Тип урока: изучение нового материала.
Вид деятельности обучающихся: индивидуальная работа, работа в парах.
Информационно-методическое обеспечение: презентация в программе Microsoft Office Power Point “Откуда есть, пошел Ижевск”, карта города, картина Мазунинская археологическая культура, карточки со словами, рабочие листы.
Актуальность: приближается празднование 250 – летия города Ижевска. Каждый уважающий себя гражданин должен знать историю города, в котором он живет, гордиться своей малой родиной. Этот урок поможет заглянуть в далекое прошлое родного города, совершить виртуальную экскурсию во времени и в пространстве, познакомиться с историческими памятниками “времен падения Рима”.
Новизна: по истории города Ижевска нет учебников, разработанных рабочих тетрадей, виртуальных экскурсий, недостаточно наглядных материалов. На этом уроке обучающиеся смогут соприкоснуться с историей, побывать на месте древнего Ижевского могильника, увидеть сохранившиеся защитные сооружения ижевских городищ, заглянуть в зал истории родного края Национального музея имени Кузебая Герда. Выполнить увлекательные задания из специально разработанного рабочего листа. Смогут на практике попробовать “соткать” фрагмент ткани по переплетениям, обнаруженным в ижевском могильнике. На контурной карте отметить исторические объекты.
Применение: разработку данного урока можно использовать на уроке, классном часе, при подготовке к олимпиаде по краеведению. Материал адресован всем, кто интересуется историей города.
Перспективы: создание виртуальных уроков по истории города Ижевска, с целью развития интереса к истории города.
В результате урока обучающиеся должны знать: время возникновения первых поселений, причины появления людей на берегах Ижа.
Должны уметь: объяснить значение терминов – кар, городище, могильник, рассказать о месте поселения первых жителей города Ижевска, анализировать материал по историческому источнику.
Владеть компетенциями: учебно – познавательной, рефлексивной, информационно – поисковой, коммуникативной.
Должны решать жизненные практические задачи: ориентироваться по карте родного города, заполнять контурную карту, высказывать собственные суждения об историческом наследии города, выполнить ткацкие переплетения по образцу, искать самостоятельно необходимую информацию.
Цель:
познакомить с неизвестными страницами истории своего города, включить обучающегося в различные виды ценностной человеческой деятельности для овладения компетенциями.
Задачи:
- Приобретение новых знаний о древней истории города на Иже.
- Овладение умением работать с источниками исторической информации.
- Освоение информационной (работа с разными источниками информации, картами, справочниками, анализ рисунка), коммуникативной (монологическая речь, диалог, передача услышанного в сжатом виде), рефлексивный (оценка своей деятельности) компетентностями.
Межпредметные связи: география, математика, русский язык, история.
Ход урока
2 слайд. (Приложение 1) Слова за кадром.
Бьют куранты на башне Ижмаша
В честь тебя, дорогой наш Ижевск,
Город славы и гордости нашей,
Город нашей любви и надежд.
Город нашей любви, нашей песни
С детства наши сердца покорил,
Ижевчане, давайте все вместе
Делать все, чтобы краше он был. (В Тяптин)
Ижевск готовится в 2010 году праздновать своё 250-летие.
Какой год считается годом рождения города?
1760 год – основание железоделательного завода.
А была ли история у города до этого события?
Слайд 3.
План урока
- Древняя история Ижевска.
- Топонимика города.
- Ижевский могильник.
- Ижевские городища.
Слайд 5. Обратимся к истории города. Ученые предполагают, что в период палеолита щит оледенения частично покрывал области Камско – Вятского междуречья, но до территории современного Ижевска не дошел.
Слайд 6, 7, 8. В те далекие времена здесь была предледниковая тундра, бродили стада шерстистых носорогов, мамонтов, северных оленей. Их останки и сегодня остаются частью богатого ассортимента донных отложений и радуют палеонтологов и археологов. Охота на останки ижевских мамонтов в современных условиях ведется тремя земснарядами – специальными устройствами для очистки пруда от всякого рода отложений. Найденный зуб древнего животного ждал своего часа на глубине 12-15 метров в 700 метрах от южного берега пруда. Летней находке 2008 года не менее 13 тысяч лет. Он стал экспонатом Национального краеведческого музея имени Кузебая Герда.
