Цели:
- вызвать интерес к жизни и творчеству Даута Юлтыя;
- воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу;
- воспитывать патриотические чувства;
- приобщать школьников к национальной культуре;
- развивать навыки выразительного декламация стихотворений;
- продолжить работу над анализом произведений;
- развивать устную речь учащихся и расширять кругозор;
- развивать артистические способности учащихся;
- прививать первоначальные навыки стихосложения;
- создать на уроке атмосферу творческого вдохновения, которая даст возможность каждому ребёнку поверить в свои способности
Оборудование: портрет поэта, сборник стихов; магнитофон, аудиозапись «Мелодия курая», синтезатор; фотовыставки «Мы на хлебзаводе», «Мы в краеведческом музее»; выставка детских рисунков «Хлеб – всему голова!» комплект пословиц «Хлеб – это жизнь»; табл. «Словарно-лексическая работа»; тестовые таблицы по теме «Биография Даута Юлтыя»; букет колосков; выставка хлебобулочных изделий; самовар; «волшебные доски» для обратной связи с учащимися; костюмы для инсценирования; атрибуты для танца; выставка поделок учащихся «Колоски».
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в тему урока. Постановка целей
А) Декламация стихотворения «Рожь созрела» под мелодию курая. (Читает учитель)
– Ребята, вы узнали строки этого произведения?
– Кто автор?
Да, сегодня мы поговорим о талантливом башкирском поэте и писателе Дауте Юлтые и его творчестве. Перед нами стоит цель: раскрыть всю глубину его поэтических произведений о хлебе, познакомиться с литературными особенностями его стихотворений, понять и принять мысли поэта, которые он старался донести до сердца и ума каждого читателя.
II. Биография поэта
На прошлом уроке мы познакомились с некоторыми страницами его жизни. Давайте вместе вспомним их.
(Опрос проводится в виде познавательной игры «Звёздный час». Учитель зачитывает вопрос, показывает на табличках варианты ответов, а дети должны выбрать правильный и написать его номер на «волшебных досках». По ходу опроса учитель дополняет ответы детей новыми фактами из жизни поэта)
-
Когда родился Даут Юлтый?
1893 г.
1938 г. (дата гибели)
1967 г. -
Где родился поэт?
д. Юлтый
Оренбургская область
г. Уфа
Учитель: Родился в бедной многодетной крестьянской семье. Мать и отец всю жизнь работали на помещика. Маленькому Дауту рано пришлось испытать трудности подневольного труда.
Ученик:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с частью и почётом,
- Где учился Даут?
Лицей
Гимназия
Медресе
Учитель: Начальной грамоте Даута научил отец, он же пробудил в мальчике любовь к книгам. Несколько лет он учился в родном ауле, а затем в Сорочинском медресе.
-
Где работал Юлтый?
В школе
В редакции журналов
В колхозе -
В каких исторических событиях участвовал поэт?
Первая мировая война (август, 1914 г.)
Вторая мировая война (1 сентября 1939 г.) (Он не мог участвовать в Великой Отечественной войне, т.к. был расстрелян за вольнодумные стихи в 1938 г. во время сталинских репрессий) -
Герой какого произведения повторяет судьбу самого поэта?
«Мелодии Урала» (его первая книга, напечатанная в Стерлитамаке)
«Кровь» (главный герой Булат)
«Маленький Кутуш» (произведение для детей)
«Хлеб» (сборник стихов о хлебе) -
Когда были написаны стихи о хлебе?
в 20-е г.
в 30-е г.
в 40-е г.
Учитель: Мы многое узнали о жизни поэта, о его характере, о том, что он очень любил детей, с большим уважением относился к людям труда, сам всю жизнь трудился, не остался в стороне, когда наша Родина нуждалась в защите. Мы узнали о тех трудностях, которые выпали на его долю, но не сломили его дух.
– А вот каким вы его представляете?
– Какой, по-вашему, был у него характер?
– Как он выглядел? (дети высказывают свои предположения)
– Посмотрите на его лицо, на его глаза. Что вы можете сказать об этом человеке? (Учитель показывает портрет Даута Юлтыя)
– Вспомните, какие исторические события происходили в это время, когда поэт сочинил стихи о хлебе.
В 20-е годы после окончания гражданской войны в стране царили разруха, нищета, болезни, голод. Но постепенно страна справлялась с этими трудностями. Восстанавливались здания, строились новые театры, фабрики, заводы, на селе организовывались колхозы, совхозы. Крестьяне вернулись к работе на поля. Пашня после долго перерыва вновь дарила людям славные урожаи пшеницы и ржи. Но это живое золото земли-матушки давалось хлеборобам очень тяжёлым и кропотливым трудом. Чтобы каждый смог оценить каждый кусочек и каждую крошечку хлеба на своём столе, Даут Юлтый написал целую серию стихотворений под общим названием «Хлеб», где подробно рассказывает о том, какой долгий путь проделывает хлеб, прежде чем явиться к нам на стол румяным, аппетитным душистым калачом или булочкой. Он любуется и восхищается трудом хлебороба!
