Использование технологий личностно ориентированного обучения для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках географии

Разделы: География

Классы: 6, 7, 8, 9, 10


В последнее время в мировоззрении школьников произошли серьезные изменения. Связано это, прежде всего с изменениями в социокультурной среде. Ребенку, оканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Обществу (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия “компетенции” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно-насыщенного пространства.

И еще один фактор, актуализирующий проблему. Выпускники школ, награжденные золотыми или серебряными медалями, должны обладать самым высоким уровнем ЗУНов. И это официально признается всеми компетентными инстанциями. Однако бывает, что медалисты не выдерживают выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. Значит, у них не хватило компетентности в применении знаний, умений и навыков в сложной нестандартной ситуации конкурса, а сами ЗУНы, наверное, были, и не маленькие. Такого рода издержки отечественного образования связаны с большим объемом фактического материала, который должен освоить школьник, и с неэффективностью методик обучения. Знаний много, умений тоже немало, но проблема остается – компетентности нет.

Учитывая количественное и качественное разнообразие теоретических разработок в области образования, считаю необходимым определиться в методологических основах компетентностно-ориентированного подхода, четко определить содержание основных терминов и понятий.

В качестве базовых понятий выступают такие понятия как компетентность (обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности) и компетенция (готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач).

Я разделяю точку зрения, что для создания условий формирования той или иной компетентности необходим переход к тем педагогическим технологиям, которые понимают деятельность учителя как последовательную систему действий, связанную с решением педагогических задач или как планомерное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Под технологией понимается совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой либо деятельности. Под методикой следует понимать использование комплекса методов и приемов обучения и воспитания для достижения определенных целей обучения.

На современных школьников буквально обрушиваются потоки информации:

  • Наглядные (карты, схемы, макеты)
  • Письменные (учебники, печатные тесты)
  • Новые информационные носители (СD-диски, Интернет)
  • Устные (речь учителя, речь одноклассников, информационные сообщения: ТВ, радио)

Можно увидеть, что все большую роль в жизни современных школьников играют новые информационные технологии. Их эффективность бесспорна, так как они позволяют:

  • расширить информационное пространство;
  • увеличить скорость поиска информации;
  • интенсивность обработки полученных знаний.

Это приводит к экономии времени, продуктивности, более высокому качеству обучения. Информационная база становится при этом подлинно развивающей.

Поэтому задача учителя не столько дать знания, сколько помочь учащимся сформировать в себе способности, которые позволят им в дальнейшем овладеть набором способов деятельности; создать условия для формирования умений переноса информации из одних знаковых систем в другие; создать условия для развития умения структурировать информацию, содействовать развитию умения конструктивно общаться.

Любая педагогическая задача может быть эффективно решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой педагогом.

Исходя из главных целей и задач, поставленных временем, условиями современного образования и школы, в которой работаю, я стала искать свои пути формирования информационно-коммуникативной компетентности при изучении географии, указанной в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.

Наиболее точно решению этой задачи могут помочь технологии личностно-ориентированного обучения, т.к. именно они ориентированы на человека, формирование его активной позиции.

Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока (по Якиманской И.С.) являются:

  • использование субъектного опыта ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
  • накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
  • обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Содержание гуманитарных дисциплин даёт широкий спектр возможностей для реализации данных принципов. Так, например, при изучении экономической географии в 10-м классе предлагаю учащимся вспомнить и привести примеры реальных жизненных ситуаций, свидетелями которых возможно были сами школьники, т.к. Владикавказ пережил много событий за последние годы, или факты, почерпнутые из СМИ, иллюстрирующие политические, национальные, религиозные и другие причины миграции населения и связанные с ними проблемы, существующие в нашем регионе и в современном мире в целом. После анализа этих ситуаций предлагаю на выбор выполнить два задания: либо сформулировать причины возникновения данных проблем, либо спрогнозировать возможные последствия их существования. Но наиболее интересными, с моей точки зрения, являются задания, связанные с разработкой предложений или программы по предотвращению этой проблемы. Таким образом, я использую субъектный опыт детей и предоставляю им свободу выбора при выполнении заданий.

Применение проблемного обучения позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт. В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют события, происходящие вокруг них для ее аргументации.

Еще одна технология, приемы которой я с удовольствием использую на своих уроках – технология критического мышления. С помощью этой технологии школьники учатся вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, отличное от его, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения. Использование этой технологии особенно эффективно при проведении рефлексии учебного занятия.

Использование приемов этой технологии способствует развитию способности учащихся исследовать и осмысливать факты, события, овладеть навыками поиска, обработки и систематизации информации, перевода материала из одной знаковой системы в другую (текст, таблица, схема, карта). Так, при изучении в 8-м классе темы “Россия на карте часовых поясов” предлагаю проанализировать полученные знания и ответить на вопрос: в какое время лучше провести телемост между Москвой и всеми часовыми поясами России, чтоб не выходить за временные пределы рабочего дня. Умение критически осмысливать информацию, анализировать её, находить ответы на вопросы, опираясь на различные источники, позволяет учащимся успешно выступать на предметных олимпиадах, задания которых предполагают владение данными навыками.