Слайд 9, 10, 11. В 8-5 тысячелетии до н.э. произошло резкое потепление. Изменилась флора и фауна. Распространились елово – широколиственные леса с животными, известными в наше время.
В IV-V веках нашей эры началась эпоха Великого переселения народов, когда огромное количество самых различных племен и племенных союзов двинулось из-за Урала на европейские просторы.
Самым опасным из них был племенной союз хунну, или гунны, которые шли, задевая южные удмуртские земли, уничтожая все на своем пути. Под их давлением на территорию Удмуртии с территории современных Башкирии и Татарии отошли группы племен мазунинской археологической культуры. Человек появился на территории современного Ижевска.
Слайд 12.
Задание 1. Обучающиеся выполняют задание в рабочем листе (приложение 2).
Осваивал человек новые земли. Летом по воде, зимой по льду. Вгрызался в вековые, непроходимые леса, сплошной стеной стоявшие на берегах реки Иж. Места, где сейчас расположена столица Удмуртии, были красивые, удобные, обильные всякой живностью. Здесь водились великаны лоси, медведи. Лесные тропы перебегала рыжая лисица. Мимо проносились перепуганные зайцы. С ветки на ветку перепрыгивали пушистые белки. В изобилии росли ягоды и грибы. В густых зарослях летали дикие пчелы, дававшие душистый мед. В реке Иж плескались серебристые рыбы.
Укажите не менее четырех причин выбора “великими переселенцами” берегов Ижа для поселения.
Слайд 14. В краеведении столицы Удмуртии скопилось немало загадок, которые вряд ли когда будут разгаданы. Немного печально, но это придает романтику поиску. Одна из таких загадок название города. Сомнения нет – городу дала название река, а у реки откуда такое название?
Одна из таких “вечных” загадок – значение древнего слова, ставшего названием реки Иж. Много есть толкований, но ни одного бесспорного в научном отношении доказательства пока нет.
Наш архивариус заглянул в словарь В. Даля и нашел:
http://slovari.yandex.ru/search.xml?text
http://geographer.ru/toponymy/izh.shtml
ИЖЕ
ср. название девятой буквы русской азбуки, и.
Иже да како не солгут никако, буквы и к.
|| Местоим. церк. иже, яже,еже, кой,
который.
Иж стар. союз ежели, если, буде, когда.
|| Иж м. арх. род морды, вентера, из сети
или из прутьев, для рыболовства.
Ижица ж. название последней, 42-й буквы церковной азбуки, ; произносится как и: , или как в: ; употребл. в словах греческих. От аза до ижицы. Не суйся ижица наперед аза.
Но логичнее всего говорить о взаимопроникновении, смешении финно-угорских и славянских форм этого загадочного гидронима. У удмуртов наиболее близко по звучанию слово “ыж” – овца. Может быть, певучий вятский говорок превратил ее в “Иж”? А может “Ош” подземный бык дал название реке. Поди проверь, коли это обычно самый древний языковый пласт: исчезают города, перемещаются народы, а название реки живет! По одной из версий Иж (Ижма) означает, кстати, просто “река” или “приток”.
Слайд 15. В Ижевске протекает много рек и речушек. Подборенка. Задание. Разберем по составу слово (интеграция с русским языком). Почему она получила такое название? Текла она под бором, а бор – сосновый лес.
Другая река носит название Карлудка, что в переводе означает: “городище на поле”. Попробуем разобраться в этих названиях. Совершим экскурсию в прошлое и настоящее города.
Слайд 17. Место, где располагается Дворец Творчества Юных известно всем школьникам города. Долгое время хранил этот холм вековые тайны.
Слайд 18. В июле 1957 года, накупавшись в пруду, на склоне оврага обсыхали ребята, рылись в песке, и вдруг звякнул зеленоватый кружок монеты, за ним какие – то бляхи. “Клад!” и начали разрывать рыхлую землю. Хорошо, что родители сообщили в музей, а то бы Ижевский могильник памятник III – Y в. остался бы неизвестен науке. Монета оказалась античной: римская монета императора Севера – по-видимому, Марка Аврелия Александра Севера (Marcus Aurelius Severus Alexandrus), царствовавшего с 222 по 235 гг. Чеканку этой монеты датируют 223 годом. Она была украдена прямо с экспозиции в 1963 году (очевидно, это был конкретный заказ), следы ее до сих пор не найдены.
