1. Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества "хорошая школа"?
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с детьми в системе дополнительного образования.
Однако необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, "что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг". Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с учащимися, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: "Способности - объяснение вашего успеха".
2. Цель программы: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
3. Задачи:
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
- Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Организация системы исследовательской работы учащихся.
4. Ожидаемые результаты
Для учащихся:
- Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения.
- Создание благоприятных условий для саморазвития и самосовершенствования, самовоспитания и самообразования.
- Признание конвенциональных прав ребёнка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольность участия и др.
- Формирование Я-концепции (Я -могу, Я-способен, Я-значу, Я-нужен).
- Пополнение портфолио ученика.
Для учителей:
- Знакомство с курсом "Самосовершенствование личности"(ССЛ)
- Пополнение портфолио учителя достижениями учащихся.
- Тесное сотрудничество (со-творчество, со-управление) учителей начальных классов Алданского района.
- Проведение не только предметных олимпиад, но и миксов, объединяющих задания по различным предметам, для учащихся 1-4 классов.
- Создание сборника олимпиадных заданий для элективного курса.
Для родителей:
- Стимулирование активности и самостоятельности учащихся при выполнении заданий, при работе с литературой.
- Открытость внешней экспертизы знаний своего ребёнка.
- Участие в работе независимой экспертной комиссии.
- Повышение уровня мотивации на продвижение детей.
- Расширение возможности для получения дополнительного образования.
Для образовательного учреждения района:
- Расширение образовательного пространства.
- Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах школьного и муниципального уровней.
- Достижения обучающихся ОУ на муниципальном уровне в рамках СФОТ.
Для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия):
- Расширение образовательного пространства через сетевое обслуживание.
- Взаимодействие с образовательными учреждениями республики.
5. Этапы:
2007-2008 учебный год - проектировочный
Цель:
- Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
- Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
- Разработка Программы реализации сетевого проекта "Золотинка"
- Разработка структуры управления проектом, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.
2008-2009 учебный год - экспериментальный (на уровне района)
Содержание проекта на 2009 учебный год
План мероприятий | Реализация проекта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ноябрь - декабрь Разработка проекта |
Авторами проекта являются: Фефилова Н.А., Паламарчук В.Н. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь Презентация проекта. Подготовка к проведению 1 - 2 туров |
На базе УО состоялась презентация
проекта, на которой присутствовали
представители десяти учебных заведений.
Поддержали проект 11 учреждений: СОШ №1, 2, 4, 5, 6, 8, 9,
36, ТСШИ, "Гимназия г. Алдан", "Гимназия п. Нижний
Куранах". Создана МИГ (малая инициативная группа) из учителей "Гимназии п. Нижний Куранах", которая разработала олимпиадные задания для 1 - 2 туров.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Январь - февраль Проведение 1 тура Проведение 2 тура |
Олимпиады в собственной школе - это
первая ступень к дальнейшему участию в
конкурсах, интеллектуальных марафонах и
олимпиадах более высокого уровня. Каждой школе электронной почтой были отправлены задания 1 тура и сертификаты учащихся. Проблема с доставкой заданий через Интернет. Олимпиады 1 тура состоялись, в них приняли участие около 100% учащихся. Ответственными за проведение 1 тура были классные руководители. Проблемы с доставкой заданий остались. Ответственными за проведение 2 тура были коллеги из других классов. По положению проекта принять участие должны были 100% учащихся, но их было около 70%. Фактор массовости, очень важный при широком понимании олимпиадного движения, должен занимать главное место при реализации проекта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 тур | Был организован на базе гимназии п.
Нижний Куранах по графику
200 ЧЕЛОВЕК Руководителями проекта была организована выездная олимпиада в п. Алексеевск, школа №36
53 человека |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В результате в 3 туре приняли участие 253 учащихся, из них 78 - победителей, руководителями которых являлись 40 учителей начальных классов. |
2009-2010 учебный год - экспериментальный (на уровне республики)
Цель:
- апробация Программы реализации сетевого проекта "Золотинка"
Задачи:
- Диагностика склонностей учащихся.
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
- Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
- Повышение квалификации педагогов.
2010-2013 учебные годы - переход в режим функционирования
Цель:
- Переход системы работы с учащимися начальных классов в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы.
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
- Обобщение результатов работы образовательных учреждений.
6. Кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и
руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. |
Директор МОУ. |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. |
Заместитель директора по начальным
классам. Руководители проекта. |
Педагоги ОУ | Осуществление программы в системе
внеклассной работы Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся |
Классные руководители, Педагоги-организаторы. Учителя Педагоги дополнительного образования. |
Специалисты, сотрудничающие с ОУ | Организация профессиональной помощи
педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика Участие в мероприятиях ОУ и района. |
Методист МУОО, Преподаватели учебных заведений дополнительного образования. |
7. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | Нормативно-правовое обеспечение: Положение о проведении первого тура олимпиады "Золотинка". Положение о проведении второго тура олимпиады "Золотинка". Положение о проведении третьего тура олимпиады "Золотинка". 2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, тексты олимпиад, рейтинговая оценка, маршрутные листы участников). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического
объединения по проблеме реализации программы. 2. Повышение квалификации педагогов. 3. Разработка программ и индивидуальных проектов развития учащихся. 4. Изучение и обобщение результатов реализации олимпиады. |
8. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма | Задачи |
Факультатив, элективные курсы, индивидуальные часы на базе ОУ. | Учет индивидуальных возможностей
учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. |
Предметная неделя (первый, второй туры проведения олимпиады на базе ОУ). | Представление широкого спектра форм
внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. |
Интеллектуально-творческий марафон "Элита" на базе МОУ АР "Гимназия п. Нижний Куранах". | Привлечение учащихся к
исследовательской, творческой и проектной
деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. |
Кружки, студии, объединения | Развитие творческих способностей
учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. |
10. План реализации программы
Этап | Мероприятия программы |
2007-2008 учебный год - проектировочный | Изучение нормативно-правовой базы,
подзаконных актов Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с учащимися начальных классов. Участие в гимназических, районных и российских предметных олимпиадах. Организация деятельности "МИГ" (малая инициативная группа) Участие в НПК "Шаг в будущее", "Портфолио" Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. |
2008-2009 учебный год - экспериментальный
(на уровне района) 2009-2010 учебный год - экспериментальный (на уровне республики) |
Задачи Апробация проекта "Золотинка". Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников. Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов. Повышение квалификации педагогов. Диагностика склонностей учащихся. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. |
2010-2013 учебные годы - переход в режим функционирования | Анализ итогов реализации программы. Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе. Коррекция затруднений педагогов в реализации программы. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций. Анализ итогов реализации программы. |
Литература
1.Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания..- Волгоград, 2007г.
2. Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания по русскому языку.- Волгоград, 2007г.
2.Селевко. Г.К. Рыбинская современная гимназия №8 им. Л.М. Марасановой: Опыт построения технологии саморазвития личности - Москва, 2004 г.