Исследовательские работы учащихся как условие построения современного урока

Разделы: Начальная школа


Современный урок. Мы часто произносим это словосочетание, но какой смысл вкладывается нами в это понятие – современный урок?

Прежде всего, мы размышляем о формах организации урока и применяемых методах, рассматриваем содержание… и понимаем, что упустили самое главное – ребенка! Фундаментом здания под названием начальная школа являются дети. Что должна и может сделать школа для того, чтобы каждый ребенок был успешным в жизни в широком значении этого слова?

Действительность, нас окружающая, педагогический опыт подсказывают нам, современный человек должен обладать способностью учиться всю свою жизнь, следовательно, школа должна вооружить ребенка умениями самостоятельно приобретать знания, структурировать их, обучаться приемам самообразования. Достичь этого мы сможем, организуя деятельность ребенка, как на уроке, так и вне урока. Каждый из нас знает, что дошкольники обладают высокой познавательной активностью, имеют, как правило, уже сформировавшуюся мотивацию к учебной работе. Наша задача организовать процесс обучения таким образом, чтобы этот огонек интереса в них не угас. Учебная деятельность сложна для ребенка, но и увлекательна одновременно – наше педагогическое кредо поддержать, направить и развить стремление детей к знаниям.

Все мы знаем, что мыследеятельность начинается с вопроса. Наша задача – создать на уроке такие ситуации, когда у детей возникнут вопросы: как? Почему? Это проблемная ситуация. Для разрешения проблемной ситуации необходимы исследовательские методы работы. Они необходимы уже на самом первом этапе – этапе создания проблемности. Наблюдения, сопоставления, сравнения – это операции, которым надо ребенка обучить.

Организация поиска решения проблемы – увлекательнейший процесс. Мозг ребенка активно генерирует идеи, выстраиваются гипотезы, которые требуют подтверждения. На этом этапе мы достигаем, как правило, высочайшего градуса познавательной активности. Дети высказывают свои предположения – гипотезы, а мы направляем их мысль в нужное русло, никого не перебивая, не давая оценки правильности суждений. Этот этап чрезвычайно важен и для формирования коммуникативных умений и навыков: слушать и слышать друг друга. Мы понимаем, что долго в таком напряжении мозг находиться не может, поэтому здесь важно: не затянуть время и не торопить события. Оптимальность – вот важнейший принцип, на котором строится познавательный процесс. Дискуссию мы можем организовать по-разному. Это может быть и фронтальная работа, а может быть и работа в группах – все зависит от целей и задач, которые мы решаем в процессе урока и конкретно на данном его этапе. Умение сотрудничать в группе – важнейший навык, который необходим современному человеку в его трудовой деятельности, но формируем и развиваем его мы, моделируя различные учебные ситуации.

Как доказать правильность или ложность выдвинутых предложений? Только практикой! Поэтому мы выстраиваем доказательную базу выдвинутых суждений-гипотез. Доказательства строятся на веских аргументах, либо мы идем от противного. Все эти действия направлены, главным образом на развитие мыслительных операций и в конечном счете формируют метакомпоненты мышления, которые, как образования более высокого порядка, выступают в качестве регуляции и управления самой мыслительной деятельностью.

Но только развитием мыслительных операций мы не решим проблем обучения. Они шире. Мы живем в огромном информационном пространстве, поэтому работе с информационными потоками мы уделяем огромное внимание. Восприятие информации, ее отбор и структурирование, воспроизведение, а так же технология пользования информацией важнейшие составляющие технологии исследовательской работы. Для поиска необходимых аргументов в поддержку своей доказательной базы мы организуем работу с дополнительными источниками информации: справочниками, словарями, энциклопедиями, и Интернетом. Конечно, мы показываем алгоритм работы с дополнительными источниками и здесь на помощь приходят уроки информатики, которые обучают детей строить алгоритм. Мы широко используем межпредметные связи – знание процесса алгоритмизации, умения строить алгоритмы дети применяют на уроках русского языка, литературы, истории и окружающего мира.

Формулирование закономерности, которую дети выводят в результате решения проблемной задачи, это основание для построения правила, которое, по сути, является свернутой формой алгоритма, позволяющего его применять на практике. Следующим этапом работы и будет развертывание этого алгоритма и проверка границ его применения, так как в любом правиле есть исключения. Это индуктивный способ организации мини исследования на уроке, когда от наблюдения частных явлений выстраивается цепочка, приводящая к обобщающему умозаключению. Но мы также используем и дедуктивный способ – от общего к частному.

Суть выше изложенного заключается в том, что практически на каждом уроке можно организовать исследование, которое в конечном результате будет содействовать решению наших педагогических задач.

Конечно, навык исследовательской работы тогда станет устойчивым, когда и во внеурочной деятельности дети будут самостоятельно или под руководством учителя и при помощи родителей проводить исследования. С этой целью мы составили Перечень тем исследований по многим областям знаний. Дети выбирают заинтересовавшие их темы и работают над ними. На уроках мы предоставляем возможность выступить с результатами своих работ. Лучшие работы заслушиваются на заседаниях Детского научного общества, гимназическом форуме “Одаренные дети”, отправляются на конкурсы разного уровня.

Исследовательские методы отличаются от проектных. Результатом исследовательской работы будет “открытие”. На уроках мы переоткрываем давно известные науке явления, закономерности, но для ребенка значимость этого события не умаляется оттого, что он не является первым. То удовлетворение, которое получает ребенок, является мощным стимулом для дальнейшей работы. Самоудовлетворение от своей работы – главное достижение урока! Оценка значимого взрослого имеет значение для каждого ученика, но самооценка в процессе формирования личности имеет несоизмеримо большее воздействие.

Исследовательские методы опираются, главным образом, на те мыслительные процессы, которые в основном локализованы в левом полушарии головного мозга. Большую роль в открытии нового играет интуиция. Для всестороннего развития личности младшего школьника необходимо использовать весь арсенал средств, техник, технологий и методов обучения. Я остановилась в своем выступлении только на одном методе – исследовательском.