Развитие у детей интереса к чтению

Разделы: Логопедия


Каждый учитель, приходя в класс, стремится сформировать у учащихся интерес к чтению и умение читать самостоятельно, но не всегда и не всем это удается. Основные причины неэффективности чтения состоят в том, что в школе нет детских книг, да и методика обучения чтению не нацелена на формирование у детей типа правильной читательской деятельности, т.е. умения видеть в книге конкретного собеседника, слышать обращенную к тебе речь, понимать ее, переживать и осваивать, чего без книги по понятным причинам и сделать нельзя. А если названные условия не соблюдаются, учащиеся, овладев грамотой и даже получив некоторые литературоведческие знания, читательской самостоятельности не овладевают, выбирать и читать книги для себя не хотят и не умеют и их надо переучивать. Переучивать же 10-летних учащихся намного сложнее, чем сразу учить правильно, так как обычно у таких ребят в обучении пропущен этап, на котором они одновременно с приобретением техники чтения должны были увидеть в книге собеседника, а значит, практически понять, зачем люди читают, и убедиться, что и им самим просто интересно, но очень нужно читать разные книги для себя. Обнаружены следующие недостатки качества чтения:

  • Общее недоразвитие речи, в частности нечеткое произношение звуков;
  • У половины класса послоговое чтение;
  • Прочитывание слов с ошибками (основной тип ошибок - правильное прочитывание начала слова, а конец читается с искажением);
  • Челночное чтение (чтение с возвратом);
  • Узкий читательский кругозор у учащихся всего класса.

Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора учащихся дали возможность проектировать эффективную систему работы по следующим направлениям.

В первую очередь:

  • повышение скорости и одновременно качества чтения;
  • развитие речи учащихся (синтаксический уровень);
  • расширение, углубление, упорядочение читательского кругозора.

Под оптимальным чтением принято подразумевать чтение, характеризующееся тремя аспектами: осмысленностью, выразительностью, беглостью.

Техника чтения, как и всякая техническая задача, второстепенна по отношению к общим задачам развития ребенка в обучении. Но, тем не менее, отрицать ее возможность в образовательном процессе было бы неправильно. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Младшеклассники находятся в том благодатном возрасте, когда можно добиваться оптимальной скорости.

Они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения. В среднем ежемесячный прирост техники чтения должен составлять не менее 8-10 слов в минуту. Есть ряд технологических приемов, научно подтвержденных, апробированных, которые помогают овладеть навыками беглого чтения. Вот некоторые из них:

  • ежедневные частые тренировки, важна не длительность, а частота;
  • самозамеры;
  • чтение перед сном.

Еще в далекие от нас времена говорили: "Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий".

Если скорость чтения достигла 50-60 слов в минуту и далее не растет, то не исключена возможность резонансного барьера. Его суть состоит в том, что ребенок читает в такт своим собственным колебаниям. Иногда эти колебания можно наблюдать как раскачивание туловища, но чаще они носят незримый, внутренний характер. Чтение в темпе собственных колебаний может стать устойчивой, труднопреодолимой привычкой, в этом случае надо систематически использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Хорошо помогает рецепт: "Три отрывка ежедневно, по три раза подряд". Выполняется это так: Ребенок читает выбранный текст в течение одной минуты, при этом определяется время чтения, например 54 слова в минуту. Далее следует внушить мысль, что если прочитать второй раз, результат будет лучше. Следует второе чтение этого же отрывка, опять определяется скорость, допустим до 58 слов в минуту. Теперь ребенка надо обязательно похвалить. И предложить прочесть в третий раз. И конечно, третий замер обнаруживает еще прибавку - скорость уже выросла до 61 слова в минуту. Если читать, таким образом, ежедневно по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит не менее 10-15 слов в минуту, т.е. резонансный барьер будет пройден. К тому же эти упражнения дают положительный эмоциональный заряд.

Кстати, о выборе текста для замеров скорости чтения. От правильности этого выбора зависит полученный вами результат. Он должен отвечать следующим требованиям:

  • быть незнакомым, но все слова должны быть хорошо знакомы;
  • числительных быть не должно;
  • прилагательных может быть от 8 до 12% (т.е. на 100 слов текста 8-10 прилагательных).

Короткие слова надо учитывать, написанные через дефис (ну-ка, из-за), считать, как два слова. Если в начале замера скорость мала, то надо дать ребенку "втянуться в чтение", и только после этого проводить замер.

Второй аспект, характеризующий оптимальное чтение - это выразительность. Иногда бывает, что ребенок с выразительной речью читает невыразительно. Это свидетельствует о том, что он либо плохо ориентируется в тексте, либо имеет артикуляционные затруднения. Чтобы их устранить, надо в первом случае использовать многократное чтение небольшого отрывка, во втором - читать в темпе скороговорки. После такой тренировки легко достигается не только выразительность, но и возрастает скорость чтения. Рассмотрим данные упражнения подробнее. После того как начало нового рассказа прочитано вами и осмысленно ребенком, вы предлагаете начать чтение и продолжать его в течение минуты. Ребенок отмечает карандашом, до какого места он дошел, затем следует повторное чтение этого отрывка и сравнивают результаты первого и второго прочтения. Естественно, во второй раз прочитано на несколько слов больше - это вызывает положительные эмоции. Ребенок увереннее ориентируется в тексте. На этом же кусочке текста выполняется упражнение для снятия артикуляционных трудностей чтения в темпе скороговорки в течение всего 20 секунд. При этом не ставится задача выразительного чтения, но контролируется четкость проговаривания окончаний слов. Похвалив ребенка, переходите к последнему, самому ответственному упражнению: снова нужно читать сначала чуть медленнее, но красиво, выразительно. Ребенок, прочитав знакомую часть текста до конца, переходит на незнакомую. Повышенная скорость чтения и выразительность, приобретенные при выполнении первых двух упражнений, сохраняются, но не надолго - на 1-2 строчки незнакомого текста. Однако при ежедневном выполнении этих упражнений длительность выразительного чтения с повышенной скоростью увеличивается. И, наконец, осмысленность чтения достигается применением традиционных упражнений: пересказ текста, ответы на вопросы и составление вопросов по тексту. Вспоминаются слова Василия Александровича Сухомлинского, великого педагога современности о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда.

Литература:

  1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. - М.: "ОСЬ-89", 1999г.
  2. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. - Воронеж, 2006г.
  3. Касьянова Е.А., Клягина Е.А. Формирование практических умений и навыков на уроках русого языка и чтения. - Волгоград: "Панорама", 2006г.
  4. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. Сборник упражнений. - М.: ТЦ "Сфера", 2005г.
  5. Городилова В. И., Кудрявцева М. З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. - СПБ.: Каро -Дельта, 2005г.

Приложение.