Контроль и самоконтроль в практике развивающего обучения

Разделы: Начальная школа


В психологии и педагогике существует множество определений самоконтроля. Психолого-педагогический словарь (1998г.) определяет самоконтроль как “осознание и оценку субъектом собственных действий, психологических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях”.

Во внешней структуре учебной деятельности выделяется четыре основных, взаимодействующих друг с другом компонентов:

  • учебная мотивация как совокупность побудителей к учебной деятельности;
  • учебная задача, определяющая содержание и цели учебной деятельности и предлагаемая в форме учебного задания;
  • учебные действия и операции как способы решения учебных задач;
  • внешний контроль и оценка учителя, переходящие (при определённых условиях) в самоконтроль и самооценку учащегося.

На мой взгляд, место самоконтроля в структуре учебной деятельности и различных его видов определяется двумя основными целями развивающего образования:

1) созданием условий для саморазвития ученика как субъекта деятельности (а в перспективе – как полноценного субъекта своей жизни);

2) обеспечение глубокого усвоения накопленного социокультурного опыта.

Контроль и самоконтроль является средством развития субъекта учебной деятельности. Субъект учебной деятельности – это человек, умеющий учиться самостоятельно. По своим внутренним побуждениям стремящийся дойти до сути устройства предметов и явлений, способный обостренно чувствовать и рефлексивно видеть границы своих знаний, умеющий и имеющий привычку преодолевать эти границы. Особую роль при этом играет рефлексивный контроль, который ученик использует как важнейший инструмент открытия нового способа действия или понятия либо применения в нестандартных условиях уже знакомого способа действия. Такой контроль теснейшим образом связан с мышлением, а особенно с теоретическим мышлением. Кроме того, истинный субъект деятельности способен к саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции.

Таким образом, создавая условия для развития рефлексивного контроля и самоконтроля, я как учитель, работающий в системе развивающего обучения, способствую развитию теоретического мышления и целого ряда основных характеристик истинного субъекта учебной деятельности. При этом на первый план вывожу характеристики поисковой, исследовательской, преобразующей, творческой учебной активности учащихся.

Моя главная задача научить постоянному самоконтролю. Видный исследователь проблем контроля и самоконтроля М.Э.Боцманова подчёркивала: “Если вам удастся научить ребёнка постоянному самоконтролю, считайте, что вы сделали очень важный шаг – вы поставили его на эскалатор, который вынесет его к вершинам самостоятельности”. Конечно, человек, умеющий себя контролировать в самых разных проявлениях жизни и деятельности, способен добиться многого.

В своей работе на протяжении ряда лет я использую три вида контроля и самоконтроля в зависимости от того, на каком этапе выполнения действий они проявляются: итоговый, текущий (пооперационный) и предварительный (или планирующий). Итоговый контроль выполняет важнейшую функцию оценки результатов обучения.

Особую роль в процессе усвоения знаний я отвожу текущему (пооперационному) контролю. Его основная функция – обратная связь в ходе сравнения выполняемого действия с его ориентировочной основой, с образцом, с операционным алгоритмом. В этом случае я имею в виду прежде всего контроль – внимание в ходе отработки уже открытого способа действий. Если бы ученик мог сразу после открытия способа действия, безукоризненно выполнять его ориентировочную часть, этот вид контроля был бы не нужен. Но, как правило, чудес не бывает. Ученик совершает ошибки и, вовремя замечая (обратная связь) их, исправляет. Именно применительно к текущему контролю, пооперационному контролю справедлива поговорка: “На ошибках учатся”. Но из этого следует, во - первых, понимание роли ошибки в процессе усвоения. Учащийся на этом этапе должен иметь право на ошибку и тем самым не боятся быть наказанным (например, получить плохую отметку или быть посмешищем в глазах учителя и более успешных одноклассников). Именно поэтому итоги текущего контроля, контроля по ходу усвоения нового способа действия оценке не подлежат. Во – вторых, наиболее динамично усвоение знаний идёт, когда ученик учится на своих ошибках сам или вместе с одноклассниками. Поэтому особая роль в ходе текущего контроля принадлежит именно самостоятельной работе учащихся. Я постоянно ищу ответ на вопрос как же задействовать развивающий потенциал самостоятельности?

Пооперационный контроль – это великолепный “ полигон” для перехода внешнего, учительского контроля, в самоконтроль.

Обучение самоконтролю учащихся проводится на материале учебных письменных работ и различных заданий на внимание. Было установлено, что ошибки учащихся порождены не незнанием правил, а неумением сравнивать свою работу с эталоном, то есть недостатками текущего, пооперационного контроля. Вместе с учащимися был выяснен состав и последовательность операций по проверке слов, выделен контроль “по написанию” (правильность орфографии), составлено правило проверки на карточке. После его освоения самоконтроль осуществлялся в форме громкой речи, затем шёпотом и, наконец, “про себя”. После отработки всех этапов самоконтроль осуществлялся по правильности конечного результата. Самоконтроль становится обобщенным, сокращенным и автоматизированным, учащиеся становятся внимательнее, повышается их успеваемость. На всех этапах формирования самоконтроля в учебной деятельности используется работа в микрогруппах и парах.

