Цель. Развитие творческих способностей средствами театрального искусства и создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника.
Задачи
- Развивать:
- психофизические способности: мимику, пантомимику;
- психические процессы: восприятие, воображение, фантазию и мышление;
- речь: монолог и диалог;
- творческие способности: умение перевоплощаться, импровизировать, брать роль на себя.
- Учить изготавливать маски, куклы, декорации в
технике оригами:
- развивать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал;
- намечать последовательность операций;
- создавать модели, отображая их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей;
- сгибать лист бумаги, создавая объемную, трехмерную модель.
- Формировать умение, навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные геометрические фигуры, соблюдать технику безопасности.
- Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
- Программа рассчитана на один год обучения с детьми подготовительной группы.
- Время проведения кружковых занятий – один раз в неделю в 16.00-16.25 по вторникам.
Предполагаемый результат обучения:
- Умение самостоятельно инсценировать знакомое литературное произведение.
- Умение выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого и самостоятельно по схеме.
- Программа составлена согласно Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003г. № 28-02-484/16).
В основу программы положены следующие методические разработки:
- Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги»Москва «Просвещение» 1992.
- Власенко О.П. «Театр кукол и игрушек в детском саду»Волгоград «Учитель» 2008.
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»Москва «Просвещение» 1991.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду»Москва «Школьная Пресса» 2004.
- Соколова С. «Театр + оригами»Москва «Эксмо – Пресс» 2002.
Методы обучения:
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Практический.
- Наглядный.
- Игровой
Формы обучения:
- игры, загадки, беседы;
- практические упражнения для отработки необходимых навыков;
- драматизация произведений.
Рабочие материалы:
- ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, палитры для клея;
- цветная бумага, цветной картон, белый картон, белая бумага, ватман;
- сценарии литературных произведений.
- групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест, показ спектаклей в музыкальном зале.
Форма подведения итогов по окончании раздела: показ спектакля для детей своей группы, для малышей и для родителей.
Тематическое планирование работы над пьесами
Название пьесы | Время работы над пьесой |
Г. Ландау «Репка» | Октябрь – ноябрь |
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | Декабрь – январь |
В.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?» | Февраль – март |
О. Гуща «Знаменитый утенок Тим» | Апрель – май |
Календарно-тематическое планирование
Г. Ландау «Репка» пальчиковый театр
Октябрь
Неделя | Содержание работы | Цель |
Место проведения | Время | |
1 |
Чтение пьесы, распределение ролей. | Побуждать детей к активному общению и участию в театрализованных играх. | Группа | 16.00 | |
2 |
Изготовление кукол: репка, дед, бабка; заучивание ролей. | Научить детей складывать фигуры путем последовательного сгибания бумаги, с наименьшим использованием ножниц и клея. Заворожить детей возможностью бумаги менять форму. Развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность; | Группа | 16.00 | |
3 |
Изготовление кукол: внучка, Жучка, кошка; заучивание ролей. | Учить детей в сгибании бумаги пополам по диагонали, совмещая противоположные углы, в четком проглаживании сгибов с помощью пальцев руки. Учить интонационно и выразительно проговаривать заданную роль; | Группа | 16.00 | |
4 |
Изготовление кукол: мышка, домик; заучивание ролей. | Учить детей складывать из бумаги домик. Закрепить умение придумывать украшающие детали для домов, затем оформить поделку в цвете; учить детей доводить замысел до конца, добиваясь наиболее интересного решения. Продолжать учить интонационно и выразительно передавать характер персонажа сказки; | Группа | 16.00 |
Ноябрь
Неделя | Содержание работы |
Цель |
Место проведения |
Время |
1 |
Упражнение «Расскажи стихотворение»; репетиция спектакля. | Учить рассказывать стихотворение «Муха – Цокотуха» используя только мимику и жесты; поощрять творческую инициативу детей, желание взять роль на себя. | Группа | 16.00 |
2 |
Показ спектакля для детей своей группы. | Учить сочетать движения и речь, четко произносить слова. | Музыкальный зал | 16.00 |
3 |
Показ спектакля для детей младшей группы. | Воспитывать партнерство, уважительное отношение. | Музыкальный зал | 16.00 |
4 |
Показ спектакля для родителей. | Побуждать детей к активному участию в театрализованной постановке. | Музыкальный зал | 16.00 |
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» настольный театр
Декабрь
Неделя | Содержание работы |
Цель |
Место проведения |
Время |
1 |
Чтение пьесы, распределение ролей. | Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать навыки импровизации. | Группа | 16.00 |
2 |
Изготовление кукол: мама мышка, мышонок, утка; заучивание ролей. | Научить детей с удовольствием мастерить кукол Оригами, фантазировать и делать своими руками симпатичные дополнения так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение. Научить детей обращаться с бумагой, относиться к ней бережно. Работать над интонационной выразительностью речи. | Группа | 16.00 |
3 |
Изготовление кукол: жаба, лошадь, свинья; заучивание ролей. | Учить сочетать речь и движение кукол; продолжать учить детей загибать последовательно углы дважды по намеченным линиям к центральной линии. Учить анализировать готовую поделку. | Группа | 16.00 |
4 |
Изготовление кукол: курица, щука, кошка; заучивание ролей. | Побуждать детей к активному общению через игру; учить детей складывать фигуры курочки, щуки, кошки передавая характерные особенности: форму тела, головы, ног. Закрепить приемы сложения бумаги. Закреплять вырезать на глаз мелкие треугольники для украшения кукол. | Группа | 16.00 |
Январь
Неделя | Содержание работы |
Цель |
Место проведения |
Время |
1 |
Пантомима «Муха»; репетиция спектакля. | Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки; формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. | Группа | 16.00 |
2 |
Показ спектакля для детей своей группы. | Учить детей интонационно выразительно передавать эмоциональное состояние героев. | Музыкальный зал | 16.00 |
3 |
Показ спектакля для детей младшей группы. | Развивать интерес к театрализованному представлению, развивать выразительную речь детей. | Музыкальный зал | 16.00 |
4 |
Показ спектакля для родителей. | Развивать умение согласовывать свои действия с партнерами. | Музыкальный зал | 16.00 |
В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?»
