Задачи урока:
образовательные:
- закрепить образные представления о Древней Индии;
- дать характеристику кастовому строю в Индии;
- подвести детей к пониманию, почему возникло деление людей на касты и в каких условиях оно формировалось;
- познакомиться с важнейшими достижениями культуры Индии;
развивающие:
воспитательные:
Оборудование урока: мультимедийная презентация с основными понятиями урока, иллюстративный материал.
Приемы ТРКМ: ключевые слова темы, таблицы, “толстые” и “тонкие” вопросы, кластер, синквейн.
ХОД УРОКА
Речевая разминка: “Ключевые слова”. На доске записана тема урока, учащимся предлагается дать определение каждого понятия входящего в название темы (1-2 минуты).
Стадия вызова.
На данной стадии применяется прием “Групповая мозговая атака”. Учащимся предлагается записать в тетради все, что они знают по данной теме. Затем на доске записываем все, что говорят дети, не отбрасывая ничего. Оформляем ответы в виде кластера:
Учитель: У нас остался один незаполненный фрагмент, попробуйте предположить, как назывались группы людей в Древней Индии.
Заслушиваются ответы 5-6 учащихся, делается вывод.
Учитель: Вы обладаете хорошими энциклопедическими знаниями. Это – касты. О них и пойдет сегодня разговор (3-4 минуты).
Стадия осмысления.
Задание для работы в группах: Предлагаю работу в группах. Сейчас каждая группа постарается ответить на предложенные толстые и тонкие вопросы: Зачем нужны были касты? Что это за группы, как они появились, для чего? И прокомментировать свой ответ (4-5 минут).
Заслушивание ответов групп.
Учитель: Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или воином. Ведь у коровы, например, не может родиться поросёнок. У людей разных каст всё должно быть разное – и дом, и еда, и одежда. У каждой касты свой цвет одежды: брахманы – белый, воины – красный, земледельцы – жёлтый, слуги – чёрный.
Учитель: Предлагаю самостоятельно рассмотреть иллюстрации и заполнить “Концептуальную таблицу” (4-5 минут).
Линия сравнения | брахманы | земледельцы | воины | слуги |
Одежда | ||||
занятия | ||||
Жилище | ||||
Отношение к богу Брахма |
Обсудите свои записи с соседом и обобщите ответ (3-4 минуты).
Пары озвучивают результаты своей работы (2-3 минуты).
Учитель: Понравилось ли вам путешествие в Древнюю Индию? Представьте, что вы древние индийцы. Что бы вы нарисовали о своей стране, чтобы больше о ней рассказать? Продолжаем работу в группах. (8-10 минут).
Творческий отчёт групп.
Стадия рефлексии.
Учитель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Что нового узнали на уроке? Какие вопросы были самыми интересными? По традиции предлагаю составить по уроку синквейн. Определите ключевые слова по теме урока. (Индия, касты, бог Брахма, цвета, различия и т.д.). Заключительное задание мы также выполним в группах. (3-4 минуты).
Зачитываются синквейны:
Касты.
Интересные, древние.
Различают, выделяют, сравнивают.
Именно так делили людей
В Индии.
Учитель: Вы сегодня замечательно отвечали на вопросы, заполняли таблицы, составляли синквейны. Я прошу оценить вас свою работу на уроке.
Домашнее задание. Напишите эссе “Почему неравенство между кастами казалось индийцам естественным и вечным?”