Слайд 19, 20. В сентябре 1957 года археолог В.Генинг начал раскопки у западного окончания переулка Широкий (место на берегу пруда, более известное среди ижевчан как Вшивая горка), вскрыли около 40 могил. Могильник датируется III – V веком, принадлежит к мазунинской археологической культуре.
Слайд 21. Ареал распространения этих племен был весьма широк – от Башкирии на юге и части современного Татарстана на западе до северной границы Кировской области. Археологам открылись медные застежки, краснокоженные пояса, украшенные раковинами, бусы. Все это было связано с праудмуртами. Работать сложно: кругом дома, огороды.
Поэтому следующий этап раскопок относиться к 1975 году, когда дома снесли, а на их месте решили построить Дворец пионеров. Археологическая экспедиция Т.Останиной обнаружили еще 178 погребений.
Слайд 22, 23. Интересен антропологический тип этих древних ижевчан. Анализ костяков, найденных на Вшивой горке, показывает, что мужчины, похороненные здесь, относятся к монголоидному типу. Женщины же преимущественно представляют из себя метисный тип – синтез европеоидных и монголоидных черт.
Задание (интегрировано с математикой). Жили древние жители Ижевска, судя по нашему древнему могильнику, недолго. Средняя продолжительность их жизни колеблется от 29 до 39 лет. Мужчины жили дольше женщин. Их верхний предел достигал 43 года, а жизнь женщин на 8 лет меньше. Сколько лет самой старшей женщине.
Слайд 24. Находки археологов хранятся в Национальном музее имени Кузебая Герда.
Слайд 25. Для посетителей их выставлено не очень много.
Как вы думаете, что это за вещи, для чего они предназначались?
Слайды 26, 27, 28, 29, 30, 31.
Задание. О чем свидетельствуют следующие находки археологов: погребенные лежали на спине, ногами к реке, в могилах находился инвентарь, пояса протянуты вдоль туловища?
– О наличии религиозных верований у людей.
Задание 3 в рабочем листе. Необычные находки.
По технике изготовления, по цвету, форме бусы, найденные археологами в Ижевском могильнике, соответствуют бусам из Сирии, Египта, Финикии. Какие выводы могут сделать археологи? ( Торговля)
Здание 4. Занятия древних жителей Швивой горки.
Во время раскопок археологи нашли: шилья, топоры, мечи, кинжалы, наконечники стрел, ножи с деревянной ручкой, удила, глиняные сосуды, крючки, пряжки, днище от туеска…
Представьте, что эти находки открыли вы. Сделайте всевозможные выводы о занятиях древних жителей Швивой горки.
У жителей Швивой горки было развиты:
- Кузнечное ремесло (мечи, кинжалы, топоры…)
- Ювелирное ремесло (пряжка)
- Гончарное дело (глиняные сосуды)
- Рыболовство (крючки)
- Скотоводство (удила)
- Шитье (шилья)
- Собирательство (днище от туеска)
- Охота (наконечники стрел, нож)
Задание. Горка называется Швивой, там жили швеи. В ижевском могильнике найдены сохранившиеся фрагменты ткани. На символических ткацких станках попробуйте изготовить фрагмент ткани по представленному образцу с разными переплетениями:
Для этого сделаем миниатюрный “ткацкий станок” – картон 5 на 10 сантиметров, с двух сторон зубцы по 5 миллиметров, как показано на рисунке. Натянем нити основы, закрепляя их за зубцы. К челноку, которым послужит маленький карандаш, прикрепим нить утка. Начнем работу по предложенной схеме.
Задание можно изменить:
- Сделайте полоски разноцветной бумаги и выполните переплетения из полосок длиной 15 сантиметров и шириной 1 сантиметр в специально приготовленном экране.
- При помощи картона и иглы с цветными нитями сделайте переплетения. Вначале сделайте основу, проколов на расстоянии 5 мм друг от друга картон сверху и снизу. Переплетайте иглой с нитью по предложенному порядку.
- Нарисуйте узор переплетения тканей.
Задание 5. Здесь спрятались 8 ювелирных изделий, найденных археологами в Ижевском могильнике.
