Как учить школьников, а еще важнее, как учить результативно? Какие методы, средства и технологии надо использовать для развития их творческие способности? Как формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию предмета? Эти вопросы мы, учителя, постоянно задаем себе, ищем на них ответы.
Много говориться о методиках и технологиях, отдающих приоритет воспитательно - развивающим целям по отношению к обучающим. Если мы хотим гумманизировать и социализировать учебно - воспитательный процесс в школе, то надо поставить в центр этого процесса личность ученика. В "Концепции о модернизации российского образования в период до 2010 г." говорится о "формировании готовности и способности молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества в целом", говорится о "гармонически развитой личности". А значит усвоение системы ценностей, наличие определенных ценностных ориентаций - это как бы внутренний стержень, позволяющий человеку жить в обществе. Такие предметы, как музыка, история, география, предметы художественно - эстетического цикла, изначально содержат в себе систему нравственных и эстетических ценностей5. А вот математика - точная дисциплина, "сухая наука" - общепринятое мнение. Можно ли отойти от этого ошибочного мнения, и не рассматривать математику целью, а ученика средством математического образования. Наоборот, средствами математики создать благоприятные условия для развития личности учащихся, формирование положительной мотивации учения, воспитание нравственных и эстетических ценностей.
Я хочу рассказать о технологии педагогического процесса, ориентирующего школьников на нравственно- эстетические ценности на уроках математики в сочетании с различными формами и методами работы. Реализуется эта технология через нравственно - эстетическую ситуацию, НЭС. Эту технологию разрабатывал и апробировал коллектив МОУ "СОШ № 39" города Омска. Технологию педагогического процесса, ориентирующего школьников на нравственно- эстетические ценности, я применяю на своих уроках. И хотела бы поделиться некоторыми наработками.
Суть технологии в следующем:
Используется группа социально значимых общечеловеческих ценностей, предлагаемых А. В. Кирьяковой3. Приоритетными выделены следующие ценности: человек, жизнь, красота, познание, труд, отечество. Выделено ряд ценностных идей, которые помогут ученику понять суть и значимость той или иной ценности. Каждой ценности соответствует определенная ценностная ориентация, рассматриваемая как результат работы по освоению определенной социально значимой ценности5.
Ценность | Ведущие цели | Ценностные ориентации |
Отечество | Мир Гарантия безопасности Свобода
Права человека Национальное самосознание Социальная справедливость |
Ориентация на свободу |
Труд | Источник существования Источник
познания, радости Творчество Возможность самореализации Профессия |
Ориентация на творчество |
Познание | Информация Знания Культура Истина Средство самовыражения |
Ориентация на поиск истины |
Красота | Искусство Творчество Созидание Совершенство человека Прекрасное в природе Эстетика быта труда |
Ориентация на гармонию |
Жизнь | Жизнь человека Жизнь природы Жизнь планеты |
Ориентация на экологию и милосердие |
Человек | Любовь Добро Общение Счастье Достоинство |
Ориентация на гуманизм |
Под нравственно - эстетической ситуацией (НЭС) понимается целостное педагогическое образование, ограниченно включенное в целостный педагогический процесс, позволяющий оптимальными средствами
формировать ценностное отношение учащихся к социально - культурным ценностям и ценностным основам жизни, обогащать опыт их ценностно - ориентационной деятельности;
устанавливать отношения между педагогами и учащимися, при которых создается среда для ценностно - смысловых исканий, ценностного становления и развития личности;
создавать у школьников импульс к изменению, осознанию себя в новой системе отношений, обретению нового опыта и смысла, готовности к ценностному выбору.
Нравственно - эстетическая ситуация как разновидность педагогической ситуации, так как она выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции. НЭС - структурно завершенный и в то же время достаточно подвижный педагогический инструмент (Приложение 1).
Особенности урока математики, ориентирующего учащихся на нравственно-эстетические ценности.
