Тип урока: Урок практического применения знаний.
Цель: Показать взаимосвязь истории с другими предметами на примере изучения быта древних греков.
Задачи:
- Повторение истории Древней Греции
- Знакомство с историей костюма древних греков и видами греческих орнаментов
- Знакомство с простейшей технологией изготовления костюмов и их оформлением
- Отработка навыков работы с графическими редакторами
Наглядность:
- Мультимедийные презентации
- Индивидуальные карточки-задания
Оборудование:
- Швейные машины
- Инструменты
- Компьютеры
- Принтер
- Проектор
Материалы:
- Ткань
- Клеящая плёнка
- Бумага
Структура урока
Элементы урока | Приемы, методы и формы | Время, мин |
1. Организация начала урока 2. Теоретическая часть 2.1. Вводная беседа по истории Древней Греции 2.2. Из истории костюмов, причёсок и аксессуаров 2.3. Виды греческих орнаментов и их применение 3. Практическая часть 3.1. Изготовление костюмов 3.2. Разработка греческих орнаментов в графическом редакторе 3.3. Оформление костюмов орнаментами 4. Показ костюмов 5. Итог урока. |
Устная постановка целей и задач урока Повторение пройденного материала Изложение нового материала. Изложение нового материала Во время практической части учащиеся делятся на 2 группы. Девочки самостоятельно работают по карточкам-заданиям. Мальчики работают в графическом редакторе по созданию орнаментов для костюмов Работа по оформлению костюмов Демонстрация Закрепление пройденного материала Рефлексия "Бобовое зернышко" |
2 10 10 10 30
8 10 |
Ход урока
1. Организационный момент:
Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.
2. Теоретическая часть (Сопровождается слайдовой презентацией. Приложение 1)
2.1. Вводная беседа по истории Древней Греции
Учитель истории:
Сохранилось так мало греческих жилищ, что мы не можем с уверенностью говорить о том, как выглядел обычный дом. Но мы знаем, что греческие дома строились вокруг внутреннего дворика. Из него двери вели в комнаты первого этажа с земляным полом. Окна, выходящие на улицу, были маленькими и закрывались ставнями. Это делало жилище закрытым от посторонних и безопасным. Лестницы вели из двора в верхний этаж, где располагались спальни и помещения для слуг. Мужчины и женщины жили отдельной жизнью и имели отдельные комнаты. Стены были сложены из сырцовых кирпичей и укреплены деревянным каркасом. Двери и ставни делали из дерева. Петли на дверях и ставнях делали из бронзы. У главного входа в дом ставили статую бога Гермеса - герму, которая отгоняла зло. В богатых домах в дверях стоял привратник, встречающий гостей.
Мебель обычно изготавливали из дерева. В богатых домах стояла мебель с резьбой, с бронзовыми украшениями, инкрустированная слоновой костью, золотом и серебром. Тронос был почетным местом, где сидел хозяин дома. В большом ходу были скамейки с широко расставленными ножками, иногда складными. Женщины сидели на стульях с изогнутой спинкой. Такие стулья назывались клисмос. Столы были круглые, овальные или прямоугольные и обычно низкие, с тем чтобы их можно было убрать под ложе, когда они оказывались не нужны. У них было три ножки или одна опора в середине. Ложа и кровати были похожи по конструкции. В основании лежала деревянная рама, обтянутая кожаными ремнями или веревками. Сверху стелили матрас, подушки и покрывало.
Мелкие личные вещи, такие как ювелирные изделия и косметика, хранились в небольших шкатулках и корзинках. Вещи побольше, например одежда или постельное белье, держала в ларях, сундуках.
Комнаты освещались небольшими светильниками из керамики, бронзы или серебра, в которых горело масло. Лампы ставили на бронзовые подставки.
2.2. Из истории костюмов, причёсок и аксессуаров
Учитель технологии:
Древние греки.
Хотя древние греки жили несколько тысяч лет назад, нам многое известно об их жизни.
Как выглядел Эллин?
По преданиям, древние греки были хорошо сложены и сами в это верили. Известный древнегреческий врач Адамантий свидетельствует: "Население отличалось довольно высоким ростом, широкими плечами, стройностью, крепким сложением, они блондины с белым цветом кожи и с устойчивым, хотя нежным румянцем, у них прямые, красиво сложенные ноги с изящными ступнями, круглая средней величины голова на крепкой шее. Их отливающие золотом волосы тонки и легко вьются, лицо у них прямоугольное, губы тонкие, нос прямой, томные, чрезвычайно блестящие глаза мечут нежные и проницательные взоры".
Костюм - это устойчивые формы одежды данного народа, сословия, эпохи. Он несет в себе художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи, который меняется вместе с жизнью общества.
Греческая одежда была очень простая. И мужчины и женщины драпировались в ткани, оборачивая их вокруг тела.
Мужской костюм.
Греческие мужчины носили простую юбку и тунику, сшитую с одной стороны и застегнутую на одном или обоих плечах.
