Использование интерактивной доски Star Board на уроках геометрии в 7-м классе

Разделы: Математика


Интерактивная доска (ИД) – это устройство, позволяющее учителю объединить два инструмента: экран для отображения информации и обычную доску. Сенсорный экран доски присоединен к компьютеру, с которого передает изображение на доску проектор. Достаточно прикоснуться специальным маркером к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Такие ручки-маркеры оснащены кнопками, которые дублируют левую и правую кнопки мыши.

С появлением интерактивного оборудования у каждого учителя появляется прекрасная возможность оживить и разнообразить свои уроки. Работать с интерактивной доской StarBoard просто и увлекательно. Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения учащимися, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока.
На уроках геометрии в 7 классе я применяю презентации и «Геометрический планшет» для построений на плоскости (Авторы – В.А. Булычев, Л.А. Емельянов. Разработчик – ООО «ДОС»).

Используя презентацию средствами StarBoard, удобно делать различные пометки и заполнять решения задач, используя текстовые заготовки прямо на плоскости интерактивной доски.

Геометрический планшет предназначен для построения интерактивных планиметрических чертежей. Процедура создания чертежа во многом напоминает классические построения с помощью циркуля и линейки – только набор инструментов здесь несколько шире. Все построения производятся простейшими манипуляциями мышью. Основным достоинством полученных в планшете чертежей является их интерактивность, готовность к взаимодействию с пользователем.
Наглядность и представительность, которые приобретает урок ни с чем не сравнить. Кроме того, повышается интерес учеников к материалу и вообще к информационным технологиям, особенно, когда их вызывают к доске. Моя цель – повысить учебную мотивацию учащихся путём использования на уроке интерактивной доски StarBoard.
Представляю разработку урока геометрии в 7 классе по теме «Окружность» с Презентацией.

Урок по теме «Окружность»

Цель урока: cистематизация знаний по теме “Окружность” с помощью устных и письменных заданий.

Задачи:

  • Образовательная – повторение и закрепление определения и основных элементов окружности.
  • Развивающая – развитие навыка точности и аккуратности при выполнении чертежей. развитие навыков самоконтроля и умения анализировать ошибки; формирование логического мышления.
  • Воспитательная – активизация интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков. Формирование интереса к предмету геометрия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Определение темы урока с помощью проблемных вопросов

Слайд 1.  Посмотрите на представленные фотографии и картинки и ответьте на вопросы: что объединяет все эти предметы? Какой из них исключим?

Математической моделью всех представленных предметов является окружность.
Как вы и догадались тема нашего урока «Окружность». Откройте тетради и запишите число и тему. Сегодня мы  вспомним и повторим определение окружности и всех ее элементов, рассмотрим практические задачи и узнаем много интересных фактов по построению  окружности.

Презентация к уроку Вопросы учителя


Слайд 2.

 

Окружность – удивительно гармоничная фигура, древние греки считали ее самой совершенной. В чем совершенство окружности?

Ребята, попытайтесь сформулировать определение окружности.

Совершенство окружности – в расположении всех ее точек на одинаковом расстоянии от одной точки.
Слайд 2. 

Проверь себя по учебнику

Окружность – геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.

Как называется данная точка?

Эта точка называется центром окружности. Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» – палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет ножка циркуля на листе бумаги.

Как называется отрезок ОМ?
Радиус (с латинского) переводится как спица колеса.
На что разделят две точки окружность?
(На две части)
Как называется часть окружности?
(Дугой)
Как следует различать эти дуги?
(На чертеже отметить еще одну точку между ними)

2. Устная работа. Задача по готовому чертежу на отыскание элементов окружности

Слайд 3.  

– Какие из отрезков, изображенных на рисунке являются радиусами, хордами или диаметрами окружности?
– Какая взаимосвязь между радиусом и диаметром окружности? Запишите с помощью формул.

3. Решение задачи с помощью текстовой заготовки из ТПО с последующей взаимопроверкой

Ребята, мы повторили определения. Сейчас, используя свои знания, ответим на вопросы №77 из ТПО. Один из учеников записывает ответы на интерактивной доске, где на слайде 4 сканированное изображение задачи с текстовой заготовкой.

Слайд 5. Проверка решения.

Проверка ответов идет после того, как ученики в паре обменялись тетрадями.
После взаимопроверки ученики выставляют отметку в тетрадь. За 4 правильных ответа – «5»; за 3 ответа – «4»; за два верных ответа – «3».

4. Решение задачи №144 (а) на доказательство  из учебника (Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7-9. М., «Просвещение», 2006). Построение чертежа с помощью геометрического планшета. Доказательство с планом (по выбору)

На интерактивной доске один ученик делает чертёж по условию задачи. Все остальные оформляют решение задачи в тетрадь.

Построение чертежа с помощью геометрического планшета Описание действий

Строим окружность произвольного радиуса с помощью инструмента «Циркуль»

Строим диаметры АВ и CD с помощью инструмента «Отрезок»

Проводим хорды АС и BD с помощью инструмента «Отрезок»

Для наглядности выделим красным цветом хорды АС и BD, синим цветом – диаметры АВ и CD.
Вопросы для доказательства №144(а) Ответы
  • Какие геометрические фигуры рассмотрим?
  • Сколько равных элементов достаточно найти?
  • Назовите эти элементы.
  • Сделайте вывод
  • Треугольники АОС и ВОD.
  • Три элемента.
  • Так как АВ и СD – диаметры, то СО = ОD и ВО = ОА как радиусы; углы ВОD и АОС равны, вертикальные.
  • Треугольники равны по 1 признаку

5. Построение окружности без циркуля. Демонстрация опытов учащимися

– Итак, для построения окружности на бумаге в разобранной задаче мы использовали специальный инструмент циркуль. Слово «циркус» в переводе с латинского означает «круг».
– Для построения окружности на интерактивной доске применили специальную программу «Геометрический планшет».
– А возможно ли построить окружность без циркуля? Вот несколько примеров, которые демонстрируют ученики.

Описание опыта Картинка
На местности

Чтобы провести окружность на местности, можно воспользоваться веревкой. Берем веревку и два колышка, которые привязываем к разным концам веревки заданной длины. Один колышек вставляем в землю, а другим натянутой веревкой чертим окружность.

Расческа вместо циркуля

Чтобы быстро начертить окружность того или иного диаметра, совсем не обязательно пользоваться циркулем. Его во многих случаях вполне заменит обыкновенная расческа с отверстием на одном конце. Воткнув через отверстие кнопку (или булавку) и вставив между соответствующими зубьями расчески остро заточенный карандаш, можете поворачивать расческу и чертить окружность.

Циркуль, который всегда под рукой

Начертить на полу окружность можно при помощи сменного ножовочного полотна. Для этого забейте гвоздь в центр будущей окружности и наденьте на эту ось полотно. Теперь установите в нужном месте между зубьями карандаш и вращайте приспособление вокруг гвоздя.

Окружность на бумаге в клеточку

Нужно запомнить лишь следующие цифры: три – один, один – один, один – три.
Окружность начните рисовать с одной из точек А. Вправо от точки двигайтесь на 3 клетки, потом вниз на одну – отметьте точку В. Затем вправо от В на одну клетку и вниз на одну клетку – отметьте точку С. От точки С вправо на одну клетку и вниз на три – точка Д. Линия АВСД готова – это четверть окружности. Таким же образом остается построить еще три четверти окружности.

6. Итоги урока

– Что нового вы сегодня узнали, чему научились?

7. Домашнее задание: творческая работа

– Придумайте и начертите на листе А4 орнамент с помощью циркуля и линейки.