Класс: 9Б
Дидактическая цель: знакомство и усвоение нового материала.
Цели урока:
- познавательный аспект цели: формирование представлений и общих понятий о реактивном движении, как об одном из примеров Закона сохранения импульса;
- развивающий аспект цели: развитие умений по проведению аналогий между ранее изученным и новым материалом, рассматривать новые идеи в контексте уже имеющихся;
- воспитывающий аспект цели: воспитание ответственного выполнения ученического долга, дисциплинированности, формирование нового стиля мышления, самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Оборудование: самодельное сегнерово колесо, сокращенный текст §23 учебника «Физика 9»
Средства информационных технологий:
- презентационная программа (Приложение);
- мультимедийный проектор.
Эпиграф:
Летел звездолет по космической трассе.
И встречные звезды сверкали и гасли.
Как мог в безвоздушном пространстве повеять
Упругий под птичьими крыльями ветер?
Как мог из каких перелетов и странствий,
Он вдруг оказаться в межзвездном пространстве?...
Н. Сапрыгина Космический лебедь
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Комментарии для аудитории |
I Актуализация опорных знаний учащихся |
(Слайд 1) А насколько вы готовы понять суть этого физического явления? Как вы усвоили предыдущую тему? Проверим домашнее задание? Проверка домашнего задания (учитель предлагает ученикам самостоятельно проверить и оценить ответы домашнего задания с таблицы на слайде презентационной программы). (Слайд 3) |
Учащиеся высказывают различные мнения, из которых формируется одна цель: изучить законы реактивного движения.
1) Самопроверка: знаком отмечают + верно выполненное задание, - не верно. В соответствии с предложенными критериями выставляют оценки. |
На предыдущем уроке была пройдена тема «Импульс. Закон сохранения импульса». Учащиеся познакомились с алгоритмом решения задач на ЗСИ. На дом были даны именно такие задачи (Задачник под редакцией Рымкевича № 327) |
I Формирование новых понятий и умений. Стадия вызова. |
1) Прием «ключевые слова – ассоциации» |
Учащиеся высказывают различные мнения, которые записываются на доске. |
При работе с текстом очень важно выделять «ключевые слова», т.к. вокруг них строится осмысление и пересказ текста. |
Стадия осмысления |
Скажите, вы слышали раньше эти слова: «Реактивное движение»? Конечно слышали, т.е. кое-что о нем мы уже знаем. Пусть каждый изложит свои мысли о РД, опираясь на ключевые слова в первой колонке граф-схемы. (Слайд 5) Обменяйтесь работами с соседом по парте, прочитайте записи друг друга, обсудите написанное и дополните свои записи. Запишем на доске несколько высказываний детей. Подведем некоторые итоги: мы знаем не так уж и мало, но, наверное, не все можем объяснить. Попробуем сформулировать, что мы хотим узнать о реактивном движении? Прием «инсерт» Прием «Визуализация» Согласитесь, на слух воспринять текст и ответить на вопросы по нему достаточно сложно. Теперь прочитаем текст и попытаемся ответить на те же вопросы. (Слайд 6) |
Учащиеся заполняют первую колонку граф-схемы «Знаю».
Обмен мнениями.
Учащиеся отвечают на вопрос: что я хочу узнать о реактивном движении, заносят свои мысли в колонку «Хочу узнать». 1) Работа с текстом (с карандашом)
2) Ответы друг другу на вопросы знаков – и ?. 3) Помощь с помощью учеников класса тем, кто поставил знаки -,? |
Учащиеся работают в тетради. Этот этап работы называется стадия осмысления.
Этап осмысления продолжается.
Прием называется «инсерт».Умение работать с текстом с карандашом необходимо при подготовке домашних заданий по любому предмету. Кроме того в тестах ГИА по физике есть задание, где надо прочитать текст физического содержания, при чем явления, описанные в нем, могут быть совершенно не знакомы ребенку, и ответить на вопросы по нему. Навыки критического осмысления текста пригодятся и здесь.
Решая задачи по физике, учащиеся всегда должны представлять физический смысл задачи, т.е. какие процессы происходят, как сочетаются друг с другом элементы устройства, какие тела взаимодействуют и т.д. Здесь на помощь приходит чертеж или даже простой рисунок. Навыки составления таких вспомогательных рисунков я прививаю с 7 класса. |
Стадия рефлексии |
У вас есть возможность задать вопрос однокласснику по теме « Реактивное движение» (Слайд 8 – схема вопросов). |
Ученики задают друг другу вопросы (простой, уточняющий, творческий, вопрос - интерпретация) | Физика – экспериментальная наука, поэтому на уроках любого типа есть место демонстрационному эксперименту. Формирование понятий будет более осмысленным, если при формировании умений ребенок проговаривает материал вслух вслух. Рефлексия может проводиться в форме самооценки, составления кластера, фишбоуна. Мы используем |
Домашнее задание |
Синквейн. вторая строчка – это описание темы в двух словах (два прилагательных); третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами; четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; пятая – синоним из одного слова, который повторяет суть темы. |
Литература
- А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, Физика 9 класс,Москва «Дрофа» 2009.
- Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2006. (Мастерская учителя).
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.
- Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7,8,9 кл.: Кн. для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон- М.: Просвещение, 2003.
- Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».- Ростов н/Д: Феникс,2002.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Физика/ Сост., худож. А.А. Леонович; Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ТКО «АСТ», 1995.