Формирование навыков безопасного поведения младших школьников на дороге

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование умения различать группы дорожных знаков и дорожные знаки.

Задачи:

  • Закреплять знания детей об изученных Правилах дорожного движения.
  • Формировать навыки толерантности: умение принимать аргументированную точку зрения других людей.
  • Развивать внимание, память, мышление, координацию движения.
  • Формировать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  • Формировать привычку осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах.
  • Воспитывать у детей чувство дисциплинированности

Оборудование: мультимедиа, магнитофон, дорожные знаки, "версты", сигнальные карточки "Светофор", конверты - красный, желтый, зеленый, маршрутные листы, клей-карандаш, шкатулка со сказочной мелодией.

Форма: игра-путешествие.

Ход урока

Организационный момент. (Слайд 1)

Звучит песня "В мире много сказок"

- Дорогие ребята, вы любите сказки? Почему?

- Предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну.

Актуализация знаний.

- Ее название вы узнаете, если отгадаете ребус. (Слайд 2)

- Да, отправимся в страну Дорожных знаков.

- А отправимся с вами вместе с :(Слайд 3)

- Кого видите на иллюстрации В.Васнецова?

- Да, это богатырь, а картина называется "Витязь на распутье".

- Как вы думаете, о чем задумался богатырь? Куда ему ехать.

- Послушайте, что "говорит" ему камень: " Налево пойдешь - сытому быть, направо пойдешь - коня потеряешь, а прямо пойдешь - испытания пройдешь и Гриню спасешь!"

- Вы знаете кто такой Гриня? (Слайд 4)

- Гриня - знаток Правил дорожного движения.

- Как вы думаете, куда отправится витязь? Прямо.

- А это значит, что он попадет в современную сказку.

- Не страшно богатырю биться с нечистым духом, но не знает он, что победить можно не только удалью.

- Чем можно одолеть зло? Знаниями, мудростью и смекалкой.

Определение темы.

- Чем в современном мире заменили придорожный камень?

- Молодцы! Дорожный камень - это первый дорожный знак.

Из истории дорожных знаков. Рассказ учителя.

Первые дорожные знаки на Руси возникли давным-давно, при царе Алексее Михайловиче (1629 - 1676).( Слайд 5) Он построил себе дворец недалеко от Москвы, в селе Коломенском, куда часто приезжал на отдых и охоту. И вот между Москвой и Коломенским он велел поставить через каждую версту (1,07 км) высокие нарядные столбы. ( Слайд 6) Любому прохожему и проезжему они видны были издалека. Добрую службу служили они путникам: в ночное время, в метель помогали находить дорогу. И по сей день стоят на дорогах их потомки, только теперь их зовут километровыми указателями. А память о тех первых столбах сохранилась в поговорке "вымахал с коломенскую версту" - о людях высокого роста и в песнях о тройке, которая мчится "по дороге столбовой" (Слайд 7)

За прошедшие века дорожные знаки-указатели сильно изменились и стали очень разнообразными. Для удобства во всех странах мира используют одинаковые знаки, чтобы любой водитель или пешеход, откуда бы он ни приехал, мог свободно в них ориентироваться.

Если сравнить Правила дорожного движения с книгой, то дорожные знаки - это буквы, по которым эту "дорожную книгу" читают в любой стране мира.

- Для чего нужны дорожные знаки?

- Дорожные знаки помогают организовывать движение машин и людей, помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах. Вот почему надо знать эту азбуку улиц и дорог, как водителям, так и пешеходам.

- Отправимся же на помощь Грине по дорожке столбовой.

Целеполагание.

- Что мы должны знать, чтобы суметь помочь богатырю? Группы знаков, название знаков.

- Это и будет целью нашего путешествия.

Объяснение правил игры.

- В путь отправимся мы командами. Вам необходимо выбрать капитана.

- Чтобы успешно пройти испытания, вспомним, как надо себя вести в группе? Высказывания детей

- Я могу добавить. (Слайд 8)

Начинать выполнять задания и заканчивать вы будете по сигналу музыкальной шкатулки. Если будете готовы отвечать, то капитан показывает зеленый сигнал "светофора" и назначает того, кто будет отвечать. За успешно пройденное испытание вы будете получать жетоны - "версты". Максимальное количество "верст" - 3 за полный правильный ответ, за каждую ошибку - на 1 "версту" меньше. В конце путешествия мы подсчитаем количество "пройденных" верст. Команда-победительница встретит Гриню.

Ход игры

- Каждая команда отправиться на своем транспорте.

- На чем ездил Емеля? (На печи) Вы будете двигаться, изображая "езду" на печи.

- Кто унес братца Иванушку от сестрицы Аленушки? (Гуси - лебеди) А вы будете двигаться, изображая полет лебедей.

- Кто был лучшим другом Ивана в сказке П. Ершова? (Конек-горбунок) Вы при движении будете имитировать езду на коне.

