Перед современной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования. Для этого необходимо делать акцент в преподавании на развитие функциональной грамотности: учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, учить находить путь от научного описания к способности ориентироваться в конкретных явлениях. Т. е. школа должна перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности, что определяет необходимость создать условия для учащихся учиться не накапливать знания, а добывать информацию, анализировать ее и использовать.
В системе работы МОУ «СОШ №16» накоплен определенный опыт работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. В образовательном учреждении имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка в сфере гуманитарного, естественнонаучного, экологического образования, краеведения. Традиционно проводятся предметные олимпиады, интеллектуальные конкурсы, турниры, марафоны. Сформирована система работы с учащимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность через создание научных обществ учащихся (НОУ), проведение ежегодных научно-практических конференций школьников, выставок детского творчества, через многочисленные смотры и конкурсы, действует программа «Одаренные дети».
Сложившийся опыт учебно-исследовательской деятельности стал базой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса в контексте педагогики развития, освоения инновационных технологий, направленных на изменение характера образования. Это позволило перейти от метода усвоения суммы знаний, умений и навыков к поисковому методу, мотивирующему учащихся к самоопределению. Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением творческой, исследовательской задачи с неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы. Как показывает опыт, организация учебно-исследовательской деятельности учащихся способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Учебное исследование развивает интеллектуальную инициативу учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ, создаёт предпосылки для развития научного образа мышления. Обучающиеся осваивают творческий подход к любому виду деятельности, у них формируется установка на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками. Данный вид работы способствует становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами; обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации; формированию развивающей образовательной среды для ребенка; профессиональному самоопределению детей; получению предпрофессиональной подготовки; содержательной организации свободного времени подростков.
Одной из основных форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 11-12 лет в секции «Лингвист» школьного НОУ стала система развивающих занятий на основе программы учебного курса «Вокруг тебя – Мир...», которая позволяет решать не только главные задачи второго этапа литературного образования, но и способствует формированию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, умения анализировать и делать выводы. Отбор произведений учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике и психологическому анализу. Включение в курс специальных занятий по обучению разным видам чтения (изучающему, просмотровому, ознакомительному) позволяет совершенствовать интеллектуальную, эмоционально-волевую сферы личности, речь учащихся, способность формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию.
В качестве примера приведем методическую разработку развивающего занятия, в основу которого положены материалы из работ Н. А. Ипполитовой и методические рекомендации к УМК «Вокруг тебя – Мир...»
Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности через различные виды чтения. В. Катаев «На даче». Проблема уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте.
Цели.
- Дидактические:
- привлечь внимание учащихся к проблеме уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте;
- обеспечить усвоение знаний учащимися приемов ознакомительного и изучающего чтения;
- повторить структуры моделей чтения «По ходу чтения» и «После чтения»;
- расширить представление о контрасте как способе организации художественного текста;
- формировать умение соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения.
- Развивающие:
- развивать навыки работы с дополнительной литературой, навыки исследовательской деятельности, умение анализировать и делать выводы;
- развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых сфер личности сферы ее социальных навыков;
- развивать речь учащихся.
- Воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, умение работать в коллективе;
Оборудование: таблицы для индивидуальной работы, м/м проектор, презентация по теме занятия, толковые словари, план ответа, презентация книги В. Катаева «На даче» по типу «До чтения», таблицы «Виды и цели чтения».
Читать — это еще ничего не значит... как понимать читаемое — вот в чем главное дело.
(К.Ушинский.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сообщение темы и цели занятия
– Сегодня на занятии мы продолжим работать с приемами изучающего чтения. Запишите тему и эпиграф, к которому мы вернемся в конце урока для того, чтобы объяснить его значение.
Цели нашего занятия:
- повторить приемы изучающего чтения «По ходу чтения» и «После чтения»;
- расширить представление о контрасте как способе организации художественного текста;
- формировать умение соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения.
2. Проверка домашнего задания
– Используя таблицу, скажите, какова цель
ознакомительного чтения?
– Каков характер ознакомительного чтения?
– Просмотрите модель работы с текстом «До
чтения».
– Назовите основные компоненты модели, по
которым вы работали дома. (Автор. Название.
Эпиграф. Прогноз.)
– Прочитайте ваш прогноз для книги В. Катаева «На
даче».
– Кого из вас заинтересовал прогноз?
– Какой вид чтения необходимо использовать?
3. Актуализация знаний, умений и навыков
1) Работа по таблице «Виды и цели чтения»
– Назовите цели изучающего чтения?
– Характер изучающего чтения?
