Пояснительная записка.
Программа кружка «Память» туристско-краеведческой направленности разработана на основе авторской программы «Мой край в истории страны» Киселевой Еленой Васильевной, учителя Трудовской школы, Воронежской области, победителя областного конкурса «Учитель года – 2003».
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьного историко-краеведческого музея.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создан музей
Целью образовательной программы кружка «Память» является воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Алакуртти средствами музейной педагогики.
Задачи:
1. Образовательные:
- овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.
2. Развивающие:
- развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
- овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работ.
3. Воспитательные:
- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьном историко-краеведческом музее.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-17 лет.
Сроки реализации программы – 1 год (144 часа).
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение школьного историко-краеведческого музея:
- экспозиций – 10;
- экспонатов основного фонда – 43, вспомогательного – 101;
- стеллажи – 7;
- стенды – 5;
- экспозиционные ящики (застеклённые) – 3;
- ПК в комплекте;
- принтер;
- сканер.
Формы занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».
Режим занятий.
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
2 часа | 2 раза | 4 часа | 144 часа |
Прогнозируемый результат и способы определения результативности.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своего края, села Алакуртти, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- проводить экскурсии, радиобеседы, тематические классные часы;
- оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных краеведческих викторинах, конкурсах, конференция: «Кандалакша через века и годы», «Юность Севера», «Северное сияние», «Берег России», «Храмы России» и др.
Учебно-тематический план.
Раздел | ||||
теория | практика | всего | ||
I. Введение. | 1 | 1 | 2 | |
II. Музей и история родного края. | 5 | 10 | 15 | |
III. Документоведение. | 4 | 15 | 19 | |
IV. Введение в поисково-исследовательскую. | 9 | 21 | 30 | |
V. Этнография родного края. | 3 | 9 | 12 | |
VI. Методика подготовки и проведения экскурсий. | 3 | 13 | 16 | |
VII. Кандалакшский край в истории страны. | 8 | 8 | 16 | |
VIII. История нашего села. | 9 | 16 | 25 | |
IX. Документоведение. | 2 | 5 | 7 | |
X. Итоговое занятие. | – | 2 | 2 | |
Всего | 44 | 100 | 144 |
Содержание программы.
Тема «Музей и история родного края» – 15 часов.
Теория: знакомство с историей основания и легендами села Алакуртти, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.
Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «На Кандалакшском направлении», «История школы»; обновляют стенды школьного музея.
Тема «Документоведение» – 26 часов.
Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.
Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.
Тема «Введение в поисково-исследовательскую деятельность» – 30 часов.
Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
Тема «Этнография родного края» – 12 часов.
Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.
Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.
Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 16 часов.
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.
Тема «Кандалакшский край в истории страны» – 16 часов.
Теория: изучения история родного края.
Практика: творческий отчет «Что ещё, быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки.
Тема «История нашего села» – 25 часов.
Теория: изучение истории села Алакуртти, основных вех его развития.
Практика: составление схем по истории села, библиографических указателей статей о селе Алакуртти, оформление папок, походы по местам боевой славы.
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
- технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
- технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
- технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Алакуртти, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Кандалакшского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Библиографический список.
Программное обеспечение:
- Киселева Е. В. Авторская программа работы краеведческого кружка.
- Программа деятельности музея муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3села Алакуртти».
Литература для учителя:
- Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
- Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
- Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
- Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
- Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
- Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
- Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.
Литература для обучающихся:
- Киселев А.А. Война в Заполярье: Учебное пособие для старших классов школ, лицеев, гимназий /А.А.Киселев – Мурманск: изд-во ОНМЦСО,1995 – 224с.
- Книга Памяти т.3 Город Кандалакша. Терский район: информационно-справочное издание /С.Н.Дащинский.– Мурманск: книжное изд-во,1995.
- Книга Памяти т.6 Советско-финляндская война 1939 – 1940гг Великая Отечественная война 1941-1945гг. Дополнительный список: война в Чеченской Республике, Дагестане и Таджикистане: информационно – справочное издание / С.Н.Дащинский.– Мурманск: НИЦ «ПАЗОРИ», 2000.
- Колокола нашей памяти: Документально- исторический сборник о боевых действиях на Кандалакшском направлении в период советско-финляндской и Великой Отечественной войн./ Сост. Л.П.Пюнненен - Кандалакша, 1999.
- Не просто имя – биография страны: Кн. 3. /Сост.М.Г.Орешета – Мурманск: Кн. изд-во,1990. – 368с., ил.
- Орешета М.Г. Тропой партизанской памяти: Книга о партизанах, воевавших в годы Великой Отечественной войны на территории Мурманской области./ М.Г.Орешета. – Мурманск, Север,2008. – 304с. – (Международный общественный фонд «Российский фонд мира» Мурманское областное отделение. Региональная целевая программа Мурманской области «Память Народная»).
- Смирнов А. Партизаны Заполярья./ А. Смирнов – Мурманск: Кн. изд-во,1989. – 192с.
- Солдаты Победы: памятная книга об участниках Великой Отечественной войны, проживающих в Мурманской области в год 60-летия Победы. В 2-х т. Т.2. –Участники войны – жители городов и поселков Мурманской области (без Мурманска): Справочное издание.- Мурманск: Международный общественный фонд «Российский фонд мира» Мурманское областное отделение.,2007. – 552с.
- Этих дней не смолкнет слава: Пособие для учащихся младшего и среднего возраста школ Мурманской области/В.В. Дранишников, Л.В. Журин, В.А.Смирнов и др. – Мурманск,1995. -176с., ил.
- Журнал «Мы» №8,2005г.: к 60 –летию Победы (журнал выпущен учащимися школы).
Информационные ресурсы:
- Video – «Великая Отечественная война на территории Мурманской области».
- Video – патриотическая работа в школе (для музея).
- Video – 2000-2001 учебный год – часть 1 – экскурсии к местам захоронения.