Организация учебно - воспитательного процесса предполагает следующее:
Актуализация ценностного компонента в содержании программы по математике. За основу отбора взята таблица А. И. Кирьяковой, выявлены темы, в которых можно актуализировать ценностный компонент. Для урока математики важно, чтобы НЭС органически вписывалась в урок, не загромождала его, ситуация должна с одной стороны выполнять функции нравственно - эстетического характера, а с другой - помогать в реализации обучающей цели данного урока математики Составление технологической карты урока помогает увидеть структуру НЭС. (Приложение 2).
Выделение частно - предметных задач по математике (Приложение 3).
Выбор соответствующих методов обучения, организация учебной деятельности должны позволять учащимся: высказывать собственное мнение относительно социально значимых ценностей, сопоставлять их с другими мнениями и ценностями, создавать ситуацию ответственного решения и стимулировать деятельность по его выполнению, познавать самого себя. Сравнение, метод эвристического исследования, метод мозгового штурма, взаимообучение, технология дидактической задачи, метод рецензий и т. д.
В ходе работы по этой теме постоянно оценивался уровень нравственного развития учащихся. Сформированность нравственных качеств колеблется с изменением возраста учащихся. Так было замечено, что в 6 - 7 классах наблюдается снижение уровня воспитанности по отдельным показателям, а к 9 - му классу - их значительный рост. Для определения сформированности ценностей применяется диагностика Рокича.. актуализация таких ценностей как здоровье, уверенность в себе, наличие друзей во многом обусловлена возрастными особенностями учащихся. Повышения рейтинга таких ценностей как познание, самостоятельность наблюдается к 9 - му классу. Наблюдается повышение количества учащихся с четким и правильным представлением о нравственных и эстетических нормах.
Преимущества в использовании НЭС на уроках математики:
- Новизна, эмоциональная окраска урока;
- Творческий подход к уроку, как со стороны учителя, так и со стороны учеников;
- Развитие интереса к истории науки, великим математикам, решение практических проблем;
- Создает благоприятные условия для развития личности учащихся и адекватной самооценки, максимально возможной успешности обучения и продвижения в развитии
Рассмотрим на примере урока по математике в 5-м классе по теме "Деление"
Методическая разработка урока математики
Предмет: математика
Класс: 5
Тема: Деление
Тип и место урока в теме: заключительный урок, комбинированный
Цели:
- oбразовательная - формировать навык выполнения действия деления; контроль и коррекция полученных умений;
- развивающая - развитие интереса к математике через оригинальную организацию форм работы на уроке;
- воспитательная - воспитание трудолюбия, усидчивости и настойчивости при решении примеров;
Содержание урока:
- Организационный момент.
- Целевой.
- Основные этапы:
- Актуализация опорных знаний.
- Отгадывание пословицы.
- Решение примеров.
- Игровой момент.
- Тренажер.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверить рабочее место (тетрадь, учебник, дополнительный материал);
2. Целевой
При обсуждении целей урока на доске появляются слова - глаголы
- Повторить - таблицу умножения, алгоритмы умножения и деления
- Применить - наши умения при решении задач, уравнений
- Совершенствовать - свои вычислительные умения для рационального и быстрого счета
- Воспитывать - как вы думаете? Какие черты характера можно воспитывать в себе, решая нудные неинтересные примеры, а к тому же есть микрокалькулятор. Зачем выполнять техническую работу?
Слово учителя: т. е. сегодня на уроке мы не только доводим до совершенства свои умения делить, но и воспитываем черты характера, которые пригодятся в жизни: внимательность, терпение, усидчивость.
Актуализация опорных знаний (примерно 7 мин.)
1) Теория | 2) Практика | |||||||||||||||||||||||||
Назвать компоненты действий: 48:4=12 (х-12)·8=56 42:х=6 (у+25):8=16 127у=1524 Проговорить правила нахождения неизвестного в уравнении: А·Х=С А:Х=С Х:В=С |
Выполнить деление: 1068:89 (12) 11815:85 (139) 16146:78 (207) Задание на внимание: Кто быстрее? По порядку назовет числа
|
3) Отгадывание пословицы (мотивационный момент к изучению не очень интересного материала)
1 | 14 | 13 | 6 | 12 | 11 | 10 | 7 | 11 | 5 | 2 | 11 | 9 | 4 | 10 | 8 | 12 | 7 | 8 | 3 | 11 | 9 | 14 | 13 |
в | с | я | к | о | е | у | м | е | н | и | е | т | р | у | д | о | м | д | а | е | т | с | я |
Работаем по карточке: выполняя задание, вы отгадываете букву, все вместе - пословицу!
