федерации |
На уровне субъектов Федерации |
Конституция РФ Федеральные конституционные законы Федеральные законы, кодексы Подзаконные акты, |
Конституции субъектов Федерации Законы субъектов Федерации Подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации |
Работа с фрагментами документов (приготовлены в форме карточек) для закрепления изученного. Ставится задание: Сопоставив содержание статей, определите, в чем состоит существенное различие составов правонарушений, указанных в них; заполнить таблицу на доске (вставить карточки).__________________________
Справочные материалы по проблемам окружающей среды |
Экологические преступления |
Наказания |
Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере в нашей стране: по фенолу – 0,01 мг/м.куб, по двуокиси азота – 0,085 мг/м.куб, по сернистому ангидриду – 0,5 мг/м.куб, по свинцу – 0,0003 мг/м, по окиси углерода – 5 мг/м.куб. | Ст.251. Загрязнение атмосферы. 1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, – |
Наказываются штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес., либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 мес. (в редакции Федерального закона от 08.12.3003 № 162-ФЗ) |
Одно дерево собирает 30 кг пыли, уменьшает шум в 5 раз, поглощает, кроме углекислоты, еще хлор, фенол, свинец и сернистый ангидрид. | Ст. 260. Незаконная вырубка деревьев
и кустарников. 1. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах..., а также... не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, – |
Наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 мес., либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок от 6 мес. до 1 года, либо арестом на срок до 3 мес. (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ) |
Ст.261. Уничтожение или повреждение
лесов. 1. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности – |
Наказываются штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ) |
Выполнив это задание, учащиеся смогут лишний раз убедиться в зыбкости границ между проступком и преступлением.
В заключение, можно предложить учащимся ответить на ряд вопросов, которые помогут им осознать свою личную экологическую ответственность:
1. Почему вы лично нуждаетесь в улучшении
качества окружающей среды?
2. Почему вам важно научиться разбираться в
экологической ситуации, которая складывается в
том районе, где вы живете?
3. Почему необходимо честно анализировать
собственное отношение к окружающей среде, думать
о своих обязанностях?
4. Почему окружающая среда нуждается в вашей
защите?
Литература:
1. Баринова И.И. География. Природа
России. Учеб. М., 2006. Гл.З.
2. Боголюбов Л.Н. Человек и общество: Учеб. М.,
1998. Гл.8.
3. Мушинский В.О. Основы правоведения. Учеб.
М., 1998. Гл.2.
4. Кодексы и законы Российской Федерации. Сборник.
СПб.: ИГ «Весь», 2007. Уголовное и
уголовно-процессуальное законодательство. Гл.26.
5. Конституция Российской Федерации. М.,
Издательство ЭЛИТ», 2004.
6. Кравченко А.И. Обществознание. Учеб. М., 2006.