- Итак, путешествие начинается,
И в путь мы сейчас отправляемся.

- Каждая команда, изображая свой транспорт, движется под музыку. Я поочередно показываю сигналы транспортного светофора. Если я показываю зеленый сигнал, вы двигаетесь, друг за другом, если желтый - вы на месте продолжаете движение, если красный - то замираете.

Звучит музыка. Физминутка "Светофор".

Заколдованные знаки (Слайд 9)

- Внимание! На пути заколдованные дорожные знаки. Вы должны отгадать загадку, угадав о каком знаке, говорится, найти этот знак среди других и вернуть ему "имя" - название. Оформление знаков на доске.

- Загадки загадываются по очереди, но совещаются все команды, и смогут заработать "версты", дав правильный ответ.

Вот так знак! Глазам не верю:
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью паровое отопленье?!
Может быть, зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно?
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой?
Оказалось, этот знак
Говорит шоферу так:
- Здесь шлагбаум - переезд.
Подожди - пройдет экспресс. (Ж/д. преезд со шлагбаумом)

Сигнал начала и завершения обсуждения на музыкальной шкатулке. От команды выходит к доске один из воспитанников, находит знак и дает ему правильное название. За ответ получает "версты".

Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено. (Пешеходное движение запрещено)

Сигнал начала и завершения обсуждения. За ответ представитель команды получает "версты".

В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то, сидя, кто-то стоя:
Что за место здесь такое? (Место остановки)

Сигнал начала и завершения обсуждения. За ответ вручаются "версты".

- Молодцы! Все знаки расколдовали!

Мы запомним каждый знак,
Нам без них нельзя никак,
И без знаков нам в пути
Не проехать, не пройти.

- Впервые богатырь увидел столько знаков и поразился. ( Слайд 10)

- Сколько знаков!!! Почему же они все разные? - думает он.

- Ответьте ему, пожалуйста.

- Дорожные знаки разные, потому что принадлежат к разным группам.

Группы знаков (Слайд 11)

Вы, ребята, помогите,
И о группах расскажите.

- По сигналу вы возьмете в красном конверте табличку с названием группы дорожных знаков. Расскажите витязю про эту группу знаков - укажите форму, цвет и прикрепите табличку над знаком на доске. Капитаны выберут желающих отвечать и поднимут сигнал готовности.

Сигнал начала выполнения задания.

1 группа рассказывает про предупреждающие знаки.

2 группа - про запрещающие знаки.

3 группа - про знаки особых предписаний.

Сигнал окончания задания. Представители каждой команды дают ответ и получают "версты".

- Предупреждающие знаки имеют форму треугольника белого цвета с красной каймой. Они предупреждают участников дорожного движения о возможной опасности и необходимости повышения внимания.

- Запрещающие знаки имеют форму круга белого или голубого цвета с красной каймой. Вводят или отменяют определенные ограничения движения.

- Знаки особых предписаний имеют форму прямоугольника. Они информируют об остановках общественного транспорта, пешеходных переходах, жилой зоне, пешеходной зоне. (Слайд 12)

- Молодцы! Справились с заданием!

- В новых Правилах дорожного движения всего 8 групп дорожных знаков, но мы с вами пока выучили только некоторые из них - предупреждающие, запрещающие и знаки особых предписаний.

Звонок по телефону.

-Извините.

-Здравствуй, Гриня! Да, да спешим к тебе на помощь уже прошли три испытания. Жди нас: Связь прервалась.

- Мы путь продолжаем:

А что впереди?

Встреча с героями чудной страны.

"Восстановите знак" (Слайд 13)

- Испортила знаки нечистая сила, разрезала их на части. По сигналу вы возьмете желтый конверт, восстановите знак и дадите название ему, определите, к какой группе он относится. Когда соберете знак, капитан покажет сигнал готовности и назначит того, кто расскажет об этом знаке витязю.

Сигнал начала и завершения обсуждения. Представитель команды дает ответ и получает "версты".

"Пешеходный переход" - предупреждающий знак

"Пешеходный переход" - знак особых предписаний

"Дети" - предупреждающий знак

(Слайд 14)

- Витязь спрашивает: "Что общего в изображениях знаков? Что различного?"

- Общее: изображен человечек. Различное то, что - одни знаки предназначены для водителей, другие - для пешеходов.

- Какой знак указывает на место перехода проезжей части? "Пешеходный переход" - знак особых предписаний.

Мы следуем дальше, дорога трудна,

Без отдыха нам невозможна она. Физминутка.

- Я показываю на знак, если он разрешает переход проезжей части, вы идете на месте, если не разрешает - вы стоите.

Используются собранные ребятами знаки. Музыка.

- Вот мы и подошли к городу! Давайте посмотрим, что происходит на его дорогах.

Мультролик.

- Объясните, в чем неправ Карабас? Надо уступать дорогу пешеходам на пешеходном переходе.