Учебная игра, как еще одна технология личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции благодаря следующему:

  • в ходе игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получали бы в действительности;
  • учебная игра позволяет решать трудные проблемы, а не только быть наблюдателем;
  • игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
  • учебные игры обеспечивают среду, требующую от учащихся незамедлительного реагирования.

Учебная игра позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной ситуацией.

Технология учебной деловой игры – педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. Несмотря на то, что это сложная форма проведения урока, любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру. Например, в виде судебного процесса, на котором рассматривается тот или иной спор (задача). Из наиболее подготовленных учащихся выбираются главные действующие лица: судья, прокурор, адвокат, секретарь, и т.д. Остальные учащиеся являются представителями различных структур: свидетели, представители администрации, журналисты. В ходе судебного заседания рассматриваются различные точки зрения адвоката и прокурора по поводу спора. По окончании слушания, каждый участник судебного процесса может высказать своё мнение. Судья, подводя итог, выносит приговор по рассматриваемому вопросу. Данная форма проведения урока позволяет развивать у учащихся навыки анализировать и делать выводы, обоснованно излагать и отстаивать свою позицию.

Ещё одной интересной формой проведения деловой игры является заседание экспертных групп. Так, в 10 классе на уроке ““Численность и воспроизводство населения мира” учащиеся разбиваются на подгруппы. Я формулирую проблемную ситуацию:

  • Из-за чего происходит увеличение численности населения мира?
  • Какие типы воспроизводства населения существуют?
  • Кто управляет демографическими процессами?

Каждая группа представляет экспертную комиссию по проблеме из разных стран. В состав её входят руководители государств, эксперты-демографы. Итогом работы каждой группы становится выявление мотивов представляемых стран, конкретных действий их руководителей. Аргументировано доказывают свои точки зрения в общей дискуссии. В ходе такого занятия школьники учатся соотносить реальные события и имитируемую ситуацию в её игровом воплощении.

  • Проведение деловой игры обеспечивает:
  • Подробный разбор ситуации;
  • Развитие умения спорить, отстаивать своё мнение перед оппонентом;
  • Развитие ораторских способностей;
  • Формирование потребности у школьников проявлять уважительность, корректность к противоположной стороне (несмотря на конфликтность интересов).

В формировании коммуникативной компетентности важную роль играют приемы, позволяющие организовывать обмен мнениями: “круглый стол”, “судебное заседание”, “заседание экспертной группы”, “дискуссия”.

Для меня особенно интересна дискуссия, так как она является своеобразным интеллектуальным тренингом, поскольку её суть и состоит в том, чтобы заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для доказательства необходимого. Тем не менее, школьников надо учить ведению дебатов, дабы избежать хаотичного, эмоционального окрашенного и малополезного спора. Так, за основу я беру ПОПС-формулу, созданную профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсонон из ЮАР. По-английски она звучит так: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Аркадий Гутников перевёл её на русский язык, и получилась ПОПС-формула:

  • П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что
  • О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что
  • П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например
  • С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому

Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения.

В связи с появлением такой формы итоговой аттестации как ЕГЭ все больше возрастает роль тестовых заданий. Задания, связанные с выбором, вовсе не должны формировать стремление к заучиванию или надежду угадать правильный ответ, а призваны размышлять, используя логическое рассуждение, методы исключения и другие приемы. Ведь главная задача для будущего выпускника не только научиться обрабатывать информацию, но и вырабатывать такие качества, которые в дальнейшем будут способствовать успешной социализации, которая рассматривается как процесс адаптации и интеграции человека в обществе, а также как процесс саморазвития и самореализации личности. Умения сводить необходимые данные, анализировать, принимать решение - все это должно в дальнейшем сделать выпускника нужным в современном обществе, востребованным, помочь ему найти свое место, стать хозяином, а не стать “лишним” человеком.

Применение интегративного подхода в обучении направлено на развитие у учащихся интегративного мышления. Учащийся, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных процессов. Использование интеграции на уроках географии вносит в обучение новизну и оригинальность. Это имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует формированию целостной картины мира, позволяет систематизировать знания, способствует развитию умений и навыков.

Все популярнее на сегодняшний день становится проектная технология. Она, на мой взгляд, наиболее полно отвечает всем вышеперечисленным целям и задачам личностно ориентированного обучения. Проект побуждает учащихся проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способностью к самообразованию и самореализации. Главные условия для работы над проектом:

  • способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников;
  • стремление учащихся участвовать в работе над проектом;
  • начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту, следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем;
  • доступность информации о ходе проекта.

Проекты бывают краткосрочными – от одного урока до 1 недели, среднесрочными – от двух недель до одного месяца, долгосрочными – от двух до трех месяцев.

Для школьников, любящих проводить время за компьютерами и имеющих интерес к географии, предпочитающих индивидуальный стиль изучения материала, можно давать задания на дом на основе дополнительных мультимедиа-материалов. Презентация и защита своих проектов может осуществляться на общешкольных собраниях, конференциях и т.п.

Сочетание разнообразных приемов современных технологий личностно-ориентированного обучения, их систематическое применение на уроках проявляется у учащихся в виде сформированных навыков публичных выступлений, умений формировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать и обрабатывать информацию. Ученикам старших классов не составляет труда написать реферат, участвовать в работе над проектом, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. И как следствие формирования информационно-коммуникативной компетентности у учащихся повышается интерес к процессу обучения, а значит и качество знаний.