Мастер-класс "Применение педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо в ходе формирования и развития предметных компетенций при подготовке к ГИА"

Разделы: Физика


Класс:

Дидактическая цель: знакомство и усвоение нового материала.

Цели урока:
- познавательный аспект цели: формирование представлений и общих понятий о реактивном движении, как об одном из примеров Закона сохранения импульса;
- развивающий аспект цели: развитие умений по проведению аналогий между ранее изученным и новым материалом, рассматривать новые идеи в контексте уже имеющихся;
- воспитывающий аспект цели: воспитание ответственного выполнения ученического долга, дисциплинированности, формирование нового стиля мышления, самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Оборудование: самодельное сегнерово колесо, сокращенный текст §23 учебника «Физика 9»

Средства информационных технологий:

  • презентационная программа (Приложение);
  • мультимедийный проектор.

Эпиграф:  

Летел звездолет по космической трассе.
И встречные звезды сверкали и гасли.
Как мог в безвоздушном пространстве повеять
Упругий под птичьими крыльями ветер?
Как мог из каких перелетов и странствий,
Он вдруг оказаться в межзвездном пространстве?...
Н. Сапрыгина  Космический лебедь

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Комментарии для аудитории

I Актуализация опорных знаний учащихся

(Слайд 1)
Учитель читает  стихотворение Н. Сапрыгиной «Космический лебедь», объявляет тему урока «Реактивное движение» (Слайд 2) и просит учащихся сформулировать его цель.

А насколько вы готовы понять суть этого физического явления? Как вы усвоили предыдущую тему? Проверим домашнее задание?

Проверка домашнего задания (учитель предлагает ученикам самостоятельно проверить и оценить ответы домашнего задания с таблицы на слайде презентационной программы). (Слайд 3)
Критерии оценок:
Верно выполнен чертеж – 1балл;
Верно записан ЗСИ в векторном виде- 1балл;
Верно записан ЗСИ в виде проекций- 1балл;
Выведена формула для расчета скорости-1балл
Получен правильный численный ответ -1балл.

Учащиеся высказывают различные мнения, из которых формируется одна цель: изучить законы реактивного движения.

 

 

 

1) Самопроверка: знаком отмечают + верно выполненное задание, - не верно. В соответствии с предложенными критериями выставляют оценки.
2) Учащиеся при необходимости вносят изменения в домашнее задание.

На предыдущем уроке была пройдена тема «Импульс. Закон сохранения импульса». Учащиеся познакомились с алгоритмом решения задач на ЗСИ. На дом были даны именно такие задачи (Задачник под редакцией Рымкевича № 327)

I Формирование новых понятий и умений. Стадия вызова.

1) Прием «ключевые слова – ассоциации»
Начиная изучать новый учебный предмет мы знакомимся с его терминологией. Но и для каждой отдельной небольшой темы или даже только одного урока можно назвать самые важные ключевые слова. Попробуйте назвать такие слова к нашему сегодняшнему уроку.

Ответы учащихся сопоставляются с содержанием Слайда 4.

Учащиеся высказывают различные мнения, которые записываются  на доске.
СКОРОСТЬ,
УСКОРЕНИЕ,
НАПРАВЛЕНИЕ,
РАКЕТА,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ИМПУЛЬС

При работе с текстом очень важно выделять «ключевые слова», т.к. вокруг них строится осмысление и пересказ текста.

Стадия осмысления

Скажите, вы слышали раньше эти слова: «Реактивное движение»? Конечно слышали, т.е. кое-что о нем мы уже знаем. Пусть каждый изложит свои мысли о РД, опираясь на ключевые слова в первой колонке граф-схемы. (Слайд 5)

Обменяйтесь работами с соседом по парте, прочитайте записи друг друга, обсудите написанное и дополните свои записи.

Запишем на доске несколько высказываний детей.

Подведем некоторые итоги: мы знаем не так уж и мало, но, наверное, не все можем объяснить. Попробуем сформулировать, что мы хотим узнать о реактивном движении?

Прием «инсерт»
1) Работа с карандашом над текстом в учебнике. Ответить на вопросы мы постараемся с помощью текстов, которые лежат у вас на столах. Этот прием вам уже известен. Напомню, читая текст, отмечайте карандашом
+ то, что известно, знаю;
- то, что не знаю;
? неясно;
! интересно или неожиданно.
2) Обсуждение знаков.
3) Заполним колонку «узнал».

