Интерактивная доска (ИД) – это устройство, позволяющее учителю объединить два инструмента: экран для отображения информации и обычную доску. Сенсорный экран доски присоединен к компьютеру, с которого передает изображение на доску проектор. Достаточно прикоснуться специальным маркером к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Такие ручки-маркеры оснащены кнопками, которые дублируют левую и правую кнопки мыши.
С появлением интерактивного оборудования у
каждого учителя появляется прекрасная
возможность оживить и разнообразить свои уроки.
Работать с интерактивной доской StarBoard просто и
увлекательно. Разнообразие форм предъявления
информации делают её привлекательной и
доступной для усвоения учащимися, что в
сочетании с традиционными формами, методами и
средствами обучения позволяет значительно
повысить информативность и эффективность урока.
На уроках геометрии в 7 классе я применяю
презентации и «Геометрический планшет» для
построений на плоскости (Авторы – В.А. Булычев,
Л.А. Емельянов. Разработчик – ООО «ДОС»).
Используя презентацию средствами StarBoard, удобно делать различные пометки и заполнять решения задач, используя текстовые заготовки прямо на плоскости интерактивной доски.
Геометрический планшет предназначен для
построения интерактивных планиметрических
чертежей. Процедура создания чертежа во
многом напоминает классические построения с
помощью циркуля и линейки – только набор
инструментов здесь несколько шире. Все
построения производятся простейшими
манипуляциями мышью. Основным достоинством
полученных в планшете чертежей является их
интерактивность, готовность к взаимодействию с
пользователем.
Наглядность и представительность, которые
приобретает урок ни с чем не сравнить. Кроме того,
повышается интерес учеников к материалу и вообще
к информационным технологиям, особенно, когда их
вызывают к доске. Моя цель – повысить учебную
мотивацию учащихся путём использования на уроке
интерактивной доски StarBoard.
Представляю разработку урока геометрии в 7
классе по теме «Окружность» с Презентацией.
Урок по теме «Окружность»
Цель урока: cистематизация знаний по теме “Окружность” с помощью устных и письменных заданий.
Задачи:
- Образовательная – повторение и закрепление определения и основных элементов окружности.
- Развивающая – развитие навыка точности и аккуратности при выполнении чертежей. развитие навыков самоконтроля и умения анализировать ошибки; формирование логического мышления.
- Воспитательная – активизация интереса к приобретению новых знаний, умений и навыков. Формирование интереса к предмету геометрия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Определение темы урока с помощью проблемных вопросов
Слайд 1. Посмотрите на представленные фотографии и картинки и ответьте на вопросы: что объединяет все эти предметы? Какой из них исключим?
Математической моделью всех представленных
предметов является окружность.
Как вы и догадались тема нашего урока
«Окружность». Откройте тетради и запишите число
и тему. Сегодня мы вспомним и повторим
определение окружности и всех ее элементов,
рассмотрим практические задачи и узнаем много
интересных фактов по построению окружности.
Презентация к уроку | Вопросы учителя |
|
Окружность – удивительно гармоничная
фигура, древние греки считали ее самой
совершенной. В чем совершенство окружности? |
Совершенство окружности – в расположении всех ее точек на одинаковом расстоянии от одной точки. | |
Слайд 2. Проверь себя по учебнику Окружность – геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки. |
Как называется данная точка? Эта точка называется центром окружности. Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» – палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет ножка циркуля на листе бумаги. |
Как называется отрезок ОМ? Радиус (с латинского) переводится как спица колеса. |
|
На что разделят две точки окружность? (На две части) Как называется часть окружности? (Дугой) Как следует различать эти дуги? (На чертеже отметить еще одну точку между ними) |
2. Устная работа. Задача по готовому чертежу на отыскание элементов окружности
Слайд 3.
– Какие из отрезков, изображенных на рисунке
являются радиусами, хордами или диаметрами
окружности?
– Какая взаимосвязь между радиусом и диаметром
окружности? Запишите с помощью формул.
3. Решение задачи с помощью текстовой заготовки из ТПО с последующей взаимопроверкой
Ребята, мы повторили определения. Сейчас, используя свои знания, ответим на вопросы №77 из ТПО. Один из учеников записывает ответы на интерактивной доске, где на слайде 4 сканированное изображение задачи с текстовой заготовкой.
Слайд 5. Проверка решения.
Проверка ответов идет после того, как ученики в
паре обменялись тетрадями.
После взаимопроверки ученики выставляют отметку
в тетрадь. За 4 правильных ответа – «5»; за 3 ответа
– «4»; за два верных ответа – «3».
4. Решение задачи №144 (а) на доказательство из учебника (Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7-9. М., «Просвещение», 2006). Построение чертежа с помощью геометрического планшета. Доказательство с планом (по выбору)
На интерактивной доске один ученик делает чертёж по условию задачи. Все остальные оформляют решение задачи в тетрадь.
Построение чертежа с помощью геометрического планшета | Описание действий |
Строим окружность произвольного радиуса с помощью инструмента «Циркуль» | |
Строим диаметры АВ и CD с помощью инструмента «Отрезок» | |
Проводим хорды АС и BD с помощью инструмента «Отрезок» | |
Для наглядности выделим красным цветом хорды АС и BD, синим цветом – диаметры АВ и CD. | |
Вопросы для доказательства №144(а) | Ответы |
|
|
5. Построение окружности без циркуля. Демонстрация опытов учащимися
– Итак, для построения окружности на бумаге в
разобранной задаче мы использовали специальный
инструмент циркуль. Слово «циркус» в переводе с
латинского означает «круг».
– Для построения окружности на интерактивной
доске применили специальную программу
«Геометрический планшет».
– А возможно ли построить окружность без
циркуля? Вот несколько примеров, которые
демонстрируют ученики.
Описание опыта | Картинка |
На местности Чтобы провести окружность на местности, можно воспользоваться веревкой. Берем веревку и два колышка, которые привязываем к разным концам веревки заданной длины. Один колышек вставляем в землю, а другим натянутой веревкой чертим окружность. |
|
Расческа вместо циркуля Чтобы быстро начертить окружность того или иного диаметра, совсем не обязательно пользоваться циркулем. Его во многих случаях вполне заменит обыкновенная расческа с отверстием на одном конце. Воткнув через отверстие кнопку (или булавку) и вставив между соответствующими зубьями расчески остро заточенный карандаш, можете поворачивать расческу и чертить окружность. |
|
Циркуль, который всегда под рукой Начертить на полу окружность можно при помощи сменного ножовочного полотна. Для этого забейте гвоздь в центр будущей окружности и наденьте на эту ось полотно. Теперь установите в нужном месте между зубьями карандаш и вращайте приспособление вокруг гвоздя. |
|
Окружность на бумаге в клеточку Нужно
запомнить лишь следующие цифры: три – один, один
– один, один – три. |
6. Итоги урока
– Что нового вы сегодня узнали, чему научились?
7. Домашнее задание: творческая работа
– Придумайте и начертите на листе А4 орнамент с помощью циркуля и линейки.