П |
Р |
О |
Н |
И |
З |
К |
А |
О |
Ж |
Е |
Р |
Е |
Л |
Ь |
Е |
Д |
Б |
Ф |
И |
Б |
У |
Л |
А |
В |
У |
А |
Ч |
К |
Ы |
Д |
Э |
Е |
С |
П |
Р |
Я |
Ж |
К |
А |
С |
Ы |
Р |
П |
К |
О |
В |
Э |
К |
О |
Л |
Ь |
Ц |
О |
М |
Е |
А |
Б |
Р |
А |
С |
Л |
Е |
Т |
Ответы: подвеска, пронизка, пряжка, браслет, кольцо, ожерелье, бусы, фибула.
Задание 6. Найди лишнее слово.
Что объединяет эти слова?
А). Крючок, меч, шилья, глиняный горшок;
Б). Наконечники стрел, нож, меч, кинжал, топор, пряжка.
Ответы: а. глиняный горшок – сделан не из металла, б. пряжка – ювелирное изделие.
Задание 7. При раскопках Ижевского могильника V в. археологи не могли найти (подчеркните нужное)
-рыболовные крючки | -кожаный пояс с пряжкой |
-берестяные грамоты | -кирпичная кладка дома |
-глиняные черепки | -серебряная монета |
-деревянный идол | -наконечники стрел |
-листы печатной книги 5 века | -ювелирные украшения |
-серебряный крест | -удила |
Выделите вещественные источники. К какой группе исторических источников относятся все остальное, не вошедшее в первую группу.
Ответы: деревянный идол, листы печатной книги, серебряный крест, кирпичная кладка дома, берестяные грамоты.
Источники вещественные и письменные.
Физкультминутка.
Ребята встают, руки поднимают вверх салютиком. Если согласны, хлопаем в ладоши над головой, если нет – опускаем руки:
- Могильник – место захоронения древних людей. +
- Раковины каури в Удмуртию привозили с берегов Индийского океана. +
- Археологическая культура – духовная культура древних людей. –
- Основное орудие труда археолога – лопата. +
- Слово “кар” на пермском языке означает “гнездо”, “городище”. +
- Ижевский могильник относиться к III – V векам до н.э. –
- Клад – место, где были спрятаны ценные вещи. +
- Бусы из Ижевского могильника сделаны в Сирии, Египте, Финикие. +
- Городище – неукрепленное поселение людей. –
- Первые люди на территории Ижевска появились 17 веков назад. +
Отправимся дальше в наше путешествие. Ижевские городища.
Слайд 33. Сообщение ученика (индивидуальное домашнее задание). Более полутора тысяч лет назад Ижевск защищали две крепости-городища, которые стояли на берегах речки Карлутки (отсюда и их название – Карлутские, точнее, в прежнем написании, Карлудские). Сейчас здесь расположен санаторий “Металлург”.
Первая из этих крепостей была расположена в 250 метрах к югу от санатория и в 200 метрах к востоку от Южного кладбища, размеры ее составляли 2500 квадратных метров. Вторая находилась в 120 метрах к юго-востоку от санатория и в 300 метрах на северо-восток от кладбища, ее площадь – 10 тысяч квадратных метров.
Построены эти крепости были в IV – V веках нашей эры племенами мазунинской культуры и располагались на самом высоком холме Ижевска (на котором сегодня как раз и находится санаторий “Металлург”). Они были поставлены над широкими в то время лесными и водными просторами.
Интересна сама стратегическая задумка этих сооружений – именно их сдвоенность, которая затрудняла возможности противника при осаде. Потому что обе крепости находились друг от друга в убойном для стрел пространстве (чуть более ста метров друг от друга), и атакующие хоть одну из них, хоть обе сразу непременно подставляли открытыми свои спины для обстрела со стороны защитников соседней крепости. К тому же при нападении на одну из них защитники соседней всегда могли прийти на помощь и ударить в тыл нападающим. Все это говорит о высоком уровне развития военного искусства у древних хозяев Карлутки.
Оба Карлутских городища представляли из себя, по-видимому (по-видимому потому, что они так и остались фактически не раскопанными археологами), деревянные крепости, которые были защищены бревенчатыми стенами, валами и рвами. Помимо того, древние строители умело использовали и особенности естественного рельефа местности: обе Карлутки были защищены еще и глубокими обрывами, которые вели к речным руслам.
Подобные же спаренные крепости, принадлежавшие к той же временной эпохе и тем же мазунинцам, археологи находят в соседней Башкирии. Они также располагаются вдоль водных путей, особенно много их по руслу реки Белой.
