Форма проведения: деловая игра «Крестики – нолики»
Цели:
- повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов по развитию речи детей;
- разработка методического и дидактического инструментария к разделу речевого развития воспитанников;
- обогащение предметно-развивающей среды играми, способствующими развитию речи детей.
Подготовка к педсовету:
Коллективный просмотр
- Технология развития осознанной речевой активности детей 6-7 лет.
- Средняя группа: формирование грамматического строя речи
- «Формируем фонетику карандашом». Графико – игровые упражнения в овладении звуками речи (старшая группа).
- Игры со звучащим словом с младшими дошкольниками.
- Речевые игры и занимательные задания по сюжету сказки в старшем дошкольном возрасте.
Выставка авторских дидактических пособий по
развитию речи.
Приготовить карточки с крестиками и ноликами
для разделения на 2 команды, на доске -
игровое поле поделено на 9 секторов:
Правила игры: участвуют 2 команды. Начало игры по жребию. Команды по очереди бросают кубик, на гранях которого написаны слова: я (2 звука), мышь (3 звука), вьюн (4 звука), ямка (5 звуков), честный (6 звуков), ясная (7 звуков). Начинает игру команда, у которой выпало слово с большим количеством звуков. Команда открывает игровое поле под выбранным номером, узнает стоимость вопроса и выполняет задание. Если ответ дан полностью, то команда забирает себе все баллы, если было дополнение от второй команды, то часть баллов отдается ей. В выбранном игровом поле команда ставит свой знак. Если одинаковые знаки выпадают по вертикали, горизонтали, диагонали, то команда получает дополнительный балл.
ЗАДАНИЯ В СЕКТОРАХ ИГРОВОГО ПОЛЯ:
1 сектор. Педагогический ринг. Команда быстро односложно («Да» или «Нет») отвечает на вопросы ведущего. Количество правильных ответов прибавляется к исходной стоимости вопроса в 1 балл. Если первый ответ был неправильным, за второй (исправленный) ответ балл не прибавляется.
- В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
- Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
- Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
- Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
- Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
- Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
- Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного
- произведения. (Да)
- Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
2 сектор. Назвать приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни. За каждый названный прием засчитывается по 1 баллу на счет команды.
Приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни
- звуковой, слоговой аукцион;
- словесные соревнования по рядам, командам, между девочками и мальчиками и пр.;
- поощрение правильного ответа атрибутом (фишкой, игрушкой и т.п.), перемещением на другой участок комнаты;
- просьбы дополнить ответ товарища, сказать по-другому;
- речевые и логопедические пятиминутки в режиме дня,
- речевые традиции группы,
- вопросы, подразумевающие разнообразные варианты ответа;
- проблемные, поисковые вопросы;
- речевые игры типа «Снежный ком», «Эстафетная палочка»
3 сектор. Составить речевой протрет воспитанника прогимназии на этапе перехода от дошкольной ступени к школьной.
Речевой портрет воспитанника Прогимназии № 14 на этапе перехода на школьную ступень
- фонетически и грамматически правильно владеет родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);
- четко произносит все звуки родного языка;
- может выделить звук в начале, середине и в конце слова;
- обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него;
- правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
- может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картине;
- в речи нет незаконченных предложений, несвязанных между собой;
- передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова);
- осознает смысл произносимых слов, предложений;
- умеет задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы;
- умеет оценивать речевое поведение - свое и другого, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.
4 сектор. Счастливый билет (команда занимает сектор поля без ответа) – 5 баллов
5 сектор. Назвать отличия в понятиях развития речи и развития речевой деятельности (по принципу игры «Назови 5 отличий»). За каждое названное отличие начисляется 2 балла.
6 сектор. Черный ящик (модификация детской игры «Угадай, что я загадала»). Команда задает ведущему вопросы, подразумевающие односложный ответ («Да» или «Нет») и должна отгадать, что лежит в ящике. За каждый вопрос вычитается 1 балл из указанной в выбранном секторе стоимости вопроса в 15 баллов.
7 сектор. Назвать приемы обучения рассказыванию.
Приемы обучения рассказыванию:
- образец рассказа
- частичный образец рассказа
- дублер образца
- разбор образца рассказа
- план рассказа
- воспроизведение плана рассказа детьми
- коллективный разбор плана
- коллективное составление рассказа
- составление рассказа по частям
- окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
- подсказ вариантов
- вопросы, указания, пояснение
- оценка
8 сектор. Аукцион авторских дидактических игр по развитию речи детей. Всем участникам раздаются фишки в равном количестве стоимостью 7, 5, 3, 1 балла, которыми они оценивают игру. На аукцион можно представить более одной игры, тогда и количество баллов на команду увеличится.
9 сектор. Анализ просмотренных занятий по вопросам:
- характер занятия: развивающий или обучающий;
- обоснованность использованных методов, приемов, средств и форм;
- решения задач формирования коммуникативно-речевой компетентности воспитанников;
- приемы речевой и мыслительной активизации детей на занятии;
- характеристика речи воспитателя (правильность, точность, логичность, чистота, четкость, темп, стиль, громкость, богатство, выразительность, эмоциональность);
- характеристика речи детей, соответствие речи детей возрасту;
- общая, учебная и речевая плотность занятия;
- соотношение речи педагога к речи детей;
- речевая и мыслительная активность одного отдельно выбранного ребенка;
- удачные моменты занятия;
- что бы Вы сделали по-другому?