III. Знакомство с народной традицией хлебосольства
По доброй старинной традиции дорогих гостей в каждом доме встречают хлебом-солью. Последуем и мы этой прекрасной народной традицией.
Ученик:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с частью и почётом,
Встретить щедро, от души.
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклоняясь. Отведать просим.
– дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
(вручение каравая гостям)
IV. Анализ стихотворений.
А сейчас я предлагаю вам пройти весь путь, который совершает хлеб, прежде чем попасть на наш стол.
1) Словарная работа
– Объясните значение слов:
- Околица
- Закрома
- Ток
- Жернова (показ фото из музея)
- Молотилка
- Чан (показ фото на хлебзаводе)
2) Работа над стихотворением «Трактора»
– Чтение стихотворения.
– Каким настроением проникнуто это стихотворение?
– Какой литературный приём использует автор, чтобы передать атмосферу трудового праздника? Почему он прибегает к этому приёму?
– Кого олицетворяет Даут Юлтый?
– Какой хлеб получается из пшеничной муки? А из ржаной муки? (Показ хлебобулочных изделий с выставки)
– Выразительное чтение стихотворения.
3) Исполнение песни «Трактор в поле землю пашет»
-
Сильный трактор землю пашет-
Для посева это важно!
Летом только поспевай-
Убирает хлеб комбайн!
Рядом с ним за тучкой пыли
Два больших автомобиля.
Им задание дано – с поля вывезти зерно. -
Поездами скоро-скоро
Урожай привозят в город.
Зёрна мелят на муку
И румяный хлеб пекут.
Булки грузят на машины,
Доставляют в магазины,
Хлеб пшеничный, хлеб ржаной –
Выбирай на вкус любой! -
Мама тёплую буханку
В дом приносит спозаранку.
Открывай-ка шире рот,
Вкусен мамин бутерброд!
С огурцами ли, с картошкой,
Надо хлеб съедать до крошки,
Потому что много сил
Тратил тот, кто хлеб растил!
4) Работа над стихотворением «Сеялка»
– Чтение стихотворения.
– Когда проводится сев? (В апреле, мае – яровая, в августе, сентябре – озимая)
– Когда появляются первые всходы? (В течении месяца)
– Кого и что олицетворяет автор? Для чего он это делает?
– Какой вы представляете сеялку?
– Какими предстают перед нами грачи? Почему они обижаются?
– Для кого же посеяна пшеница?
– Выразительное чтение стихотворения.
5) Работа над стихотворением «Рожь созрела»
– Чтение стихотворения.
– Какие красивые сравнения использовал автор?
– С кем автор сравнивает колосья? (Автор сравнивает колоски с детьми, которые растут, набираются сил, взрослеют, черпая энергию земли, неба, солнышка, воды и заботливых человеческих рук.)
– Чего опасаются созревшие колоски?
– Выразительное чтение стихотворения.
Исполнение танца «Колоски»
6) Работа над стихотворением «Молотьба»
– Чтение стихотворения.
– Какие строки стихотворения передают атмосферу бурной деятельности во время уборки урожая?
– Докажите строками из стихотворения, что хлеборобы трудятся не покладая рук.
– Что нового о процессе обмолота вы узнали из этого стихотворения?
– С чем сравнивает поэт поток зёрен?
– Какое образное сравнение вызвало у вас улыбку?
– Какое настроение чувствуем мы между строк этого стихотворения?
– Выразительное чтение стихотворения.
7) Работа над стихотворением «Зерно – в закромах»
– Чтение стихотворения.
– Богатый ли урожай собран с полей? Какие строки об этом свидетельствуют?
– Почему возы ползут и скрипят?
– Каков взгляд у хлебороба?
– Чему радуется он?
– Каково состояние его души в этот момент? Почему?
– Какова главная мысль этого стихотворения и всего поэтического эпоса о хлебе?
В каких строках она выражена? (Дороже хлеба ничего нет на земле моей.)
– Выразительное чтение стихотворения.
8) Работа над стихотворением «Ветряная мельница»
– Чтение стихотворения.
– Какие виды мельниц раньше существовали? А сейчас? (Электрические)
– С чем сравнивается мельница? Почему?
– Как автор ласково называет мельницу?
– С чем сравнивает поэт муку, которая сыплется в мешки? Где мы уже встречели подобное сравнение? (Зёрен водопад)
– Почему мельник наблюдает за работой мельницы с улыбкой? Чему он радуется?