Следует особо остановится на роли текущего, пооперационного контроля в общем развитии субъекта деятельности. Текущий, пооперационный контроль является универсальным для всех видов деятельности способом действия, обеспечивающим успешность всей деятельности на определенном этапе её становления. Поэтому, создавая условия для формирования самоконтроля в ходе решения многих частных задач, я одновременно развиваю и закрепляю важнейшую универсальную регулятивную основу решения любых задач в любой деятельности. Именно текущий, пооперационный контроль является отправной точкой в достижении цели.

В своей работе наряду с итоговым и текущим (пооперационным) контролем особое место уделяю также предварительному (планирующему) контролю. Назначение предварительного контроля вижу в установлении уровня познавательной деятельности (зоны актуального и ближайшего развития) учащихся. Наиболее важен предварительный контроль на точках входа – при знакомстве с новым классом, в адаптационный период для учеников в 1,v классов, в работе с вновь прибывшими и пришедшими после болезни, а также в первые дни каждого учебного года. Именно его итоги позволяют наметить план дальнейшего продвижения класса в целом и отдельных учащихся. Без него невозможны внутриклассная дифференциация и индивидуализация обучения.

Для ученика предварительный контроль не менее важен, но имеет другие функции. При решении частных задач – это функция внутреннего планирования. Особое внимание в этом умственном действии уделяется уточнению ориентировочной основы действия, примерке её к своим индивидуальным особенностям. Предварительный контроль для учащегося теснейшим образом связан с основными параметрами теоретического мышления. Он требует рефлексивной самооценки, глубокого и хорошо тренированного познания своих возможностей, анализа и оценки границ своих знаний, планирования действий с учётом этой рефлексивной оценки и проведенного анализа. На мой взгляд, упреждающий, предварительный самоконтроль во многом определяет формирование индивидуального стиля успешной учебной деятельности.

Таким образом, организация технологической цепочки развивающего образования на каждом её этапе должна создавать условия для интериоризации основных принципов, видов и способов внешнего контроля в самоконтроль.

Система контроля в практике моей работы состоит из стартовых проверочных, тестовых диагностических, самостоятельных, текущих проверочных, итоговых работ. Каждый вид контроля имеет свои специфические задачи и проводится на определённых этапах по ходу решения системы учебных задач.

Первая контрольная работа проводится с целью определения зоны ближайшего развития класса и отдельных учащихся. Подбирая задания для этого типа работ, ориентируюсь на тот уровень знаний и развития учащихся, который реально выходит за рамки зоны их актуального развития. Это позволяет диагностировать уровень умения учиться – увидеть проблемную ситуацию и наметить пути решения.

Разрабатывая проверочные работы, пользуюсь четырьмя уровнями усвоения знаний, которые были выделены В.П.Беспалко: уровень узнавания (уметь узнать, отличить одно от другого), уровень воспроизведения, уровень применения знаний в привычных условиях, уровень применения в новых условиях (творческое применение знаний). К перечисленным добавляю ещё три, которые в целом согласуются с перечисленными и расширяют творческий подход к способам действий ученика.

“Выбери верное решение”!

Уровень усвоения: ученик не в состоянии самостоятельно выполнить задание, но уже может отличить верное решение от ошибочного. Неверные решения подбираются с учётом типичных ошибок при подобных заданиях.

“Выполни задание. Правильный ответ к нему приводится”.

Уровень усвоения: ученик уже может выполнить задание сам, но ему не хватает уверенности, навык ещё не сложился. Поэтому необходима опора на правильный ответ или на его характеристики.

“Реши задачу и выбери из нескольких приведённых ответов верный”

Уровень усвоения: может самостоятельно с минимальной подсказкой (один из ответов верный) выполнить задание.

“Выполни задание”!

Уровень усвоения: ученик способен полностью самостоятельно выполнить задание.

“Придумай и выполни задание № 4”.

Предыдущие уровни – чисто исполнительские, репродуктивные. С этого номера начинаются задания, соответствующие творческому применению полученных знаний. Для выполнения задания № 5 надо хорошо понять сущность задания – образца и видеть варианты его преобразования.

“Придумай задания с ловушками на ошибкоопасных местах”.

Для выполнения задания № 6 необходимо прекрасное и вариативное овладение ориентировочной основой действия, высоко развитый рефлексивный и упреждающий (планирующий) самоконтроль при его организации и выполнении.

“Научи другого придумывать задачи, аналогичные предыдущим”.

Уровень овладения способом действия: высокий, творческий.

Учащиеся самостоятельно выбирают задания определённого уровня. Когда идёт проверка, то оценивается уровень точности прогноза (прогностической самооценки), уровень овладения способом действия и уровень развития учебной активности, субъектности гимназиста.

Приложение “Тексты проверочных работ по русскому языку и математике”.