Педсовет "Дидактические игры как эффективное средство развития речи детей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Форма проведения: деловая игра  «Крестики – нолики»

Цели:

  • повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов по развитию речи детей;
  • разработка методического и дидактического инструментария к разделу речевого развития воспитанников;
  • обогащение предметно-развивающей среды играми, способствующими развитию речи детей.

Подготовка к педсовету:

Коллективный просмотр

  • Технология развития осознанной речевой активности детей 6-7 лет.
  • Средняя группа: формирование грамматического строя речи
  • «Формируем фонетику карандашом». Графико – игровые упражнения в овладении звуками речи (старшая группа).
  • Игры со звучащим словом с младшими дошкольниками. 
  • Речевые игры и занимательные задания по сюжету сказки в старшем  дошкольном  возрасте. 

Выставка авторских дидактических пособий по развитию речи.
Приготовить карточки с крестиками и ноликами  для разделения на 2 команды,  на доске -  игровое поле поделено на 9 секторов:

Правила игры: участвуют 2 команды. Начало игры по жребию. Команды  по очереди бросают кубик, на гранях которого написаны слова: я (2 звука), мышь (3 звука), вьюн (4 звука),  ямка (5 звуков), честный (6 звуков),  ясная (7 звуков). Начинает игру команда,  у которой выпало слово с большим количеством звуков. Команда открывает игровое поле под выбранным номером, узнает стоимость вопроса и выполняет задание. Если ответ дан полностью, то команда забирает себе  все баллы, если было дополнение от второй команды, то часть баллов отдается ей. В выбранном игровом поле команда ставит свой знак. Если одинаковые знаки выпадают по вертикали, горизонтали, диагонали, то команда получает дополнительный балл.

ЗАДАНИЯ  В  СЕКТОРАХ   ИГРОВОГО  ПОЛЯ:

1 сектор.  Педагогический ринг. Команда  быстро односложно («Да» или «Нет») отвечает на вопросы ведущего. Количество правильных ответов прибавляется к исходной стоимости вопроса в 1 балл. Если первый ответ был неправильным, за второй (исправленный) ответ балл  не прибавляется.

  • В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
  • Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  • Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  • Детей 5 лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да. Произносятся звуки.)
  • Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного
  • произведения. (Да)
  • Формирование звуковой культуры речи  относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя.  (Нет)

2 сектор. Назвать приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни. За каждый названный прием засчитывается  по 1 баллу на счет команды.

Приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни

  • звуковой, слоговой аукцион;
  • словесные соревнования по рядам, командам, между девочками и мальчиками и пр.;
  • поощрение правильного ответа атрибутом (фишкой, игрушкой и т.п.), перемещением на    другой участок комнаты;
  • просьбы дополнить ответ товарища, сказать по-другому;
  • речевые и логопедические  пятиминутки в режиме дня,
  • речевые традиции группы, 
  • вопросы, подразумевающие разнообразные варианты ответа;
  • проблемные, поисковые вопросы;
  • речевые игры типа «Снежный ком», «Эстафетная палочка»

3 сектор. Составить речевой протрет воспитанника прогимназии на этапе перехода от дошкольной ступени к школьной.

Речевой портрет воспитанника Прогимназии № 14 на этапе перехода на школьную ступень

  • фонетически и грамматически правильно владеет родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);
  • четко произносит все звуки родного языка;
  • может выделить звук в начале, середине и в конце слова;
  • обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него;
  • правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
  • может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картине;
  • в речи нет незаконченных предложений, несвязанных между собой;
  • передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова);
  • осознает смысл произносимых слов, предложений;
  • умеет задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы;
  • умеет оценивать речевое поведение - свое и другого, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.

4 сектор. Счастливый билет (команда занимает сектор поля без ответа) – 5 баллов

5 сектор. Назвать отличия в понятиях развития речи и развития речевой деятельности (по принципу игры «Назови 5 отличий»). За каждое названное отличие начисляется 2 балла.

6 сектор. Черный ящик (модификация  детской игры «Угадай, что я загадала»).  Команда задает ведущему   вопросы, подразумевающие односложный ответ («Да» или «Нет») и должна отгадать, что лежит в ящике. За каждый  вопрос  вычитается  1 балл из указанной в выбранном секторе стоимости вопроса  в 15 баллов.

7 сектор. Назвать приемы обучения рассказыванию.

Приемы обучения рассказыванию:

  • образец рассказа
  • частичный образец рассказа
  • дублер образца
  • разбор образца рассказа
  • план рассказа
  • воспроизведение плана  рассказа детьми
  • коллективный разбор плана
  • коллективное составление рассказа
  • составление рассказа по частям
  • окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
  • подсказ вариантов
  • вопросы, указания, пояснение
  • оценка

8 сектор. Аукцион авторских дидактических игр по развитию речи детей. Всем участникам раздаются фишки в равном количестве стоимостью  7, 5, 3, 1 балла, которыми они оценивают игру.  На аукцион можно представить более одной игры, тогда и количество баллов на команду увеличится.

9 сектор. Анализ просмотренных занятий по вопросам:

  • характер занятия: развивающий или обучающий;
  • обоснованность использованных методов, приемов, средств и форм;
  • решения задач формирования коммуникативно-речевой компетентности воспитанников;
  • приемы речевой и мыслительной активизации детей на занятии;
  • характеристика речи воспитателя (правильность, точность, логичность,  чистота, четкость, темп, стиль, громкость, богатство, выразительность, эмоциональность);
  • характеристика речи детей, соответствие речи детей возрасту;
  • общая, учебная и речевая  плотность занятия;
  • соотношение речи педагога к речи детей;
  • речевая и мыслительная активность одного отдельно выбранного ребенка;
  • удачные моменты занятия;
  • что бы Вы сделали по-другому?