Использование компьютерных технологий в 8-м классе на контрольно-обобщающем уроке математики по теме "Квадратные уравнения"

Разделы: Математика


ЦЕЛИ УРОКА:

  • образовательная: обобщить, систематизировать знания, умения и навыки, полученные при решении квадратных уравнений различными методами; уметь анализировать свои знания в рамках подготовки к  ГИА.
  • развивающая: развивать умение выбирать более оригинальный, оптимальный способы решения; развивать навыки работы с дополнительной литературой, историческим материалом, уметь анализировать свои знания в рамках подготовки к ЕГЭ.
  • воспитательная:  формировать интерес к изучению математики.

ТИП УРОКА: урок обобщающего повторения.

ВИД УРОКА: урок-игра с использованием ИКТ.

Структура урока:

  1. Постановка цели урока и мотивации учебной деятельности учащихся.
  2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
  3. Повторение и анализ основных  фактов, событий, явлений.
  4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
  5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.
  6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

На доске записана тема урока и цель: «Обобщить, систематизировать знания при решении квадратных уравнений».

Учитель: «Фундамент алгебры – это ваше умение правильно и рационально решать квадратные уравнения. Насколько  крепок фундамент при строительстве храма  знаний, настолько долговечно  и само строение.

На уроке мы постараемся  оценить проекты,  подготовленные  группами, при создании документального многосерийного фильма «КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ», в котором должны найти отражение вопросы теории и исторические справки, решение разнообразных заданий и использование их при подготовке к экзаменам. Работа будет  проводиться по группам.

Каждый вид работы ограничен во времени, для этого используются песочные часы. Решение уравнения состоит из ряда этапов:

  1. анализ уравнения;
  2. составления плана решения;
  3. реализация этого плана;
  4. проверка решения;
  5. анализ метода решения и систематизация опыта.

– наличие «Исторической справки»

2. Актуализация знаний.

Презентация домашнего задания. (2-3 мин. для каждой группы)

(Руководитель каждой группы,  демонстрируя слайды фрагмента, задает вопросы другим группам. Остальные участники этой группы решают квадратные уравнения или задания, связанные с этой темой на доске или плакатах из домашнего задания. Если группа, которой был задан вопрос, не отвечает, то эта группа получает штрафные очки. А если другая группа отвечает на вопрос соперника, то получает призовые очки).

Серия 1. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ  КВАДРАТНОГО  УРАВНЕНИЯ.  РЕШЕНИЕ   НЕПОЛНЫХ КВАДРАТНЫХ  УРАВНЕНИЙ». (Историческая справка)

Серия 2. «РЕШЕНИЕ  КВАДРАТНОГО  УРАВНЕНИЯ  ВЫДЕЛЕНИЕМ  КВАДРАТА ДВУЧЛЕНА». СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ (Ученица 8 В класса прислала задачу с историческим содержанием, в которой необходимо  найти корни уравнений, чтобы угадать название города, разрушенного кислотным дождем.)

Серия 3. «РЕШЕНИЕ  КВАДРАТНЫХ  УРАВНЕНИЙ  С ПОМОЩЬЮ  ФОРМУЛ».

Серия 4. «ТЕОРЕМА ВИЕТА. ТЕОРЕМА ОБРАТНАЯ ТЕОРЕМЕ  ВИЕТА». СТРАНИЦЫ  ИСТОРИИ (Презентация «Страницы истории»).

3. Физкульт. пауза: «Аплодируем» участникам, создателям  многосерийного документального фильма «КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ». (Хлопки перед собой, руки вверху, руки внизу, и т. д.)

4. Обобщение и систематизация  имеющихся знаний и умений.

Учащиеся  выполняют ТЕСТЫ для 8 класса на тему: «Квадратные уравнения», включающие 9 заданий «базового уровня». 5–6 мин.

5. Применение имеющихся навыков в новых условиях.

А) Серия 5. «Биквадратные уравнения»  (Творческая работа ученика  8 Б класса Шагидуллина Рустема  в слайдах ).

(Пока учащиеся разбирают и обсуждают решение предложенных  5  уравнений, решаемых методом подстановки, учитель проверяет ответы с помощью шила, выкалывая в бланках ответов нужные ячейки.) Оценки выставляются в дневник.

Б)  Работа в группах. Предлагается 12 квадратных и 1 биквадратное уравнений, которые решаются всей группой, у каждой группы свои примеры  

В) Презентация «Решение уравнений, сводящихся к квадратным» (Работа выполнена сильными  учащимися. После недолгого обсуждения этой презентации, учащиеся выбирают дифференцированные задания (1, 2 примера), Какая группа быстрее решит, та и получает дополнительные очки.

