Проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов одна из самых актуальных на сегодняшний день в общеобразовательной школе, так как эти два процесса из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения детьми знаний. (Презентация. Слайд 1, 2)
Работая в школе, мне часто приходится сталкиваться с проблемой большого количества дисграфических ошибок у учащихся 1-4 классов.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ № 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
(Презентация. Слайд 3)
I. Особенности письменной и устной речи, и их развитие
Письменная и устная речь – это две формы
речевой функции. Они являются основным
средством общения в человеческом обществе,
однако письменная речь является более поздней по
времени возникновения формой существования
языка.
При переходе от устной речи к письменной,
звуковое оформление языка сменяется
графическим. В связи с этим сменяются и
усложняются и сами механизмы речи. (Презентация.
Слайд 4)
Процесс письма обеспечивается согласованной
работой четырёх анализаторов:
речедвигательного, речеслухового,
речезрительного ( деятельность которого
выражается в анализе и синтезе зрительных
впечатлений от воспринимаемого текста при
помощи особо организованных для этого движений
глаз) и двигательного анализатора (тонкие
движения пишущей руки). (Презентация.
Слайд 5)
Одним из основных отличий письменной речи от
устной являются дополнительные средства
выражения значений языка. Понимание устной речи
облегчается выразительностью речи, жестами,
мимикой, а также общей ситуацией, в которой
реализуется речь. В процессе письменной речи всё
это заменяется употреблением знаков препинания,
красной стороки, заглавной буквы, различным
написанием одинаково звучащих, но разных по
смыслу слов, подчёркиванием, выделением другим
шрифтом, а также сопровождающими текст
рисунками, таблицами и т.д.
Устная речь формируется первой, а письменная
является надстройкой над уже созревшей устной
речью. Устная речь развивается в процессе
практического общения ребёнка со взрослым ,
главным образом на основе подражания речи
окружающих, в то время как овладение
письменной речью требует обучения,
последовательного осознания всего процесса
письма.
Собственно письмо включает в себя ряд специфических операций: (Презентация. Слайд 6)
- Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
- Первым, и основным, условием письма является определение последовательности и количества звуков в слове.
- Вторым условием является уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в чёткие обобщённые речевые звуки-фонемы. В начале эти процессы протекают спонтанно, но в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции.
- Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения их элементов.
- «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи слова ( графемы переводятся в кинемы).
II. Причины возникновения нарушений письма у детей
(Презентация. Слайд 7)
Нарушение письма (и чтения) является самой
распространённой речевой патологией у младших
школьников.
Этиология.
- Патогенные факторы, которые воздействуют на пренатальный, натальный и постнатальный периоды.
- Наследственные факторы, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма (задержка развития речи, нарушение латерализации).
- Органические причины: повреждения корковых зон головного мозга, учавствующих в процессах чтения и письма; запаздывание созревания этих систем головного мохга, нарушения их функционирования.
- Функциональные повреждения: внутренние (например, длительные соматические заболевания) и внешние (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье ).
Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии, травмы головного мозга, детские инфекционные заболевания). Кроме того есть факторы, задерживающие формирование психических функций, которые участвуют в процессе письма (и чтения).
Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, учавствующих в процессах письма.
(Презентация. Слайд 8)
1. Симптоматика дисграфии:
Речевые симптомы:
- ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв)
- ошибки на уровне слова (искажение звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации букв и слогов);
- ошибки на уровне предложения (слитное или раздельное написание слов, аграмматизмы на письме).
Неречевые симптомы:
- неврологические нарушения;
- нарушение познавательной деятельности;
- нарушение восприятия;
- нарушение памяти;
- нарушение внимания;
- нарушение моторики;
- нарушение зрительно-пространственных ориентировок;
- психические нарушения. И т.д.
2. Механизмы дисграфии: (Презентация. Слайд 9)
- Фонетические дефекты речи;
- Недостаточность слуховых дифференцировок;
- Нарушение языкового анализа и синтеза;
- Недоразвитие грамматического строя речи;
- Несформированность зрительно-пространственных функций и буквенного гнозиса.
Так же все эти нарушения письма встречаются у детей с сохранным интелектом и часто сочетаются с недостаточностью таких ВПФ как память, внимание, переключаемость с одного вида деятельности на другой, зрительный гнозис и др. (А.Н. Корнев).
3. Классификация дисграфии. (Презентация.
Слайд 9)
Наиболее распространённой является
классификация дисграфии, в основе которой лежит
несформированность отдельных операций процесса
письма (разработана сотрудниками кафедры
логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена).
- Артикуляционно-акустическая дисграфия (М.Е.Хватцев) – это дисграфия на
почве расстройств устной речи, или
«косноязычие в письме». (Презентация.
Слайд 10)
Механизмом является неправильное
произношение звуков речи, которое отражается на
письме: ребёнок пишет слова так, как он их
произносит. По мнению Р.Е.Левиной, Г.А.Каше, Л.Ф.
Спировой и др. недостатки звукопроизношения
отражаются на письме только в том случае, когда
они сопровождаются нарушением слуховой
дифференциации, несформированностью
фонематических представлений.
Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв,
которые соответствуют смешениям; заменах или
отсутствию звуков в устной речи. Иногда
сохраняется и после того, как устранены
нарушения в устной речи. Причина в том, что нет
достаточной опоры на правильную артикуляцию.
Коррекционная работа при
артикуляционно-акустической дисграфии:
коррекция звукопроизношения, развитие
фонетического слуха и фонематического
восприятия.
(Презентация. Слайд 11)
- Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия. (Презентация. Слайд 12)
Механизмом является неточность слуховой
дифференциации звуков, кинестетического
анализа, операции выбора фонемы.
Проявляется в заменах букв, обозначающих
фонетически близкие звуки, в нарушениях
обозначения мягкости согласных на письме.
Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные,
свистящие и шипящие, звонкие и глухие,
африкаты и их компоненты (ч-т’ «черчит,
утитель» ,ч-щ «хичный, чепки», ц-т «цвецёт, пцицы»,
ц-т’ «тьветёт, типлёнок», ц-с «куриса, рельцы», с-ш
«гнёздыско, шушим», з-ж «привежли, излозение», б-п
«бодарил, пельё», д-т «тавно, ситит», г-к
«клавный, собага» и т.д …) + лабиализованные
гласные О-У «звенит рочей; дедошка», Ё-Ю « клёква;
перелютные птицы».
(В некоторых случаях у детей с этой формой
дисграфии наблюдаются неточности
кинестетических образов звуков, которые
препятствуют выбору фонемы и соотнесению её с
буквой)
Коррекционная работа: развитие фонетического
слуха и фонематического восприятия. (Презентация.
Слайд 13)
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
(Презентация. Слайд 14)
Механизмом является нарушение различных форм
языкового анализа и синтеза. При данном
нарушении ребенок затрудняется в сплошном
потоке устной речи выделить какие-то отдельные
слова и затем разделить эти слова на слоги и
звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря
уже о фразах, становится невозможной.
Проявляется в искажениях структуры слова и
предложения.
На уровне слова:
– пропуски согласных при их стечении (стрела –
«трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»);
– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака –
«сбака»);
– вставка лишних букв (стол – «стлол»);
– перестановки букв (тропа – «прота», ковром –
«корвом», двор – «довр»)
– добавление букв (весна – «весная», тоскали –
«тосакали»)
– пропуски, добавления, перестановки слогов
(бегемот – «гебемот», голова – «говола».
На уровне предложения:
– слитное написание слов, особенно предлогов с
другими словами (Были чудные дни. – «быличудные
дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии
сасны»).
– раздельное написание слов (приставок, корня) –
Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут
парходы.»
– запись целого предложения в виде одного (к тому
же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли
на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
Коррекционная работа:
– развитие языкового анализа и синтеза,
– развитие слогового анализа и синтеза,
– развитие фонематического анализа и синтеза. (Презентация. Слайд № 15)
- Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме.
(Презентация. Слайд № 16)
Механизмом является несформированность
лексико-грамматического строя речи:
морфологических и синтаксических обобщений (Р.И.
Лалаева, С.Б. Яковлева и др.).
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с
3-го класса, когда школьник, уже овладевший
грамотой, "вплотную" приступает к изучению
грамматических правил. И здесь, вдруг,
обнаруживается, что он никак не может овладеть
правилами изменения слов по падежам, числам,
родам. Это выражается в неправильном написании
окончаний слов, в неумении согласовать слова
между собой.
Проявляется: на уровне слова, словасочетания,
предложения и текста.
На уровне слова.
- Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов и суффиксов (напала – «попала», ежата – «ежонки», рука – «рукища»);
- Изменение падежных окончаний («много деревов»);
- Нарушение предложных конструкций (над столом – «на столом»)
- Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»);
На уровне словосочетения и предложения.
- Нарушение согласования (сущ. + прил., сущ. + числ., – «белая облака», «весёлые день», «красивое сумка», «пять собаки», семь бабочков» и.т.д.);
- Нарушение согласования слов в предложении (Дети учатся в школе. – «Дети учится школе». Грибы растут под ёлками. – «Грибы растут под ёлки».).
Коррекционная работа: развитие лексико-грамматического строя речи. (Презентация. Слайд 17)
- Оптическая дисграфия. (Презентация. Слайд 18)
Механизмом является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется:
– в искажённом воспроизведении букв на письме
(неправильное воспроизведение
пространственного соотношениябуквенных
элементов, зеркальное написание букв,
недописывание элементов, лишние элементы);
– в заменах и смешениях графически сходных букв.
(По одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из
сходных элементов, но различно расположенных в
пространстве В-Д, Э-С).
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную.
Литеральная – трудности воспроизведения
изолированных букв.
Вербальная – воспроизведение
изолированных букв сохранено, но при написании
слов отмечаются искажения букв, замены и
смешения графически сходных букв.
Коррекционная работа: развитие зрительно-пространственных функций:
- зрительного гнозиса,
- зрительного мнезиса,
- зрительного анализа и синтеза,
- пространственных представлений. (Презентация. Слайд 19)
Список использованной литературы:
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г.
- Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
- Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение, 1973 г.
- «Речевое развитие младших школьников» Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г.
- Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос, 1995 г.