К вопросу об организации контроля при обучении математике 5-го класса

Разделы: Математика


Всякая полноценная деятельность состоит из трех частей: ориентировочной, исполнительной и контрольной.

Отсутствие первой, ориентировочной части превращает деятельность в хаотичное скопление отдельных действий. Отсутствие же третьей, контрольной части также превращает деятельность в случайную, при этом теряется цель деятельности и отсутствует представление о ее достижении. Поэтому всякая разумная деятельность должна содержать все три указанные части, которые должны быть сбалансированы, достаточно развернуты, осознаны и полностью проведены. При этом имеется в виду контроль, осуществляемый субъектом (учеником) [2].

В учебном процессе различаются три типа контроля:

  • внешний контроль, осуществляется учителем над деятельностью учащихся;
  • взаимный контроль, осуществляется учениками между собой;
  • самоконтроль, осуществляется учеником над своей самостоятельной деятельностью.

В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижения этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю [4].

Воспитание у учащихся навыков самоконтроля в математике осуществляется, в первую очередь, при решении математических задач. Для того чтобы самоконтроль был развит, необходимо обучать их следующим навыкам самоконтроля:

Учащиеся должны знать способы проверки выполнения арифметических действий, тождественных преобразований, решений уравнений и неравенств и применять их на практике.

Учащиеся должны знать способы проверки текстовых задач и применять их для доказательства правильности полученного ответа.

При решении текстовых задач ответ обычно проверяют одним из следующих способов:

  • проверка ответа по условию и смыслу задачи;
  • составление и решение обратной задачи;
  • графическая проверка задачи.

Полезно иногда на конкретных примерах проверить справедливость только что выведенной формулы или доказательства теоремы. Целесообразно также показать, что если ученик не вполне уверен в том, что он правильно вспомнил ту или иную формулу, то проверить это можно на частном случае.

Следует учитывать специфику проверки решения задач с практическим содержанием. Такие задачи часто встречаются в повседневной жизни и имеют ту особенность, что значения величин, входящих в их условия, являются, как правило, приближенными числами. Следовательно, в процессе решения таких задач вычисления приходится производить по правилам действия с приближенными числами. А это часто приводит к тому, что и при безошибочном решении задачи ответ не всегда совпадает с требованием задачи или повторным ее решением с целью проверки.

Полезно иногда на опыте проверить совпадение ответа с результатами непосредственных измерений.

Следует учесть, что в предупреждении ошибок при решении задач немаловажное значение имеет: применение таблиц, рациональных приемов вычисления, правильная и четкая запись цифр, букв, математических символов, выполнение чертежей и рациональное расположение записей в тетрадях.

Целью любой проверки знаний учащихся является обеспечение оперативной обратной связи, позволяющей регулировать учебный процесс для более полного и глубокого усвоения материала школьниками, выявление уровня знаний и умений за четверть, полугодие, год. На основе анализа ответов должны быть намечены конкретные меры по усвоению пробелов с первых дней учебного года попутно с текущей работой на уроках или во внеурочное время. Поэтому учащимся необходимы задания, которые можно использовать для самостоятельного изучения нового материала по учебнику, при проведении зачетов, в ходе подготовки к контрольным работам, для самоконтроля.

Определим основные темы, которые изучаются учащимися 5 классов общеобразовательных школ на протяжении учебного года [1, 3]:

  • Обозначение натуральных чисел.
  • Отрезок. Длина отрезка. Треугольник.
  • Плоскость. Прямая. Луч.
  • Шкалы и координаты.
  • Меньше или больше.
  • Сложение натуральных чисел и его свойств.
  • Вычитание.
  • Числовые и буквенные выражения.
  • Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
  • Уравнение.
  • Умножение натуральных чисел и его свойств.
  • Деление.
  • Деление с остатком.
  • Упрощение выражений.
  • Порядок выполнения действий.
  • Квадрат и куб числа.
  • Формулы.
  • Площадь.
  • Единицы измерения площадей.
  • Прямоугольный параллелепипед.
  • Объёмы. Объём параллелепипеда.
  • Окружность и круг
  • Доли. Обыкновенные дроби.
  • Сравнение дроби.
  • Правильные и неправильные дроби.
  • Сложение и вычитание дробей.
  • Деление и дроби.
  • Смешанные числа.
  • Сложение и вычитание смешанных чисел.
  • Десятичная запись дробных чисел.
  • Сравнение десятичных дробей.
  • Сложение и вычитание десятичных дробей.
  • Приближенные значения чисел. Округление чисел.
  • Умножение десятичных дробей и натуральные числа.
  • Деление десятичных дробей на натуральные числа.
  • Умножение десятичных дробей.
  • Деление на десятичную дробь.
  • Среднее арифметическое.

