Использование логико-смыслового моделирования на уроках химии

Разделы: Химия


Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. От образовательных структур требуется уважение к личности ребенка, учет образовательных интересов обучающихся, обеспечение полноценного психического и физического развития, охрана здоровья детей.

От современных выпускников школы сегодня требуется гибкая адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям, самостоятельность, умение критически мыслить и генерировать идеи, оперировать растущими объемами научной информации.

Социализация личности ребенка происходит успешно, если его познавательные и духовные потребности находят удовлетворение в содержании педагогического процесса.

Не секрет, что сейчас снижена мотивация учащихся к обучению, а это приводит к снижению познавательных способностей, при этом возрастает нагрузка на память, но так как она также ухудшается, то мотивация обучения и результативность обученности еще более падает. Возможность разорвать этот замкнутый круг представляется мне только, если учебная деятельность станет доступной, посильной, осмысленной для учащихся со средними (наиболее распространенными) способностями.

Такой учебный процесс школа может создать и создает, модернизируя образование, в том числе и через личностно-ориентированный подход.

В связи с вышесказанным, я обозначила цель, которая, на мой взгляд, позволит практически решить вопросы участников образовательного процесса.

Цель: Определение и внедрение педагогических условий, способствующих реализации логико-смыслового моделирования на уроках химии.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

  1. Организация этапов логико-смыслового моделирования и использования логико-смысловых моделей на уроках химии.
  2. Реализация технологии программированного обучения на уроках химии.
  3. Проведение мониторинга результативности использования логико-смыслового моделирования на уроках химии.

Я изучила идеи проектирования и технологизации учебного процесса, разработанные В.В. Гузеевым, В.Ф. Шаталовым, П.И. Третьяковым. За основу мною взята технология программированного обучения.

Как средство технологии программированного обучения я использую логико-смысловое моделирование. Логико-смысловая модель – конкретное представление знаний на естественном языке в виде образа – модели. (Приложение 1)

Многомерность пространства им становится легче осознать, так как обращение к логико-смысловым моделям позволяет использовать ассоциативность мышления. Поэтому создаются равные условия восприятия материала как для левополушарных, так и для правополушарных детей.

Моделирование способствует созданию каркаса действительности, который выстраивается в знания и усваивается вместе с ними через восприятие.

Совместно со школьным психологом Сидоровой И.В. нами были проведены корректурные пробы ШТУР – школьный тест умственного развития (С. Немов). По результатам можно увидеть, что если количество детей с высоким уровнем развития изменяется незначительно, то достаточное количество детей с низким уровнем развития переходит в группу среднеразвитых детей.

Показатели интеллектуальной сферы развития обучающихся 8-9 классов.
             

Логико-смысловые модели позволяют мне также учитывать психофизиологические особенности мозга, активизировать работу сразу обоих полушарий, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала и увеличивает работоспособность обучающихся. 

Диагностика степени сформированности мыслительных процессов обучающихся 8-9 «В» класса

Организация деятельности с использованием ЛСМ строится по трем этапам:

  • Первый этап обучение внутри урока. На этой ступени ученики выбирают свой уровень трудности, приобретают навыки самостоятельной работы. На данном этапе важно пользоваться логико-смысловыми моделями для представления более общей картины изучаемого материала.
  • Второй этап обучение внутри темы. Основные признаки этого уровня: выбор обучающимися собственного темпа, уровня трудности и способа усвоения учебного материала.
  • Третий этап – полная индиви­дуализация обучения. На этом этапе роль учителя опосредованная: обеспечение учеников дидактическими материалами для трёх уровней сложности и предоставление комплекта ЛСМ.

Учащиеся проходят все три этапа, но за одно и то же время выполняют разный объем работы.

И контроль знаний, умений и навыков осуществляется также в три этапа.

  • Уровень 1 репродуктивный. Умение ученика по готовой многомерной модели воспроизвести в целом весь материал темы, систематизировать его и обобщить.
  • Уровень 2-й – аналитический. Умение ученика вносить свои коррективы, дополнения, изменения в уже готовые ЛСМ.
  • Уровень 3-й – творческий. Умение составлять индивидуальные и проверочные матрицы.

Логико-смысловые модели (ЛСМ) дают мне возможность провести ученика через три философские категории системы развивающего обучения: сущность, особенность, единичность.

Так при изучении неметаллов в 9 классе готовится ЛСМ «Портрет простого вещества – неметалла», где отражаются общие свойства всех металлов, далее предлагается учащимся составить модель галогена. В этой ЛСМ объем материала уже конкретизируется для небольшой группы простых веществ металлов. В качестве примера единичного случая ребятам дается задание на составление портрета простого вещества конкретного неметалла (например, фтора, хлора и т.д.), где они должны отразить свойства только одного вещества.

ЛСМ – это подвижные системы. В ходе работы они могут перерабатываться и дополняться по мере расширения и углубления знаний по предмету. Именно на это я обратила внимание, когда готовила детей к выполнению тестов при аттестации школы.