Прием «Визуализация»
Из текста мы узнали о том, где можно пронаблюдать РД.
Прослушайте текст о еще одном устройстве, использующем принцип РД, сегнеровом колесе.
Сегнерово колесо,
Это устройство, основанное на реактивном действии вытекающей воды. Оно было изобретено венгерским учёным Я. А. Сегнером  в 1750 и
явилось прообразом гидравлической турбины. Сегнерово колесо состоит из сосуда конической формы в который вставлена сообщающаяся с ним горизонтальная труба, с горизонтальными же отогнутыми в противоположные стороны открытыми концами; через них жидкость вытекает, приводя  колесо во вращение. Сегнерово колесо служит главным образом как демонстрационный прибор; применяется также для полива растений.
Вопрос: в чем состоит принцип РД, использованный в этом приборе? Кто может своими словами объяснить, как работает этот прибор?

Согласитесь, на слух воспринять текст и ответить на вопросы по нему достаточно сложно. Теперь прочитаем текст и попытаемся ответить на те же вопросы. (Слайд 6)
Попробуем выполнить рисунок. Если до него у нас были вопросы, то теперь все становится ясно.
(Слайд 7)
Учитель демонстрирует устройство и принцип работы сегнерова колеса.

Учащиеся заполняют первую колонку граф-схемы «Знаю».

 

Обмен мнениями.
Работа в парах

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос: что я хочу узнать о реактивном движении, заносят свои мысли в колонку «Хочу узнать».

1) Работа с текстом (с карандашом)

 

 

2) Ответы друг другу на вопросы знаков – и ?.

3) Помощь с помощью учеников класса тем, кто поставил знаки -,?
4) Учащиеся заканчивают граф-схему.

Учащиеся работают в тетради. Этот этап работы называется стадия осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

Этап осмысления продолжается.

 

 

 

 

Прием называется «инсерт».Умение работать с текстом с карандашом необходимо при подготовке домашних заданий по любому предмету. Кроме того в тестах ГИА по физике есть задание, где надо прочитать текст физического содержания, при чем явления, описанные в нем, могут быть совершенно не знакомы ребенку, и ответить на вопросы по нему. Навыки критического осмысления текста пригодятся и здесь.

 

Решая задачи по физике, учащиеся всегда должны представлять физический смысл задачи, т.е. какие процессы происходят, как сочетаются друг с другом элементы устройства, какие тела взаимодействуют и т.д. Здесь на помощь приходит чертеж или даже простой рисунок. Навыки составления таких вспомогательных рисунков я прививаю с 7 класса.

Стадия рефлексии

У вас есть возможность задать вопрос однокласснику по теме « Реактивное движение» (Слайд 8 – схема вопросов).

Ученики задают друг другу вопросы (простой, уточняющий, творческий, вопрос - интерпретация)

Физика – экспериментальная наука, поэтому на уроках любого типа есть место демонстрационному эксперименту.

Формирование понятий будет более осмысленным, если при формировании умений ребенок проговаривает материал вслух вслух.

Рефлексия может проводиться в форме самооценки, составления кластера, фишбоуна. Мы используем
Форму  составления синквейна. Синквейн – это стихотворение,  синтеза информации и материала в коротких выражениях.

С помощью этого приема обучающиеся  пересматривают и систематизируют свои знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представление в нескольких словах – важное умение. 

Домашнее задание

Синквейн.
Правила написания синквейна:
впервой строчке тема называется одним словом (существительным);

вторая строчка – это описание темы в двух словах (два прилагательных);

третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами;

четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

пятая – синоним  из одного слова, который повторяет суть темы.
   

Литература

  1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, Физика 9 класс,Москва «Дрофа» 2009.
  2. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2006. (Мастерская учителя).
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.
  5. Марон А.Е. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике: 7,8,9 кл.: Кн. для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон- М.: Просвещение, 2003.
  6. Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».- Ростов н/Д: Феникс,2002.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998.
  8. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Физика/ Сост., худож. А.А. Леонович; Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ТКО «АСТ», 1995.