Урок-суд по рассказу А.П. Чехова "Попрыгунья"

Разделы: Литература


Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках русского языка и литературы и при изучении темы «Творчество А.П.Чехова».

Задачи

  • Образовательные:
    • отработать умение анализа текста художественного произведения методом «погружения»;
    • раскрыть идею и художественные особенности  изучаемого произведения, вызвать желание обсудить прочитанное;
  • Воспитательные:
    • прививать интерес к предмету;
    • воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников;
    • воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе.
  • Развивающие:
    • развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий.

Оборудование:

  • портрет А.П.Чехова;
  • иллюстрации к рассказам;
  • афоризмы и цитаты из произведений А.П.Чехова;
  • настольные надписи: «Судья», «Прокурор», «Адвокат», «Присяжные заседатели».

ХОД УРОКА

I. Начало суда

Судья – учитель открывает суд-урок.
Оглашение цели урока и ознакомление с изменениями, произошедшими в русской литературе 1890-х гг.

Учитель: В русской литературе 1890-х гг.  на смену большим, грандиозным романам Толстого и Достоевского пришли  короткие, «незаметные» рассказы. «Картину жизни» проще было  отразить именно в «малой» форме рассказа, но психологическая достоверность нуждалась в проработке  художественные детали, поэтому «замыкающим» в цепи русских классиков «золотого века» стал именно рассказчик, Антон Павлович Чехов. «Чехов – мастер литературного афоризма, художник – скупец. В  своей нерасточительности и простоте он вместе с тем не отличается особенной густотою и насыщенностью слов. Он незаметен. Между тем даже интонация его фраз полна содержательности и как-то по-особому настраивает», – писал  В.В. Воровский о творчестве Чехова.
Сам Чехов редко давал высокие оценки своим произведениям. Известно, что в большинстве случаев он отзывался о них либо шутливо, либо пренебрежительно. «Маленький, чувствительный роман для семейного чтения» – этот иронический отзыв относится к «Попрыгунье», и в этом насмешливом Ю слышится снисходительно – пренебрежительное отношение писателя к подобным маленьким произведения для чтения «за семейным столом». И пусть сюжет – незначительный, пусть – все  буднично и просто, но разве не будоражат кровь эти «маленькие семейные тайны», не волнуют умы эти истории душ человеческих, пусть даже самых  мелких?  Может, в этом и заключена одна из главных тайн творчества А.Чехова, когда, казалось бы, незначительное событие подводит к значительной идее, заставляя задуматься  о несовершенстве мира – внешнего и внутреннего?
Итак, через анализ произведений А.П.Чехова мы сегодня попытаемся найти ответы на непростые вопросы:
– Как человек, если он хочет остаться Человеком, может противостоять всему мелкому, незначительному, ложному?
– Где искать счастье?
– Как научиться жить настоящей, полнокровной жизнью, а не «бескрылой и куцей»?
– Как не стать легкомысленной «попрыгуньей» или безвольной «душечкой»?

– Итак, мы начинаем судебный процесс над Ольгой Ивановной Дымовой, названной А.П.Чеховым «попрыгуньей».

Судья: Суд идёт! Прошу всех  встать! (Заходит суд присяжных)
Нам сегодня предстоит вынести вердикт не только героине одноименного рассказа Чехова, но и целой веренице подобных женских образов в литературе.
Приняв к сведению заявление, объявляю судебное заседательство открытым.
Слушается дело о незаурядном человеке и его жене-«попрыгунье», ее порхающем взгляде на жизнь и делении людей на обыкновенных и необыкновенных.
Предоставляю слово обвинительной стороне – Прокурору

Прокурор: Осип Дымов – благородный, умный, добрый человек, неутомимый труженик – врач.
Именно желание и умение много работать поднимает Дымова на огромную высоту над «попрыгуньей» женой и ее ближайшим окружением.
Но главное – его молодая, капризная жена стала причиной скоропостижной смерти  подающего большие надежды ученого.

Адвокат: Протестую. Ольга Дымова не является причиной смерти своего мужа. Он погиб в результате своей неосторожности.

Прокурор: Но именно Ольге Ивановне не хватало  денег на наряды и развлечения, в результате чего ее муж вынужден был работать врачом и подрабатывать прозектором.

