Книга – есть жизнь нашего времени.
В ней все нуждаются –
и старые, и молодые, и деловые,
и ничего не делающие; дети так же.
В.Г. Белинский
Я – человек, который много читает и которому даже сейчас читает мама. В этом году я стала обладателем Хрустальной совы в интеллектуальном марафоне среди четвертых классов, поэтому я уверена, если бы не книги, я вряд ли выступила так удачно.
Листая одну из энциклопедий, я узнала, что Россия до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Её называли духовной лабораторией человечества. В нашей культуре с ее традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание искусства слова. Формулу его с наибольшей точностью выразил поэт Евгений Евтушенко «Поэт в России, больше чем поэт». Великая литература для нас – это не только способ стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспитания сердца, разума и души.
Проблема приобщения детей к книгам в последнее время очень остра, она носит глобальный характер. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидение, компьютеры и тому подобное, привело к существенному снижению интереса детей к чтению, а после того как не стало книжного дефицита, положение с детским чтением стало катастрофически.
И у меня возник вопрос: как обстоят дела с чтением книг у моих сверстников. Проведя опрос среди учащихся 4-х классов нашей гимназии, я выяснила, что значит для них книга, ответы были следующие:
- книга – это «Клондайк» знаний, пополнение для мозга и она полезна для ума;
- книга – это познавательный друг, помощник;
- книга – это какой-то процент того, что сделал человек;
- книга – великое создание;
- книга – учеба, а в дальнейшем хороший ум;
- книга – это хорошая примета для человека;
- книга – это островок знаний;
- книга – это самая главная вещь в жизни;
- книга – «+» или «-» от «компа», то есть книга создает фантазию, а «комп» позволяет играть в неё.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
Проведя анкетирование по трем школам г. Свободного: № 1, № 6, гимназии № 9, среди учащихся 1-4 классов (всего респондентов 350), я выяснила, что источниками информации являются:
Источники информации
Таким образом, по результатам диаграмм мы видим, что основным источником информации для моих ровесников остается книга, а к Интернет- информации обращаемся очень редко. Обращает на себя внимание, тот факт, что в гимназии № 9 высокий процент помощи взрослых, так как большинство родителей имеют высшее образование, что позволяет родителям помочь ребенку в подготовке к урокам. Хорошо организованна работа с родителями учащихся.
Новые издания книг, как и учебников, можно купить в книжных магазинах. Современный книжный рынок предоставляет родителям огромный выбор книг для детей. Он способен удовлетворить любые потребности читателей, увеличилось по сравнению с предыдущими годами, издание справочной и энциклопедической книги, рынок насытился переводной детской литературой. С другой стороны, обилие книг, среди которых оказалось много развлекательной продукции массовой культуры, затруднило выбор книг. Многие родители, стоя у прилавков книжных магазинов, не знают, что выбрать для своего ребенка.
Поэтому следующий вопрос анкеты: Где берете книги?
Проанализировав данные диаграммы, можно увидеть, что большой процент учащихся начальных классов является читателями библиотеки. В зависимости от социального уровня жизни делают покупки в книжных магазинах в гимназии № 9 больше чем в МСОШ № 6, так же обмен книгами между гимназистами происходит чаще.
«Дом, в котором нет книг, - говорил Цицерон, - подобен телу, лишенному души».
Давайте же посмотрим, много ли книг у моих сверстников:
|
много |
мало |
- МСОШ № 1 |
90 % |
10 % |
- МСОШ № 6 |
63,% |
37 % |
- МОУ гимназия № 9 |
87,3 % |
12,6 % |
- среднее |
81,14 % |
18, 86 % |
Детские книги предназначены для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми, и поэтому они имеют двойной адрес, выступая связующим звеном между ребенком и его родителями. И поэтому следующий вопрос анкеты.
А читают ли тебе родители?
В зависимости от уровня образования родителей и социального положения семьи идет перераспределение внимания взрослых к своему ребенку, если родители гимназистов достаточно внимания уделяют своим детям, то и ответ «не читают родители» был очень редким. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться.
Так что же любят мои сверстники?
Произведения каких жанров они предпочитают?
Мои вкусы полностью совпадают с мнением учащихся девятой гимназии. Для нас одинаково важны все эти жанры, ведь мы участвуем в различных интеллектуальных конкурсах и марафонах. В детстве очень любила, когда мне мама мне читала сказки, поэтому любовь к ним я сохранила и по сегодняшний день. Мне очень жаль ребят из школы № 6, которым, видимо, мамы не читали в детстве сказки. Поэтому сегодня они их не признают.
Данные моего исследования опровергают данные о том, что дети сейчас совсем не читают.
Читаешь ли ты другую литературу кроме учебников?
Итак, внимание, роль книги в нашей жизни велика, мы читаем и нам это интересно.
Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите, мамы в помощь телевизор.
Сын не разберется, что там, на экране,
И добрей и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.
Объясните детям: злой - всегда наказан.
Добрый побеждает. Быть им всяк обязан.
Всюду торжествует правда, а не сила.
В книге мир огромный: то, что есть – и было.
Дышат на страницах время и пространство,
И зовет с собою ветер дальних странствий.
Подрастают дети и читают сами.
Если есть вопросы, задают их маме.
Мамы или папы, объясните детям:
Книга – дар бесценный, что как солнце, светит.
Пусть полюбят дети светлые страницы –
И улыбкой доброй озарятся лица.
Книга им поможет разобраться в жизни
И расти на радость маме и Отчизне.