настольный театр
Февраль
Неделя | Содержание работы |
Цель |
Место проведения |
Время |
1 |
Чтение пьесы, распределение ролей. | Привлекать детей к режиссерской работе. | Группа | 16.00 |
2 |
Изготовление кукол: щенок, петух, мышонок; заучивание ролей. | Вместе с детьми определить последовательность сложения бумаги. Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать воображение и эстетические чувства. Развивать навык импровизации. | Группа | 16.00 |
3 |
Изготовление кукол: лягушка, кошка; заучивание ролей. | В процессе складывания фигур, познакомить детей с новыми, еще незнакомыми геометрическими фигурами: трапецией и многоугольником. Во время работы добиваться выразительности фигуры, используя известные способы сгибания, развивать способности правильно оценивать свою работу и работу товарищей. Продолжать развивать диалогическую речь и ее интонационную выразительность. | Группа | 16.00 |
4 |
Изготовление кукол: пес, пчела, рыба; заучивание ролей. | В процессе складывания фигуры помочь ребенку находить вертикаль, диагональ, также загнуть углы квадрата к линии диагонали. Согнуть острый угол по линии сгиба, отогнуть вершину острого угла. Перегнуть заготовку пополам, поднять “шею” вверх. Поощрять стремление детей добиваться большей точности сгибания всех частей. Совершенствовать умение интонационно выразительно проговаривать свою роль. | Группа | 16.00 |
Март
Неделя | Содержание работы |
Цель |
Место проведения |
Время |
1 |
Изготовление декораций: конура, цветок, пруд с лилией; заучивание ролей. | Учить выполнять оригами в определенной последовательности; развивать мелкую моторику рук, воображение, усидчивость. Развивать навык импровизации. | Группа | 16.00 |
2 |
Показ спектакля для детей своей группы. | Формировать необходимый запас эмоций и впечатлений. | Музыкальный зал | 16.00 |
3 |
Показ спектакля для детей младшей группы. | Воспитывать в детях чувство
коллективизма, учить сочетать движение и речь . |
Музыкальный зал | 16.00 |
4 |
Показ спектакля для родителей. | Формировать навык бесконфликтного общения. | Музыкальный зал | 16.00 |
О. Гуща «Знаменитый утенок Тим» театр масок
Апрель
Неделя | Содержание работы |
Цель |
Место проведения |
Время |
1 |
Чтение пьесы, распределение ролей. | Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; | Группа | 16.00 |
2 |
Изготовление масок: утка, утенок, курица; заучивание ролей. | В процессе работы обратить внимание детей на использование разнообразных способов сложения бумаги, определить вместе с ними последовательность сложения бумаги. По окончании работы рассмотреть и отметить наиболее выразительные маски. Развивать мимику и пластические способности; | Группа | 16.00 |
3 |
Изготовление масок: котенок, кот, бычок; заучивание ролей. | Во время работы уточнить приемы и последовательность сложения фигуры. Закрепить умение вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать воображение. Поощрять творческую инициативу, желание взять на себя роль. | Группа | 16.00 |
4 |
Изготовление кукол: лиса, лягушка, кролик; заучивание ролей. | Формировать интерес к виду изобразительной деятельности – оригами. Учить складывать квадрат по диагонали и делать из полученной заготовки маски; учить “оживлять” игрушку, выполняя аппликацию (глаза, нос). Тренировать в аккуратном и последовательном выполнении работы по схеме. Учить использовать жесты как средство выразительности. | Группа | 16.00 |
Май
Неделя | Содержание работы |
Цель |
Место проведения |
Время |
1 |
Изготовление декораций; заучивание ролей. | Учить делать игрушку на основе
прямоугольника, складывать его пополам;
тренировать в аккуратном и последовательном
выполнении работы по схеме. Продолжать учить сочетать движение и речь. |
Группа | 16.00 |
2 |
Упражнение «Придумай танец»; репетиция спектакля. | Предложить детям придумать танец «котят», «лягушат», «обезьянок». | Группа | 16.00 |
3 |
Показ спектакля для детей своей группы. | Побуждать детей к импровизации посредством театрализованной игры. | Музыкальный зал | 16.00 |
4 |
Показ спектакля для детей младшей группы. | Поощрять творческую инициативу детей, побуждать их к активному общению через игру. | Музыкальный зал | 16.00 |