Судья: Протест отклонён. Вызывайте обвиняемую!

(Входит Ольга Ивановна Дымова).

Назовите своё полное имя, возраст, род занятий.

– Ольга Ивановна Дымова, 22 года

Судья: Расскажите, как вы познакомились со своим будущим мужем, Осипом Степановичем Дымовым.

О.И.Дымова: Ах, судьба бывает так причудлива! Мой отец служил  вместе с Дымовым в одной больнице. Когда бедняжка отец заболел, я не спала ночи и сидела возле него… Дымов тоже  по целым дням и ночам дежурил около его постели, а потом – бац! – врезался  в меня по самые уши и сделал предложение… как снег на голову…

Судья: По какому принципу строилась ваша беззаботная жизнь? Расскажите, как обычно проходил ваш день.

О.И.Дымова. Ежедневно, встав часов в 11, я играла на рояле или, если было солнце, писала масляными красками этюды. Потом ехала к портнихе, затем к какой-нибудь знакомой актрисе.  Очень важно, господин судья, вовремя узнать все театральные новости и достать билетик к первому представлению новой пьесы!  Далее я обычно заезжала в мастерскую художника или на картинную выставку, затем – к кому-нибудь из знаменитостей, чтобы просто поболтать, или отдать визит, или пригласить к себе. Часов в 5 обедала с мужем, а вечером – в театр, или на концерт, или на вечеринку. Около полуночи я возвращалась домой.

Прокурор:  По какому принципу вы выбирали свое окружение?

О.И.Дымова. О, это должны быть люди прославленные, пусть даже немножко: актеры, музыканты, художники, чтецы, литераторы… Для  меня всякое новое знакомство – праздник! Я просто боготворю знаменитых людей и горжусь ими! Скажу вам по секрету, я их даже вижу во сне! Правда, приходится все время искать новых и новых великих людей, а это бывает так утомительно…

Прокурор:  Было ли у вас тогда намерение стать действительно профессиональной художницей, или певицей, или актрисой?

О.И.Дымова. Наверное, нет. Но многие говорили мне, что я подаю блестящие надежды. Певец из оперы  утверждал, что я  могу стать замечательной певицей; виолончелист мне откровенно признавался, что я замечательный аккомпаниатор, литератор хвалил мои пьески…

Прокурор: Вы не ответили на мой вопрос. Объясните подробнее цель своих занятий музыкой, живописью и т.д.

О.И.Дымова. Я искала себя. Я пою, играю на рояле, пишу красками, леплю, участвую в любительских спектаклях… и все это не как-нибудь, а с талантом! Но больше всего мне, конечно, нравится знакомиться и коротко сходиться со знаменитыми людьми. А мои таланты мне в этом помогают.

Прокурор: Итогом этих «уроков» живописи стала преступная связь подсудимой,  замужней дамы, с подающим надежды художником Рябовским. Это отрицательно повлияло на талант художника и нарушило душевное равновесие Осипа Дымова, мужа подсудимой, а также бросило тень на их семейную жизнь. В результате чего и произошла непоправимая трагедия, приведшая к гибели О.Дымова.
Обвинение также располагает свидетельствами сослуживцев О.Дымова, обвиняющими подсудимую в преступной  расточительности, бесхозяйственности и невнимательности к мужу!

Адвокат: Трагедии могло не быть, если бы Осип Дымов был внимателен при исполнении служебных обязанностей.  Дымов заразился дифтеритом, высасывая у больного через трубочку дифтеритные палочки. По мнению Коростелева, одного из сослуживцев Дымова, «тех, кто на рожон лезет, по-настоящему под суд отдавать надо».
Ольгу Ивановну нельзя обвинять в том, что она сама является незаурядной личностью, а потому и притягивает к себе людей творческих, ярких.

Судья: Протестую! К Ольге Дымовой есть еще вопросы у обвинения?

Прокурор: Нет!

Адвокат: Нет!

Судья: Вы свободны! (О.И.Дымова уходит).

Прокурор:  Ваша честь! У меня есть свидетель.

Судья: Просите.

 (Входит Рябовский).

Судья: Представьтесь.