Г) Учащиеся, успешно справившиеся с заданиями, получает кроссворд «КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ» или еще  «Дополнительные  уравнения».

6. Домашнее задание:

  • Подготовиться к контрольной работе.
  • П.3.7 № 532; 536 (а;б), по учебнику под редакцией Г.В. Дорофеева.

7. Подведение итогов урока. Руководители групп сдают учителю «протокол» урока. Сами учащиеся  на протяжении всего урока работали с «Кластером» и «Инсертом». Весь материал, который рассматривался на уроке, сопровождается пометками-значками  («v» – уже знал, «+» – новое; « - »  – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ

кроссворд1
  1. Уравнение вида  ax2 + bх + c = 0.   
  2. Квадратные уравнения, у которых первый коэффициент равен 1.
  3. Уравнения с одной переменной, имеющие одни и те же корни.
  4. Числа a, b и c в квадратном уравнении вида  ax2 + bх + c = 0.
  5. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
  6. Равенство, содержащее неизвестное.
  7. Неотрицательное значение квадратного корня.
  8. Древнегреческий математик, который нашел приемы решения квадратных уравнений без обращения к геометрии.
  9. Квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов b или c равен 0.
  10. «Дискриминант» по-латыни.
  11. Коэффициент c квадратного уравнения.
  12. Французский математик, который вывел формулы, выражающие зависимость корней уравнения от его коэффициентов.

КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ

кроссворд2
  1. Уравнение вида  ax2 + bх + c = 0.   
  2. Квадратные уравнения, у которых первый коэффициент равен 1.
  3. Уравнения с одной переменной, имеющие одни и те же корни.
  4. Числа a, b и c в квадратном уравнении вида  ax2 + bх + c = 0.
  5. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.
  6. Равенство, содержащее неизвестное.
  7. Неотрицательное значение квадратного корня.
  8. Древнегреческий математик, который нашел приемы решения квадратных уравнений без обращения к геометрии.
  9. Квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов b или c равен 0.
  10. «Дискриминант» по-латыни.
  11. Коэффициент c квадратного уравнения.
  12. Французский математик, который вывел формулы, выражающие зависимость корней уравнения от его коэффициентов.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Дорофеев Г.В. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных.: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Москва.         Просвещение. 2007 г.
  2. Л. П. Евстафьева, А. П. Карп .Дидактические материалы к учебнику 8 класса. М. : Просвещение. 2008 г.
  3. Э. Г. Гельфман и др. Квадратные уравнения. Учебное пособие по математике для  8  класса. (из серии «Математика, психология, интеллект») – Томск: Издательство Томского университета. (Москва ) 1997 г.
  4. Л. М. Худодова.  Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. 8 класс. Москва. «Школьная пресса». 2002г.
  5. Л.Д. Лаппо. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Математика: сборник заданий. М.; Издательство «Экзамен», 2009 г. (Серия «ГИА. Сборник заданий»).
  6. П.В. Чулков, М.А. Максимовская, Е.В .Слепенкова, Н.В. Васюк, Л.Е. Федулкин. Алгебра. Тесты. 7–9 класс. М.; «Издат – Школа» 1998 г.
  7. Б.В. Соболь, И.Ю. Виноградова, Е.В. Рашидова. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по математике. Ростов-на-Дону: «Феникс».2003 г.
  8. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7–8 класс. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. Ростов-на-Дону: «Легион». 2008 г.
  9. А.Н. Рурукин. Пособие для интенсивной подготовки к выпускному, вступительному экзаменам и ЕГЭ по математике. Москва. ВАКО, 2004 г. (Интенсив).
  10. М.Н. Кочагина. «Малое ЕГЭ» по математике: 9 класс. Подготовка учащихся к итоговой аттестации. М.: Эксмо, 2008 г.
  11. Система тренировочных задач и упражнений по математике (А.Я. Симонов, Д.С. Бакаев, А.Г. Эпельман и др.) М.: Просвещение. 1991 г.
  12. А.М. Назаренко, Л.Д. Назаренко. Тысяча и один пример (Равенства и неравенства ). Сумы. Издательство «Слобожанщина» 1994 г.
  13. Алгебра в таблицах. 7–11 кл. Справочное пособие (авт.-сост. Л.И.Звавич, А.Р.Рязановский ). М. : Дрофа.1997 г.
  14. Н.А.Ким  Нестандартные уроки алгебры 8 класс. Волгоград: ИТД «Корифей» 2006 г.
  15. Занимательная математика. 5–11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) автор-составитель Т.Д. Гаврилова. Волгоград : Учитель, 2005 г.