Внедрение инновационных технологий в учебный процесс

Разделы: Общепедагогические технологии


Мои ученики – учащиеся начальной школы. Кто-то из них отлично и с интересом учится, проявляет творчество и самостоятельность, а кто-то беспокоит отсутствием качеств, необходимых для дальнейшего образования и самообразования. Главной целью начального образования являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физическое и психическое развитие, формирование умения учиться. Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его желание учиться, развивать умение самостоятельно и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного изучения учебных предметов в основной школе? В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе у младшего школьника должны быть сформированы основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Всегда ли это достигается при использовании только традиционных методов обучения? К сожалению, далеко не всегда. Именно поэтому в своей деятельности я применяю различные приемы новых технологий. К одной из таких относится технология критического мышления. Эта метакогнитивная технология формирует культуру мышления, его самостоятельность. Важным качеством данной технологии является её рефлексивность, так как она основана на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д. Приёмы этой технологии являются мониторингом мышления и деятельности учащихся на уроке, предназначенном для выяснения того, что надо делать и во что надо верить.

Например, при изучении членов предложения по русскому языку, после знакомства с главными членами предложения, использую таблицу Донны Огл.
В графу «знаю» с помощью учащихся заносим всё, что знаем по этой теме:

– предложение состоит из слов;
– слова связаны по смыслу;
– подлежащее;
– сказуемое.

В графу «хочу узнать» заносим, что хотели бы узнать учащиеся:

– как называются остальные слова, которые не являются главными членами предложения;
– чем они отличаются;
– как называются;
– на какие вопросы отвечают.

При изучении темы «Второстепенные члены предложения» графа «узнал» заполняется каждым учащимся самостоятельно, а на обобщающем уроке работа проходит, опираясь на эту таблицу. Некоторые учащиеся с более высокой мотивацией самостоятельно, работая по учебнику или справочной литературе, заполняют таблицу. Большая часть – на уроке во время изучения материала. Некоторые учащиеся заполняют таблицу до конца уже в ходе обобщающего урока.

Этот приём графической организации материала помогает собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, их систематизировать.

На уроке окружающего мира при изучении темы «Животный мир. Позвоночные животные» использую приём «Сводная таблица». Он позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Линии сравнения формулируют сами ученики. Они абсолютно все выносятся на доску, а потом из них выбираются наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать. Таким образом, избегается избыточность. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы в любой форме: понятия, ключевые слова, рисунки, вопросы, восклицания, цитаты и т.д. Презентация таблицы – последний этап, позволяющий обобщить и систематизировать полученные знания.

Повышать уровень мотивации учащихся в учебной деятельности помогает теория развития изобретательских задач, которая своей целью ставит научить:

– видеть проблему;
– хотеть решить её;
– уметь решать.

На уроках литературного чтения при изучении темы «Сказки зарубежных писателей» после знакомства с произведением составляется паспорт сказочного существа. Все паспорта составляются в картотеку. Из рисунков с изображением героев составляется альбом, дополняющий паспорт. На обобщающем уроке проходит презентация этой исследовательской работы, помогающая увидеть общее и особенное у литературных героев различных авторов.

Для работы на уроках математики составляется копилка математических выражений. Работа по этим выражениям проходит на каждом уроке:

– составить и решить уравнение по одному из выражений;
– составить задачу по одному из выражений.

Затем проходит этап решения задач, классификация их по таблице.

Для работы на уроках русского языка создаётся копилка частей слова. В конверт складываются карточки, на которых записаны слова с выделенной частью слова. На конверте, как памятка, морфологическая таблица состава слова. Из накопленных карточек составляются загадки-ребусы. Например, отгадайте слово, в котором корень как в слове домашняя, суффикс как в слове ключик, окончание как в слове стол. Кроме этого можно составлять новые слова, угадать их значение, что способствует закреплению знаний о слове как единице речи, как её части. Учащиеся сами пробуют найти законы, по которым устроены слова и проверяют, как они действуют. Результаты этой исследовательской работы обязательно обсуждаются на уроке.

На уроках окружающего мира при изучении блока «Человек в разные исторические времена», работая над темой «Как возникли имена и фамилии», предложила ребятам поработать над проектом «Наш класс». Каждый ученик собрал и оформил материал о своём имени, своей фамилии. Работая в паре с соседом, оформили страничку «Наша парта». А, уже работая в группе, выполнили работу «Наш ряд». Работая над этим проектом, решали значимую лично для каждого проблему. Работали самостоятельно с различными ресурсами: информационными, техническими и т.п. При выполнении проекта у ребят возникали вопросы, на которые я отвечала, консультировала. Но не объясняла пошагово что делать и как делать. Поставленную проблему ребята решали сами. Организация проектной деятельности позволила создать ситуацию, в которой дети учились делать выбор и нести ответственность, а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально-приемлимых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. Поэтому, наш проект из индивидуального постепенно перешел в групповой. Во время презентации был представлен продукт проектной работы. Эта работа была проведена в форме устного журнала. Корреспондент каждого ряда представил свой ряд и его обитателей.

Во время изучения органов чувств учащиеся подбирали самостоятельно дополнительный материал по темам: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. При чем каждый мог выбрать только одну тему, но ту, которая для него наиболее интересна. На обобщающий урок ребята принесли свой дополнительный материал (рисунки, выписки и т.д.). На партах, приготовленных для работы в группах, стояли карточки-указатели: зрение, вкус, слух, осязание, обоняние. Ребята сами выбирали группу по теме своего материала. На большом листе учащиеся сделали таблицу по заявленной теме. Для презентации таблиц от групп было выделено ребятами по два представителя, которые рассказали и показали особенности органов чувств по их теме. Во время исследовательской работы учащимися были выведены правила защиты органов чувств, которые помогли им более осознанно и серьёзно следить за своим здоровьем.

На уроках изобразительного искусства во время работы по блоку «Деревня – деревянный мир» познакомились с историей русского деревянного зодчества, узнали правила построения и внешнего украшения деревенской избы. На обобщающем уроке каждый учащийся нарисовал избу, из всех этих рисунков был составлен один общий на листе ватмана, который назвали «Наша деревня».

Таким образом, применение инновационных технологий помогает мне развивать интеллект учащихся, необходимый не только в учёбе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.