По нашей территории наиболее легко захватчики могли передвигаться по рекам и вдоль них. Потому обе крепости, по-видимому, были предназначены для контроля над одним из водных путей. Река Карлутка, как и Иж, с которым она соединялась через Позимь, была в те давние времена не только богатой промысловой факторией, но и удобной дорогой сквозь непроходимую тайгу. Это был и путь на судоходную Каму, а дальше – на Волгу.
Несомненно, карлутские крепости входили в систему древних цивилизационных связей. Помимо того, стоит обратить особое внимание на то, что название этой местности сохранилось в языке удмуртов до нашего времени. Это наводит на мысль, что свое значение они долго не теряли потому, что оставались включенными в более позднюю систему цивилизационных связей.
Обе эти крепости вполне возможно восстановить сегодня и сделать их одной из достопримечательностей нашего города. Но перед этим надо очистить речку Карлутку, которая на сегодня по-прежнему является одним из самых загрязненных мест Ижевска.
Хотя по сравнению с началом 1990-х годов, когда в нее сбрасывали свои отходы сразу три завода (только в 1996 году сброс неочищенных сточных вод в Карлутку составил 120 тысяч кубометров; одна только фабрика химчистки, не имея очистных сооружений, спускала в Карлутку вредные отходы, объем которых превышал допустимые нормы в 300 раз!), ситуация заметно улучшилась. Гораздо прозрачнее стала вода, но по-прежнему в крайнем захламлении остаются берега.
В начале 60-х годов прошлого века план такого облагораживания был разработан для Ижевска группой ленинградских архитекторов. По нему предполагалось превратить улицу Советскую в чисто пешеходную улицу, а на ее пересечении с Карлуткой воссоздать каскад прудов, которые здесь были еще в 20-х годах ХХ века.
Слайд 34. Так выглядели жилища мазунинцев.
По прослушанному рассказу выполните Задание 8. Вставьте пропущенные слова и озаглавьте текст.
Обучающиеся обмениваются рабочими листами и оценивают работу партнера.
Если первые археологические памятники в Ижевске датируются III – V веками, значит, наши городища относятся ко времени падения Западной римской империи. Их можно назвать городищами времен падения Рима.
Вспомните дату из курса истории древнего мира (интеграция с историей древнего мира).
– 476 год – падение Западной Римской империи.
Рефлексия
Столица Удмуртии – город Ижевск.
В нем много красивых и сказочных мест.
– А какие сказочные места вам сегодня открылись?
– Как вы думаете, почему мы будем отмечать 250-летие города, а не его 17-вековую историю.
Слайд 35. Работа с контурными картами в рабочем листе.
На карте Ижевска найдем наш лицей. Отметим его расположение условным знаком.
Задание 2 рабочего листа. На карте Ижевска отметьте, где располагались Ижевский могильник и ижевские городища времен падения Рима.
Отметим месторасположения Ижевского могильника в устье реки Подборенка. Условный знак – трапеция. Найдем городища на реке Карлутке.
В рабочем листе отметьте свое настроение смайликами.
Домашнее задание.
Эссе. Путешествие древнеримской монеты к берегам Ижа.
Литература:
- Голдина Р.Д. Древняя и средневековая история Удмуртии. Ижевск: 2004
- Ижевский могильник. /Энциклопедия. Удмуртская Республика. Ижевск: 2000
- Климов К.М. О тканях из раскопок в Удмуртском Прикамье. / Поиски, исследования, открытия. Ижевск: 1984
- Останина Т.И. Два памятника мазунинской культуры Центральной Удмуртии. / Поиски, исследования, открытия. Ижевск: 1984
- Перевозчиков А.П. Ижевск. Ижевск: 1980
- Севрюков О. Ижевск. Ижевск: 1972
- Шумилов Е.Ф. Город на Иже. Ижевск: 1990
- http://www.soverkon.ru/2008/31/89.php / Евгений Ренев. О первых строителях Ижевска и злом волшебнике
- http://www.myizh.ru/cache/cnt74.php /Древние населенные пункты на месте Ижевска
- http://www.udm-info.ru/news/udm/10-07-2008/akosty.html /Останкам древних животных, найденным в Ижевском пруду, более 13 тыс. лет
- http://www.soverkon.ru/2007/22/5.php / Евгений Ренев. Входил ли Ижевск в Римскую империю?
- www.gorlib.ru/izhevsk/hist/dohist.php / Евгений Шумилов “Доисторический” Ижевск.