– Выразительное чтение стихотворения.
9) Работа над стихотворением «Муку везут в город»
– Чтение стихотворения.
– Удался ли урожай хлеба? Какие строки это доказывают? Со строками какого стихотворения они перекликаются?
– Какое образное сравнение вызвало у вас улыбку? (Автору присуще чувство юмора.)
– Куда отправляется мука?
– Выразительное чтение стихотворения.
10) Работа над стихотворением «В пекарне»
– Чтение стихотворения.
– Быстрым или долгим является процесс выпекания хлеба? Какие строки это доказывают?
– Что говорит о том, что тесто удалось на славу?
– какими словами автор описывает умелую работу пекаря?
– Как вы думаете, труд пекаря очень лёгок?
– Почему же у пекаря весёлое настроение?
– От чтения каких строк «текут слюнки»? (Выйдет горячий, хрустящий, пахучий…)
– Конкурс чтецов
– Воспоминания учащихся об экскурсии на хлебзавод по материалам фотовыставки.
11) Инсценирование «Спасибо хлебу»
Мальчик:
Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,
Говорю тебе: «Спасибо!»
Хлеб:
Лучше б ты не поленился,
Доброй пашне поклонился.
Мальчик:
Кланяюсь тебе я, пашня,
За горячий хлеб домашний!
Пашня:
Лучше б ты не поленился –
Солнцу в небе поклонился.
Мальчик:
Солнце, в небе синем,
За горячий хлеб спасибо!
Солнце:
Ты б, сынок не поленился.
Дождику бы поклонился!
Мальчик:
Вот спасибо, дождик в небе,
Что заботишься о хлебе!
Дождик:
Лучше б ты не поленился,
Дождику бы поклонился!
Мальчик:
Вам спасибо, папа с мамой,
Хлеб даёте вкусный самый!
Папа:
И тебе спасибо тоже,
Ты у нас такой хороший!
12) Работа с пословицами
– Соотнести начало и конец каждой пословицы:
Не шуба греет, а … | хлеб. |
В дороге хлеб не … | помеха. |
Не будет хлеба, … | не будет и обеда. |
Без соли не вкусно, а без хлеба … | несытно. |
У кого хлебушко, у того и … | счастье. |
Хлеб всему … | голова. |
Без печки холодно – без хлеба … | голодно. |
– Какова главная мысль всех пословиц?
13) Итог
– Какой путь проходит хлеб до наших столов?
– Какой вывод сделаем: как нужно относиться к хлебу?
– Кто нам очень подробно, живописно рассказал об этом в своих стихах?
– Каким настроением проникнуто каждое стихотворение?
– Почему мы называем его певцом труда хлебороба?
14) Творческая работа
Мы сегодня читали прекрасные стихи талантливого башкирского поэта Даута Юлтыя. Они так образно, красиво и интересно описывают весь трудоёмкий процесс изготовления хлеба, что сточки сами откладываются в памяти. Я думаю, вам легко будет выполнить домашнее задание. Выберете стихотворение, которое вам больше всего понравилось, и выучите наизусть.
А сейчас у нас есть возможность узнать самим, трудно ли сочинять стихи. Я предложила вам на прошлом уроке две рифмы о хлебе ,использовав которые вы должны были сочинить четверостишье:
Ветерок – колосок
Урожай – собирай
Давайте послушаем, что у вас получилось. (Дети зачитывают свои стихи)
15) Исполнение песни «А хлеб остаётся хлебом»
Молодцы, ребята, прекрасно поработали. Теперь вы знаете, какой ценой добывается хлеб и будете его ценить и относиться к нему бережно, с большим уважением!
Сегодняшний урок хочется завершить нашей любимой песней:
1. Есть много морей на просторах земных-
Свинцовых морей и морей голубых.
Безбрежных в своём просторе.
Плывут и плывут по морям корабли,
Уходят и тают в туманной дали,
Но мы – про другое море.
У этого моря иная судьба:
В бескрайнем просторе хлеба и хлеба!
Стеною встаёт пшеница.
Зовут это море у нас целина,
Гуляет в степи золотая волна,
И ею земля гордится.
Припев:
Зеленеют поля, молодеет земля,
Урожаю грядущему рада.
Славен мир на земле,
Славен хлеб на столе!
От полей человеку награда!
2. Пшеничное море, ржаной океан!
Вспахал и засеял народ – великан
Былые целинные степи.
Немало у нас и забот, и работ,
Но самою главной считает народ
Заботу свою о хлебе.
На северный полюс идут корабли,
Ракеты к Венере стартуют с Земли,
Ведут поединок с небом.
Плотины на реках встают поперёк,
Всё дальше уносятся рельсы дорог,
А хлеб остаётся хлебом.