Нами осуществлена подборка разноплановых заданий: теоретических, устных и письменных, на вычисления, на составление последовательности действий. Предлагаемые нами задания помогут учителю в организации оперативной обратной связи, позволяющей регулировать учебный процесс для более полного и глубокого усвоения материала учащимися, осуществлять выявление уровня знаний и умений школьника по каждой основной изучаемой теме.

Приведем примеры заданий по геометрическому (темы 2, 3) и алгебраическому (темы 6, 37)содержанию.

Тема 2. “Отрезок. Длинна отрезка. Треугольник”.

  • Сколькими отрезками можно соединить точки М и Р?
  • Как обозначают отрезок, соединяющий точки C и
  • Какие точки лежат на отрезке, а какие нет?

  • Как сравнивают два отрезка?
  • Какие единицы для измерения длин вы знаете?
  • Сколько сантиметров в дециметре?
  • Сколько миллиметров в сантиметре?
  • Назовите единицу длины, в 1000 раз большую метра.
  • Выразите:
    • в сантиметрах: 9 дм 6 см;
    • в миллиметрах: 3см 2 мм;
    • в метрах: 3км 300м.
  • Назовите вершины треугольника. Назовите стороны треугольника.

  • Назовите многоугольник с пятью сторонами, с десятью сторонами.

Тема 3. “Плоскость. Прямая. Луч”

  • Какие предметы из окружающей обстановки дают представление о плоскости?
  • Есть ли края у плоскости?
  • Имеет ли прямая концы?
  • Сколько прямых можно провести через точки M и N?

  • На сколько лучей разбивает прямую MN точка А, лежащая между точками M и N этой прямой?
  • Пересекаются ли:
    • прямая АВ и отрезок CD; лучи АВ и CD;
    • прямая АВ и луч CD; лучи АВ и ОК;
    • отрезки АВ и CD; лучи DC и ОК.
    • прямые АВ и CD,

  • Какие лучи называются дополнительными?
  • Назовите дополнительные лучи.

Тема 6. “Сложение натуральных чисел и его свойств”

  • Какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось следующее за ним число?
  • Какие числа называются слагаемыми?
  • Что называют суммой двух чисел?
  • Сформулируйте переместительное свойство сложения.

2 + 3 = 3 + 2

  • Сформулируйте сочетательное свойство сложения.

3 + (8 + 6) = 11 + 6 = 17.

  • Изменяется ли число, если к нему прибавить нуль?
  • Чему равна сумма нуля и числа?
  • Найдите сумму одной тысячи восьмисот и двухсот.
  • Какое число на шестьдесят больше семисот сорока?
  • В одном ящике восемнадцать килограммов яблок и это на шесть килограммов меньше, чем в другом. Сколько килограммов яблок во втором ящике?
  • В одной корзине двенадцать килограммов слив, что на три килограмма меньше, чем в другом. Сколько килограммов слив во второй корзине?
  • Какое число разложено по разрядам:

40 000 + 800 + 10?

  • Какое число разложено по разрядам:

200 000 + 7 000 + 50?

  • Что такое периметр треугольника?
  • Одна сторона прямоугольника равна пяти сантиметрам, а другая – одному дециметру. Найдите периметр этого прямоугольника?
  • Одна сторона треугольника равна шести сантиметрам, другая – семи сантиметрам, а третья – одному дециметру. Найдите периметр этого треугольника.

Тема 37. “Деление на десятичную дробь”

  • Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
  • Сформулируйте правило деления десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001.
  • Умножением на какое число можно заменить деление на 0,01?
  • Выполните деление:
а) 40 : 0,4; г) 100 : 0,1; ж) 0,18 : 0,6;
б) 0,8 : 0,2; д) 1000 : 0,01; з) 0,1 : 0,01;
в) 20 : 0,5; е) 6 : 0,3; и) 1: 0,5.
  • Выполните деление:
а) ; г) ; ж) 3 : 15; к) 0,8 : 0,04;
б) ; д) ; з) 5 : 0,2; л) 1: 0,25;
в) ; е) 1 : 2; и) 1 : 0,01; м) 1 : 1,25.

Восстановите цепочки вычислений и попробуйте объяснить, почему они приводят к одному ответу:

На основе анализа ответов учащихся должны быть намечены конкретные меры по усвоению пробелов с первых дней учебного года попутно с текущей работой на уроках или во внеурочное время. Предлагаемые задания можно использовать для самостоятельного изучения учащимися нового материала по учебнику, при проведении зачетов, в ходе подготовки к контрольным работам, для организации самоконтроля.

Литература.

1. Виленкин Н.Я, и др. Математика. Учебник для 5 класса – М.: Просвещение, 2002.

2. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: ООО “Издательство “Вербум-М”, ООО “Издательский центр “Академия”, 2003.

3. Дорофеев Г.В.и др. Учебник для 5 класса – М.: Просвещение, 2004.

4. Темербекова А.А. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.