Учебный текст как средство развития учебно-информационных умений и навыков на уроках математики в 5–6-м классах

Разделы: Математика


В последнее время в нашей стране происходят значительные изменения в системе образования. Сегодня практически каждый школьник имеет сотовый телефон с возможностью выхода в Интернет, а приобретение компьютера - становится нормой для каждой семьи. Несомненно, информатизация и интернетизация общества в целом и образовательной среды, в частности, открывает большие перспективы и всем участникам образовательного процесса. Оперативное получение информации, умение вычленить наиболее значимую его часть для принятия решений - становится востребованным умением, как для взрослого человека, так и для ребенка. В связи с этим, развитие учебно-информационных умений и навыков в 5 - 6 классах имеет большое значение для дальнейшего обучения.

Сегодня школьные преподаватели, в том числе и учителя математики, имеют определенную свободу в выборе УМК по своему предмету. Чаще всего мы обращаем внимание на содержание и изложение учебного материала, на подбор заданий в учебниках, наличие дидактических материалов и методических рекомендаций. Следует отметить, что во многих учебниках математики теоретический материал излагается кратко, основные понятия и определения выделены. Вот уже несколько лет в нашей гимназии некоторыми учителями в качестве основного учебника по математике выбраны учебники серии МПИ-проект. Логотип МПИ расшифровывается: математика, психология, интеллект.

Учебные тексты данных пособий предлагают использование для познания окружающего мира (в том числе и мира чисел) различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.), учат представлять информацию разными способами, осуществлять перевод информации с одного языка на другой, принимать чужую точку зрения, правильно реагировать на противоречия, планировать и контролировать свою деятельность, сотрудничать при решении поставленных задач, доверять своей интуиции. [1]

Следует отметить некоторые особенности учебников. В пятом классе натуральные числа и десятичные дроби учащиеся изучают вместе с героями книги "Шляпа волшебника". В шестом классе: положительные и отрицательные числа - вместе с Буратино и его друзьями; делимость чисел - Шерлоком Холмсом и доктором Уотсоном; рациональные числа, отношения и пропорции, а так же элементы теории вероятности и статистики - с Иваном - царевичем и Еленой - премудрой. Математические тексты книг серии МПИ - проект представлены в литературной обработке, "завернуты" в сюжет. Многих учащихся притягивает такая форма - еще до знакомства с математическим содержанием книги, их увлекает сюжет. Поэтому, в учебном тексте заложена мотивация к изучению учебного материала - в сюжете каждой главы обязательно присутствует интрига, выходящая на математическую проблему.

Принцип предъявления материала в сюжете той или иной сказки позволяет организовать самостоятельную работу учащегося с учебным текстом так, что знания, добытые учеником из этого контекста, станут внутренним достоянием ученика. Обучение происходит через действие, а учитель выступает в роли такого же "читателя" и консультанта.

Кроме того, учащимся отводится и роль экспертов, которые могут обнаружить новые подходы к известному; форма представления учебного материала помогает учащимся видеть разные точки зрения на одну и ту же проблему, формирует умение быть толерантными, готовыми вести диалог. [1]

В течение пятого и шестого класса проводится систематическая работа по вычленению главного с точки зрения математического содержания в специально сконструированном учебном тексте и представлению отобранного материала в различных формах.

Учителя, работающие в проекте МПИ, большое значение уделяют подбору методов и приемов, способствующих тому, чтобы выработать у детей навыки и умения работать с учебной литературой, воспитывают у детей склонность к серьезному, глубокому чтению. Среди многообразия т приемов работы с учебным тестом можно выделить: постраничный анализ текста, построчный анализ текста, выделение (подчеркивание) главного, закладки, анализ по рисункам, составление вопросов к тексту, подбор заголовка к тексту, составление плана текста, составление конспекта и т.д.. [1]

Например, работа по созданию закладки в первом полугодии пятого класса может выглядеть следующим образом:

  • для каждой закладки берется полоска бумаги шириной 4-5 см, высотой - чуть больше высоты страницы учебника;
  • закладка размещается вертикально рядом с текстом на странице учебника;
  • учащиеся самостоятельно читают учебный текст и выбирают наиболее важные с точки зрения математического содержания предложения и абзацы;
  • выбранные фрагменты в краткой форме фиксируются на закладке именно в том месте, где они встретились в тексте;
  • полученные результаты обсуждаются в классе;
  • подбирается заголовок к каждой закладке;
  • обсуждение заголовков и выбор наиболее удачного, по мнению учащихся варианта.

Организованная таким образом работа позволяет научить ребенка умению выделять главные мысли, обрабатывать информацию, оценивать собственную читательскую деятельность.

Пример создания закладок к учебному тексту по теме "Вычитание натуральных чисел" представлен в презентации учителя - Приложение 1.

Во втором полугодии, работа проводится с тремя типами закладок. Выделение главного (рассмотрено ранее), деление текста на смысловые части и составление заголовков к ним, составление вопросов к тексту. При делении текста на смысловые части на закладке отмечаются горизонтальные линии, которые указывают начало и конец той или иной смысловой части. К каждой части предлагается заголовок, обязательно отражающий математическое содержание. Такой прием позволяет подготовить учащихся к использованию более сложных способов работы с текстом: составлению плана, конспектированию. Последний тип закладки предполагает, что после деления учебного текста страницы на смысловые части, к каждой части составляются вопросы по представленному в тексте математическому материалу.

Учащиеся шестого класса переходят на новый уровень - математическое содержание представляют в конспектах. В учебных текстах каждого учебника закладывается поэтапное обучение учащихся составлять конспекты.

Таким образом, организованные определенным образом учебные тексты и проводимая учителем систематическая работа с ними позволяет не только говорить о развитии общих учебных умений и навыков на уроках математики, но и создает условия для повышения качества образования в рамках любого предмета.

Список литературы:

  1. Гельфман Э.Г., Панчищина В.А., Холодная О.В. Уроки математики в 5 классе: кн.для учителя. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Гельфман Э.Я. Демаидова Л.Н.и др. "Обогащающая модель в проекте МПИ: проблемы, сомнения, открытия". Методические указания, книга для учителя. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002.
  3. Концепция и программа проекта "Математика. Психология. Интеллект." Математика 5-9 классы _ Томск: Изд-во Том.ун-та, 1999.
  4. Математика. Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1. Натуральные числа и десятичные дроби./ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко и др. - М.: Просвещение, 2005.
  5. Математика. Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. Положительные и отрицательные числа./ Э.Г. Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.Б. Лобаненко и др. - М.: Просвещение, 2005.
  6. Математика. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1. Делимость чисел./ Э.Г. Гельфман, С.Я. Гриншпон, Л.Н. Демидова и др. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Математика. Учеб. для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. Рациональные числа./ Э.Г. Гельфман, Е.И. Жилина, Н.Б. Лобаненко и др. - М.: Просвещение, 2005.