При подготовке обучающихся к выполнению тестов, я достаточно широко использовала логико-смысловые модели. Результаты не заставили себя ждать. При выполнении итогового теста за курс десятого класса в начале сентября выполнение составило 36 %, при выполнении городского среза в конце сентября выполнение – 50,2%, а при выполнении аттестационного теста в октябре 88 %.

Использование логико-смыслового моделирования для управления логико-эвристическим проектированием учебной деятельности определяется их психологическими характеристиками и эффективностью результатов, а именно:

  • повышается системность мышления и вырабатывается стереотип систематизации материала;
  • поддерживаются механизмы памяти, и улучшается оперативный контроль информации благодаря наглядности представления знаний в свернутой форме;
  • упрощается подготовка к уроку, обеспечивается алгоритмизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • развивается познавательная активность школьников и навыки самостоятельной работы.

В чем еще позитивная роль ЛСМ? За счет воздействия на разные анализаторы (звуковые, зрительные, тактильные) у детей не наступает перегрузка, так как мозг использует резервы. Это можно подтвердить результатами диагностики, с помощью теппинг-теста (по Ильину), которая проводилась психологом Сидоровой И.В. Если у обучающихся, не использующих ЛСМ к середине урока работоспособность снижается, то есть возрастает утомляемость, то у детей, использующих ЛСМ утомляемость к концу урока даже падает.

 

Главным приоритетом обучения в школе, на мой взгляд, является направленность на формирование инициативности, ответственности, самостоятельности. Немаловажную роль в этом, как я считаю, могут сыграть дидактические многомерные инструменты, т.к. они занимают небольшой объем и несут в себе колоссальный логически связанный учебный материал. Данная технология может использоваться любым учителем-предметником, классным руководителем и даже руководителями различных образовательных структур. Для меня эта технология созвучна с китайской пословицей: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

В условиях сокращения числа часов, отводимых на изучение предмета, на первый план выходит задача отбора и структурирования содержания материала в соответствии с учебным планом. Рассмотрим один из аспектов применения ЛСМ. Работая в 8-ых классах, я столкнулась с проблемой, что недостаточно времени для изучения способов решения разных типов задач и не хватает времени на отработку этих умений. Поэтому мною была разработана ЛСМ «Расчеты по химическим уравнениям»

В практике важен первоначальный успех. Ведь ученики получают материал, в котором все для них незнакомо, и если дать в начале задание даже средней трудности, то для многих оно окажется непосильным. Поэтому во всех уровнях цепочка заданий начинается с задач, которые может выполнить даже самый слабый ученик. Тем самым создается ситуация успеха, ученик начинает верить в свои силы. Кроме того, дидактическое обеспечение составляется таким образом, что трудность заданий постепенно повышается до определенного уровня и фиксируется на этом этапе. Олимпиадные или творческие задания требуют применения простых и сложных умственных операций, в результате которых приобретаются новые знания, полученные из открытых учениками и ранее им неизвестных закономерностей, способов, подходов, называемых нестандартными.

Использование ЛСМ при решении задач позволяет сократить время на решение задач учениками примерно в два раза. Даже слабые ученики, следуя заданному алгоритму, успешно справляются с решением задач. Особенно эффективно использование ЛСМ для учащихся с правополушарным типом познавательной деятельности. Мы живем в многомерном пространстве, и обращение к ЛСМ позволяет использовать ассоциативность мышления учащихся. Слушая и представляя услышанное в виде картинки, учащиеся включают в работу оба полушария мозга, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Использование ЛСМ при решении расчетных задач дает возможность использовать технологию уровневой дифференциации и обеспечить индивидуальную траекторию обучения каждому ученику в обучении решению расчетных задач. Главное, обеспечить учеников дидактическими материалами, позволяющими успешно обучать в одном классе детей с разными способностями (дидактические материалы трех уровней сложности, например, приложение 2). А ученики выбирают темп обучения и уровень сложности. За определенное количество времени они выполняют разный объем работы.

Все ЛСМ, составленные на начальном этапе изучения химии, очень помогают ребятам в процессе обобщения знаний по общей и неорганической химии. Причём следует отметить, что логико-смысловые модели учеников, созданные ранее, перерабатываются и дополняются по мере расширения и углубления знаний школьников по предмету.

Работа с использованием ЛСМ имеет ряд преимуществ перед традиционным подходом к решению расчетных задач:

  • вырабатываются прочные умения и навыки у учащихся в решении задач различных типов по уравнениям;
  • создаются комфортные условия не только для "лево-", но и для "правополушарных" учащихся;
  • обеспечивается дополнительный объем работы для "продвинутых" учащихся.

Логико-смысловые модели удобны для использования: компактны, точны, содержательны. Благодаря составлению и использованию учащимися ЛСМ в обучении, школьники учатся систематизировать полученные знания, видеть полную характеристику изучаемого объекта, отслеживать её по различным параметрам на осях, располагая достоверные факты об изучаемых веществах в логической последовательности. Составление ЛСМ влечёт за собой большую работу со справочной литературой по предмету, ребята учатся мыслить логически, творчески, далеко выходя за рамки стандарта.