- Какой девиз можно предложить всем участникам дорожного движения? Надо быть взаимовежливыми.

- Не заметили ли вы странное на пешеходном переходе? Стоит знак предупреждающий, а не знак особых предписаний. Разметка разрешает переход, а знак - нет, потому что он предназначен водителям.

- Вот почему в городе неразбериха! Испытания не закончились. Перепутаны все знаки. А жители города без Грини не знают, как правильно расставить их. А мы-то с вами знаем.

(Слайд 15) - Помогите богатырю без ДТП добраться до Грини. По сигналу вы возьмете зеленый конверт, на маршрутные листы приклеите пропущенные дорожные знаки.

Сигнал начала и завершения обсуждения.

- Проверим правильность по образцу. (Слайд 16)

Каждая команда проверяет задание по образцу. За выполнение выдаются "версты".

- Теперь витязь смело может проехать по дорогам города и спасти Гриню.

- А пока ждем встречи с нашим героем, предлагаю совершить поездку на автобусе по дорогам сказочного города. Капитан каждой команды назначает по одному представителю для участия.

Физминутка "Паровозик". Первый участник - будет водителем, второй и третий - пассажирами. Задача водителя "провезти пассажиров" по маршруту без аварий и вернуться на место. НО.:Сначала водитель с открытыми глазами "везет" пассажиров, а они "едут" за ним с закрытыми глазами. Музыка.

- Теперь "водитель" закрывает глаза, а "пассажиры едут" с открытыми.

-Что вы почувствовали, когда играли с закрытыми глазами? Появляется чувство боязни, что можешь с кем-нибудь столкнуться.

- Что почувствовали, когда играли с открытыми глазами? Чувствовали себя уверенно, не было страшно.

ВЫВОД. Человек с открытыми глазами более защищен: он видит опасность, но в то же время ощущает свою ответственность за происшествия. Человек, не знающий Правил дорожного движения подобен слепому на шумных улицах города. Такой человек находится в постоянной опасности и чувствует себя незащищенным.

- Подсчитаем, сколько "верст" прошла каждая команда и кому достается право встретить Гриню.

Музыка. Входит капитан победившей команды с Гриней.

- Здравствуй, Гриня! Мы рады встрече с тобой. А где же богатырь? Он отправился на помощь другим.

- А мы будем рады, если ты останешься с нами, и будешь помогать ребятам изучать Правила дорожного движения.

- Ребята, кто знает, какой девиз предлагает Гриня всем участникам дорожного движения? (Слайд 17)

Движение с уважением

- Я надеюсь, что вы всегда его будете выполнять.

Рефлексия.

- Расскажите Грине, что сегодня вы узнали? Чему научились?

- Прием "Опорные слова и фразы для высказываний" (Слайд 18)

Выберите начало любого предложения и продолжите :

- Гриня - герой виртуальный. С ним можно пообщаться на сайте www.grinia.ru

- Закончим наше путешествие дружной песней. Я пропою куплет, а вот припев споем все вместе - на экране слова.

Песня на мотив "Зажигай" (Слайд 19)

Изучай!
Если ты еще не знаешь правил ПДД,
То идти наверно, страшно близ дороги тебе.
Ты открой, возьми учебник, иль кого-то спроси.
Провести через дорогу ты друзей попроси.
Это не забава. Это не игра,
Это просто надо и тебе пора:

Припев:
Изучай правила движенья!
Выполняй их без возраженья!
И тогда будешь невредимым.
ПДД - сделано в России.

- Мы с Гриней благодарим вас за хорошую работу! (Слайд 20)

Музыка. Награждение всех участников.

Список литературы:

  1. Амелина В.Е. Справочник классного руководителя. - М: Глобус, 2006. - 300 с.
  2. Бабина Р.П. Учебно-методический комплект. - М: Мнемозина, 2004.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989. - 220с.
  4. Газета "Добрая Дорога Детства". - М: Стоп-газета - безопасность на дороге, 2008.
  5. Гончарова Л.М. Правила дорожного движения для начальной школы. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с.
  6. Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. Начальная школа. - М: 5 за знания, 2008. - 346с.
  7. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 160с.
  8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. - М: Вако, 2008. - 191с.
  9. Лавлинскова Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения. - Волгоград: Учитель, 2007. - 237с.
  10. Минич О.А., Хаткевич О.А., Ковров С.М. Островок безопасности. - Минск: Красико-Принт, 2004. - 128с.
  11. Обучение правилам дорожного движения/ Под ред. П.В. Ижевского. Учебно-методический комплект. - М: Просвещение, 2007.
  12. Персидская И. В., Фонова Г.А., Лободина Н.В. Шепелева Т.В., Монастырская Т.В. Классные часы в 1-4 классах. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204с.
  13. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М: Атберг, 2007. - 64с.
  14. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. - СПб: Издательский дом "Мим", 1998. - 224с.
  15. Степанов В.П. Юные инспектора движения. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 123с.

Презентация.