Урок обобщения и систематизации знаний "Тепловые явления"

Разделы: Физика


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи урока:

О: Формирование и коррекция знаний и умений по данной теме

Р: Умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, делать выводы, выделять существенные признаки объектов

В: Воспитывать умение организовать свою деятельность, формирование ценностной ориентации, мировоззрения

Оборудование к уроку: дидактический материал, наглядные пособия: плакаты, таблицы. флэш-анимации, презентация "Своя игра".

Возможно проведение урока с применением интерактивной доски и компьютерного класса, тогда все приложения выполняются на ИД и одновременно индивидуально за компьютером учащимися, что дает возможность увеличить темп и разнообразие урока.

План урока

Этапы урока

  1. Организация начала урока
  2. Актуализация знаний необходимых для творческого применения знаний
  3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности
  4. Усвоение образца комплексного применения ЗУН
  5. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях
  6. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков
  7. Подведение итогов урока.
  8. Информация о домашнем задании

Ход урока

Организация начала урока

Вступительное слово учителя:

Наш урок посвящен обобщению знаний по теме "Тепловые явления".Мы вспомним как из приведенного списка выделять тепловые явления, три вида теплообмена Объясним в каких агрегатных состояниях вещества они возможны. Вспомним определения количества теплоты при различных процессах, обозначения и единицы измерения.

Актуализация знаний необходимых для творческого применения знаний

  • Беседа
  • Способы изменения внутренней энергии.
  • Теплообмен.
  • Виды теплообмена: теплопроводность, конвекция, излучение.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

На ИД доске под "шторкой" структурно-логическая схема

Назовите способы изменения внутренней энергии. Составьте схему на интерактивной доске.

Проверим результат открыв "шторку"

Рис. 1

2.jpg (27951 bytes)

Рис. 2

Рис. 3

Повтори явления и назови определения: (работа по рис 1).

 

4.jpg (29746 bytes)

Рис. 4

5.jpg (19652 bytes)

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Расчет количество теплоты.

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Усвоение образца комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа за компьютером. Класс занимает места у персональных компьютеров и, запустив учебную анимацию выполняют задания. (благодаря свободному перемещению объектов есть возможность быстро менять задания)

  1. Назови тепловой процесс в соответствии с участком графика (приложение 1)
  2. Построй график по заданным процессам (приложение 2)
  3. Составь верное утверждение (приложение 3)
  4. Размести рисунки в соответствии с их названиями и тепловыми процессами (приложение 4)
  5. Реши кроссоврд (приложение 5)
  6. Составь ключевое слово отвечая на вопросы (приложение 6)

Применение обобщенных ЗУН в новых условиях

В форме игры- соревнования ответить на вопросы. Количество рассмотренных вопросов зависит от темпа игры. В случае применения интерактивной доски необходимые пояснения для ответов выполняются непосредственно на доске.

Своя игра (Приложение 7)

1 А. В один стакан налита холодная вода, а в другой - кипяток. В каком стакане вода обладает большей внутренней энергией?

2 А. Как будет изменяться внутренняя энергия воды в кастрюле по мере её нагревания?

3 А. При трении головки спички о коробок спичка воспламеняется. Объясните явление.

4 А. Какие превращения энергии происходят при обработке напильником металлических деталей?

5 А. Две кружки обладают одинаковой вместимостью. Одна кружка изготовлена из алюминия, другая из фарфора. Какая из кружек быстрее нагреется, если налить в неё жидкость? Ответ поясните.

6 А. Летом лёд долго сохраняется под слоем опилок. Почему?

7 А. Почему в холодной комнате, прежде всего, мерзнут ноги?

8 А. Где следует размещать радиаторы для равномерного обогрева комнаты?

9 А. Почему форточки располагаются в верхней части окна?

10 А. Какое из тел - ведро или стакан с водой потребует больше энергии для увеличения их температуры на 1o С?

11 А. Три тела (алюминиевое, латунное и свинцовое) одинаковой массы и температуры поместили в горячую воду. Одинаковое ли количество теплоты получат они от воды? Почему?

12 А. Какое количество теплоты потребуется для увеличения температуры воды массой 100 г на 1o С?

13 А. Какое количество теплоты потребуется для увеличения температуры стального бруска массой 0,5 кг от 10 до 40o C?

14 В. Закрытую пробирку погрузили в горячую воду. Изменилась ли кинетическая и потенциальная энергия молекул воздуха в пробирке? Если изменилась, то как?

15 В. За счёт, какой энергии совершается работа по перемещению ртути в термометре при измерении температуры у человека?

16 В. Почему при быстром скольжении по шесту или канату можно обжечь руки?

17 В. В сосуде нагрели воду. Можно ли сказать, что воде передано некоторое количество теплоты? Ответ поясните.

18 В. Два медных бруска массами 100 и 500 г, взятых при комнатной температуре, погрузили в кипящую воду на одинаковое время. Изменилась ли их внутренняя энергия? Если изменилась, то одинаково ли у обоих брусков? Ответ поясните.

19 В. Почему при вбивании гвоздя в доску его шляпка нагревается слабо, а когда гвоздь уже вбит, то достаточно нескольких ударов, чтобы сильно нагреть шляпку?

20 В Почему нагретые тела в воде охлаждаются быстрее, чем в воздухе?

21 В. Зачем канализационные и водопроводные трубы закапывают в землю на значительную глубину?

22 В. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной мешалкой?

23 В. Кирпич кажется на ощупь теплее, чем мрамор при той же температуре. Какой материал обладает лучшими теплоизоляционными свойствами?

24 В. Какой дом - деревянный или кирпичный - теплее, если толщина стен одинакова? Ответ поясните.

Контроль и самоконтроль знаний

Вариант 1

По заданному графику зависимости температуры от времени нагревания куска олова массой 2 кг определите:

1) время нагревания твердого олова;
2) время его плавления;
3) температуру плавления;
4) количество теплоты, которое потребуется для нагревания твердого олова;
5) количество теплоты, которое потребуется для плавления олова;
6) количество теплоты, которое выделилось бы при затвердевании и охлаждении данной массы олова до 32 °С;
7)* массу спирта, сожженного за это время в спиртовке

Вариант 2

1. По заданному графику зависимости температуры от времени конденсации водяного пара массой 0,5 кг определите:

1) время конденсации водяного пара;
2) время охлаждения полученной из пара воды;
3) температуру конденсации водяного пара;
4) количество теплоты, которое выделяется при конденсации;
5) количество теплоты, которое выделяется при охлаждении полученной из пара воды;
6) количество теплоты, которое потребовалось бы для полного превращения данной массы воды, взятой при 50°С, в пар;
7)* массу льда, которую можно расплавить выделившимся при конденсации водяного пара количеством теплоты.

Подведение итогов урока

Выставление оценок за урок

Информация о домашнем задании

Составить структурно-логическую схему по теме "Тепловые явления". Работу можно выполнить как на бумажном (формат А-4), так и на электронном носителе.

Литература

  1. http://school-collection.edu.ru
  2. Образовательный CD "Кирилл и Мефодий. Физика 8"
  3. http://edunet.zn.uz