Рябовский. Художник Рябовский. Жанрист, анималист и пейзажист.

Судья: Вы знакомы с О.И.Дымовой?

Рябовский. Да, знаком. Я поправлял Ольге этюды и говорил, что из нее, быть может, выйдет толк.

Вопросы прокурора. Почему же вы, считающий себя божьим избранником, гением, настоящим великим человеком, так и не создали ни одного шедевра? Можно ли считать причиной этого «преследование» вас со стороны Дымовой?

Рябовский. Да. Она считала, что все свои лучшие картины я создавал под ее влиянием; думала, что если оставит меня, то я погибну. Приезжала ко мне в мастерскую, умоляла, чтобы я любил ее, не бросал, пожалел ее, бедную и несчастную… Плакала, требовала, чтобы я клялся ей в любви, грозила, что непременно отравится, если я не приду. Все это парализовало мое воображение и творческую фантазию, и я застыл, и стал писать каждый год одно и то же и говорить одно и то же.   А она говорила, что из меня не выйдет ничего, кроме того, что уже вышло.

Адвокат.  Господин Рябовский, насколько искренними были ваши чувства к О.Дымовой?

Рябовский. Мне казалось, что я безумно любил ее…. Жил для нее…. Ах, зачем она была так обворожительна! Но однажды я понял, что наша с ней «любовь» условна и относительна и что не следовало бы связывать себя с этой женщиной…

Адвокат.  То есть вы не испытывали к ней настоящей любви? Это было мимолетное чувство?

Рябовский. Возможно... Ольга часто плакала, обвиняла меня в неискренности, требовала доказательств моей любви. Это было мучительно! Ее любовь мне скоро наскучила. Все могло кончиться тем, что я бросился бы в Волгу или сошел с ума! Я устал… и мы расстались, но Ольга еще долго меня преследовала: искала у знакомых, заезжала в мастерскую… и видно было, что ей самой стыдно и горько… 

Судья: Есть еще вопросы к свидетелю обвинения?

Прокурор: Нет!

Адвокат: Нет!

Рябовский уходит.

Адвокат: Ваша честь! Прошу пригласить свидетеля защиты!

Судья: Просите!

(Входит О.Дымов).

Судья: Представьтесь.

О.Дымов. Осип Степанович Дымов, врач. Имею чин титулярного советника. Служу в двух больницах. Ежедневно принимаю больных. Частная практика очень мала – рублей на 500 в год.

Судья: Расскажите историю вашего знакомства с Ольгой Ивановной.

О.Дымов: Я был товарищем ее отца. Когда он заболел, дежурил у его кровати. Там и познакомился с Ольгой.

Судья: Почему вы решили (неожиданно для нее самой) сделать предложение?

О.Дымов: Ольга показалась мне особенной,  не совсем обыкновенным человеком. Кроме того, я всю жизнь занимался  только естественными науками и медициной, а она интересовалась искусствами и была, как утверждали ее знакомые,  необыкновенно талантлива. Я влюбился!

Адвокат: Интересно ли вам было богемное окружение Ольги Ивановны?

О.Дымов: Я считаю, у каждого свое. Мне были чужды интересы окружения Ольги, но, хотя  я и не  понимал их споров о  пейзажах и операх, театре и литературе,  рассуждал так: если одни умные люди посвящают искусству всю свою жизнь, а другие умные люди платят за него громадные деньги, то, значит, они нужны.

Адвокат: Как вы относились к этим мало знакомым вам людям?

О.Дымов: Доброжелательно, ведь все они были приятелями моей жены.

Адвокат: Что вы предпринимали для того, чтобы обеспечить достойное существование вашей жене?

О.Дымов.  Служил в двух больницах: в одной сверхштатным ординатором, а в другой – прозектором; принимал ежедневно больных и занимался у себя в палате. Завел небольшую частную практику. 

Адвокат: Заслуживает ли ваша жена сострадания? Перечислите положительные качества вашей супруги.

О.Дымов Ольга молода, красива, умна, вероятно, талантлива… Я был в нее безгранично влюблен.

Судья: Есть еще вопросы к свидетелю защиты?

Прокурор: Есть! Догадывались ли вы о том, что подсудимая вас обманывала?