Виды и цели чтения |
Цель чтения |
Характер чтения |
Ознакомительное чтение | Читать книгу или нет? Какая информация в ней содержится? Для кого она написана? |
Перелистывание, рассматривание книги, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста |
Изучающее чтение | В чем замысел автора? Что нового есть для меня как читателя? |
Медленное чтение всей книги или отдельных фрагментов: максимально полный охват информации; стремление ее осмыслить |
2) Просмотрите модель работы с текстом по ходу чтения
– Назовите основные компоненты. (Установка. Диалог с текстом. Внимание к слову. Главная мысль. Понимание.)
3) Чтение текста учителем или подготовленным учеником.
– В тексте встречаются слова, значение которых
необходимо предварительно рассмотреть. –
Используя материалы Словарика, дайте
определение значения слова: зенитки,
трассирующая пуля, фугаски, шрапнель.
– Прослушайте текст и ответьте на вопрос: «О чем
он?», при необходимости отмечая опорные слова.
– Что в рассказе на вас произвело большее
впечатление?
– Какой художественный прием лежит в основе
заглавия и темы текста? (Антитеза)
4. Дифференцированное исследовательское задание
1) Постановка задания.
– Мы обратили внимание на контраст между заглавием и военной тематикой рассказа.
1-2 группы.
– Перечитайте текст и отметьте места, где еще
встречается контраст (антитеза). Постарайтесь
определить, какова роль этого приема?
(В случае затруднения можно обратить внимание
учащихся на контраст:
– между названием рассказа и его проблемой
(название – «На даче»; проблема – беззащитность
мирных жителей во время бомбежки, испытывающих
не только физические, но и психологические
страдания);
– между двумя эпизодами (в первом говорится о
реальной опасности – ночном налете, во втором –
о мнимой опасности);
– между описаниями предрассветного дачного
пейзажа («…сонных сосен подмосковной дачи» и
«настойчивых» и «угрожающих» звуков воздушной
тревоги, завершающихся метафорой «окрестности
кричали») и ночного воздушного боя, неподвижный
Марс; разрушительные последствия воздушной
атаки подчеркиваются описанием «равнодушного
неба»);
– между поведением персонажей и ситуациями, в
которых они оказываются (поведение детей во
время ночного воздушного налета и поведение Жени
днем, когда реальная опасность миновала).
3 группа. С помощью каких средств передается общая атмосфера в рассказе?
(– использование глаголов действия «стреляли
зенитки» – «осколки сыпались, свистя и сбивая
ветки» – «осколки стучали»;
– экспрессивно окрашенную лексику «дача
тряслась» – «лучи прожекторов метались» и др.); –
олицетворения («крик паровоза на ближайшей
станции», «окрестности кричали»,
«бомбардировщик, пробирающийся…», «дача
тряслась», «бегали»; звезды);
– сравнения (как пальцы слепого, щупающие темное
лицо убийцы; рокот, похожий на полоскание горла);
– повторы, с помощью которых достигается
усиление впечатления («Вокруг стреляли зенитки.
Сотни зениток…», «Оно застыло… Оно стало как
маска»).
2) Обсуждение результатов исследовательского задания.
Вывод: контраст в рассказе подчеркивает беззащитность тех, о ком говорится; он является не только приемом, но и способом организации всего художественного текста; художественные средства помогают передать напряженную атмосферу событий.
Физкультминутка
5. Анализ эпизода
1) – Какие чувства испытывали родители, слыша «крик паровоза» и «тревожные голоса людей»? О чем «кричали окрестности»?
– Уверены ли родители в безопасности детей и
самих себя?
– Показывают ли они свои чувства или стараются
скрыть? Подтвердите словами из текста.
– Какой прием помогает автору подчеркнуть
беззащитность тех, о ком говорится в рассказе?
– Как вы понимаете значение слова «уязвимый»?
– В каком из значений можно использовать данное
слово, чтобы охарактеризовать положение людей на
даче во время воздушного налета?
2) Гассер Ханс-Петер, швейцарский специалист в области международного гуманитарного права, писал в одной из работ: «Война способна принести гражданскому населению страдания даже без бомбежек и авиационных налетов».
– Какие страдания имел в виду автор высказывания?
7. Подведение итогов работы
– При каком виде чтения можно определить главную мысль, выбрать нужное для выполнения конкретного задания? (При изучающем чтении «После чтения»)
8. Рефлексия
– Объясните смысл слов К. Ушинского.
– Чему научились?
– В чем польза занятия?
Самооценка работы группы.
Представители групп рассказывают о своей
совместной работе.
9. Дифференцированное домашнее задание
1 гр. Написать аннотацию на книгу В. Катаева «На
даче»
2 гр. Рецензия на занятие.
З гр. Сочинение-рассуждение: «Читать — это еще
ничего не значит... как понимать читаемое — вот в
чем главное дело».
Новые подходы к организации образовательного процесса в контексте педагогики развития позволяют создать благоприятные условия для развития и социальной самореализации личности, поддержки одаренных детей.