Ответы:
1 | 14 | 13 | 6 | 12 | 11 | 10 | 7 | 5 |
В | С | Я | К | О | Е | У | М | Н |
12 | 480 | 15 | 52 | 920 | 124 | 67 | 17 | 4 |
288:24 | 3360:7 | 480:32 | 3328:64 | 6440:7 | 992:8 | 5829:87 | 289:17 | 124:31 |
2 | 9 | 4 | 8 | 3 |
Ь | Т | Р | Д | А |
6 | 58 | 8 | 369 | 20 |
900:150 | 4292:74 | 1000:125 | 9963:27 | 780:39 |
Вопросы:
1. Как связать эту пословицу с нашим уроком?
2. Уменье в чем? Умение делить и умножать натуральные числа;
- умение решать уравнения;
- быстро и правильно считать;
3. Каждый вкладывает свой труд: умственный (внимательны, думаете), физический (усидчивость терпение);
- какие еще вы знаете пословицы, в которых есть слова труд, терпение, дело
- (всякое дело с концом - хорошо;
- терпение горько, но плод его сладок;
- терпение и труд все перетрут;
- без труда не вытянуть и рыбки из пруда)
Попробуем подвести итог нашему разговору, что есть труд для каждого человека?
Согласитесь, что трудиться надо не только на уроке математике, но и на других уроках, дома, помогая родителям, в спорте, чтоб достичь каких-то результатов и т. д.
Труд - это возможность самореализоваться в учебе, спорте, музыке :
Есть хорошее стихотворение Н. Заболоцкого, которое поможет нам настроиться на работу:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
4. Решение примеров ( учебник Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. - 15-е издание, перераб. - М. : Мнемозина, 2005)
№ 601 (а, б, е), № 607 (3)
№ 601 а) х:16=324+284 х:16=608 х=608·16 х=9728 |
б) 1344:у=543-487 1344:у=56 у=1344:56 у=24 |
е) (148-m) ·31=1581 148-m=1581:31 148-m=51 m=148-51 m=97 |
№ 607 (3)
Пакеты - х шт.
В 1 пакете - 3 кг
Осталось - 5 кг
Всего - 20 кг
3·х+5=20
3·х=20-5
х=5
Ответ: 3 пакета наполнили крупой.
Игровой момент: выходят по 4-5 человек, нужно называть числа от 1 до 20 по порядку, вместо чисел, делящихся на "2" нужно говорить "ай, да я!".
5.Тренажер (самостоятельное решение примеров и взаимопроверка)
Вариант 1 | Вариант 2 |
Решить уравнение: 144·х=576; 121:у=11. |
1. Решить уравнение: 113·х=339; 214:у=107. |
Найти значение выражения: 176:8-44:11; (138-14):4+48·6. |
Найти значение выражения: 390:13-48:8; (291-15):2+136:8. |
Подведем итоги работы в парах, ставим оценки.
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
Решить уравнение: Х=4; У=11. Найти значение выражения: 18; 319. |
Решить уравнение: Х=3; У=2. Найти значение выражения: 24; 121. |
Критерии выставления оценок:
- "5" - нет ошибок;
- "4" - одна ошибка;
- "3" - две ошибки.
Подведение итогов урока. Домашнее задание. ( учебник Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др. - 15-е издание, перераб. - М. : Мнемозина, 2005)
№ 601 (в, г), № 607 (4), № 608 (1, 2)
Благодаря вашей быстрой и четкой работе, благодаря вашему настрою на урок, а главное вашему трудолюбию. Мы пришли к такому результату. Оценки за урок в журнал.
- Чем полезен для вас урок?
- Чем интересен для вас урок?
(Приложение 4) список используемой литературы