Дымов. Да, но по своей доверчивости я долго этого не замечал… А когда заметил, перестал смотреть ей в глаза, словно у меня самого совесть была нечиста…

Прокурор: Часто ли она ставила вас в неловкое положение, выставляя напоказ свою ревность и увлеченность Рябовским?

Дымов. Часто. Однажды мне даже пришлось утешать свою жену, рыдающую из-за неверности этого художника…

Судья: Есть еще вопросы к свидетелю защиты?

Адвокат: Нет!

Прокурор: Нет!

Судья: Итак, стороны выслушаны. Слово для обвинительного заключения предоставляется прокурору.

Обвинительное заключение прокурора.

Прокурор: Почему мы считаем Ольгу Ивановну «попрыгуньей»? Да потому, что за ней числится целый ряд грехов, а именно:

  • Подсудимая своей беспутной жизнью довела до смерти мужа, оставив отечественную науку без будущего светила медицины;
  • В образе Ольги Ивановны Дымовой А.П.Чехов наглядно показывает всю пагубность подобного «богемного» образа жизни. Ольга Ивановна не приносит пользы  обществу, сплетничая с актрисами или гоняясь за очередной «знаменитостью»;
  • Ольга Ивановна не скрывает своего увлечения молодым художником,  оскорбляя своим поведением Дымова, с которым подсудимая состоит в браке;
  • Она не проявляет интереса к служебным успехам мужа и не находит искренних слов, чтобы поздравить Дымова с защитой диссертации;
  • После 2-хнедельной разлуки подсудимая, встретившись с мужем на даче, тотчас отправляет его назад в город ради своей сиюминутной прихоти. Недаром Чехов считает  ее «попрыгуньей».

Считаю, что Ольга Ивановна  Дымова заслуживает высшей меры наказания – изгнания ее из русской литературы.

Судья: Слово защите.

Заключение адвоката. Господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах, побудивших мою подзащитную к подобным поступкам.
Ольга Ивановна Дымова стала так называемой «попрыгуньей» из-за губительного воздействия ее богемного окружения.
Жизнь в свое удовольствие, игра на рояле, относительный достаток, восхищение окружающих, стремление к комфорту и много свободного времени, которое некуда деть, кроме посещения спектаклей, концертов, сосьете и званых обедов – все это и привело Ольгу Ивановну на скамью подсудимых.
Принимая во внимание молодость моей подзащитной, а также ее раскаяние в том, что не замечала рядом поистине необыкновенного человека, своего мужа, прошу быть к ней снисходительными и оставить Ольгу Ивановну Дымову в литературе для дальнейшего изучения.

Судья: Последнее слово подсудимой.

О. Дымова


Судья: стороны выслушаны. Присяжным заседателям прошу удалиться для вынесения приговора.

(Уходят и обратно заходят)

– Что скажут присяжные?

Присяжный: Мы достаточно хорошо разобрались в той ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных заседателей хочу обратить ваше внимание на подсудимую.
(указывая на Ольгу Ивановну Дымову)
Перед нами молодая, почти юная красавица.
Стройная девушка приятной наружности.
Жизнерадостная, полная энергии, с красивым румянцем, обожающая выдающихся, необыкновенных, талантливых  людей.
Разве можно такую героиню выбросить из литературы?
По ее виду можно предположить, что эта героиня выдержит критику еще не одного поколения учащихся.
Мы решили оставить Ольгу Ивановну Дымову в литературе для дальнейшего изучения.

(Остальные учащиеся голосуют, выносят вердикты «виновен», «не виновен».)

Судья. Итак, приговор вынесен. Мы  завершаем суровый и справедливый суд. Вы оценили всю сложность этого процесса? Самое главное, чему можно научиться при такого рода анализе явлений – это умение рассматривать вещи в разных точек зрения.  Тогда  становятся видны их сложность, неоднозначность, а мы при этом становимся мудрее и не столь скоропалительны в своих приговорах.
Спасибо участникам. На этом дело о незаурядном человеке и его жене-«попрыгунье», ее порхающем взгляде на жизнь и делении людей на обыкновенных и необыкновенных считаю закрытым.

Подведение итогов