Обычно было принято надевать хитон белого цвета.
Также мужчины носили гиматий. Он обязательно имел прямоугольную форму. Иногда его носили поверх туники. Гиматий был светлых сдержанных тонов, а уже накидки и плащи - цветные. Длинные гиматии со временем стали носить только жрецы и облеченные властью должностные лица во время исполнения служебных обязанностей, актеры на представлениях и некоторые участники священных игр.
Удобной была короткая одежда - хламида, которую носили молодые мужчины, особенно для охоты, верховой езды. В нее оде вались солдаты. Короткий плащ - хламида, фессалийского происхождения, застегивался на шее пряжкой и свободно спускался на плечи и спину. Так называемый "героический плащ" - это толстое одеяло, в которое кутались греки в холод.
Мужская прическа.
Волосы у греков были густыми и пышными.
В период архаики греческие мужчины носили длинные волосы и бороды.
В классический период волосы и бороды стали короче. Дольше всего мода на бороды сохранилась у спартанцев, которые считали их признаком мужества.
После персидских войн волосы стали стричь коротко. Короткие волосы стали означать демократические взгляды и происхождение. Длинные волосы продолжали носить только франты и философы.
В период эллинизма у мужчин вошло в моду быть гладко выбритыми.
Женский костюм.
Основное женское п:штье называлось хитон.
Хитоны были двух видов: дорийский и ионийский.
Дорийский хитон придуман в материковой Греции. Верхнюю часть складывали, а затем оборачивали вокруг тела, оставляя одну сторону открытой.
Ионийский хитон появился в греческих ионийский колониях. Он застегивался в нескольких местах вдоль руки.
Другим видом женской одежды была прямоугольная накидка - гиматий. Размер и плотность гиматия могли быть самыми различными.
Молодые девушки надевали полукороткую накидку с поясом - паллулу, при этом руки и шея оставались свободными. Когда гречанка надевала фарос, то с плеч вдоль рук ниспадали складки красивыми и ритмичными зигзагами. Нижний край накидки обычно отделывали узорной каймой или цветной полосой.
Женские прически.
У гречанок были длинные и густые волосы. Прически строго гармонировали с одеждой. В архаический период у женщин были длинные распущенные волосы. Их перехватывали лентой.
В классический период волосы обычно зачесывали наверх. Для того, чтобы прическу удержать, использовали различные средства. Поднятые на затылке волосы закрепляли шпильками, поддерживали повязками и сетками, лентами, шарфами, диадемами.
В период эллинизма в моду вошли волнистые и кудрявые волосы, хотя их по-прежнему
зачесывали наверх.
Молодые девушки носили прически в виде пука волос, собранного на макушке головы.
У женщин было несколько типов причесок, но классическая прическа - "греческий узел". Обычно гречанки обращались к услугам парикмахеров. Парикмахеров здесь звали
каламистрами. Волосы душили благовонными эссенциями, потом расчесывали и завивали щипцами. Нередко гречанки прибегали к окрашиванию волос. Уже в V веке до н.э. греки знали, как превращать черные волосы в белокурые.
Употребляли также и фальшивые волосы - парики, шиньоны и простые накладки.
Ювелирные украшения.
В изготовлении женских украшений греки достигли большого мастерства.
Серьги в форме спирали или с подвесками делались из золотой, серебряной плетеной проволоки, покрывались эмалью, браслеты изготавливали из плетеного металлического шнура, кованного золота или серебра. В период эллинизма все это украшалось драгоценными камнями.
Диадемы в Древней Греции назывались Стефанами и изготавливали из дорогих металлов и эмали, в виде цветочных и пальмовых листьев.
Шпильки делались из золота, а на концах изображались головы оленя, лося и амуров. Люди победнее носили украшения из бронзы, свинца. железа и кости.
Необходимым предметом для женщин были зеркала. Их делали из куска полированного металла - бронзы округлой формы. Выпуклая сторона такого зеркала хорошо отражала предметы. а вогнутая украшалась узорами.
Головные уборы.
Обычно аристократы оставляли голову непокрытой. Однако отправляясь в деревню или в путешествие. они брали с собой маленькую островерхую войлочную шапочку без полей или с очень маленькими полями. Она называлась пилос.
Плоская шляпа с ремешком называлась петас.
В городах гречанки редко носили шляпы, но за городом любили надевать круглую шляпу, почти плоскую с остроконечной верхушкой. Она называлась фолия.
Замужние женщины прикрепляли к косе покрывало. Выходя на улицу. Женщины обычно держали зонтик и веер из павлиньих перьев или деревянный в форме лотоса, чаще светло-голубого цвета.
Обувь.
Греки надевали обувь только выходя на улицу.
Самой распространенной обувью были сандалии различных типов:
- в виде прикрепляемой к ноге подошвы с ремнями, они назывались крепиды;
- иподиматы - это сандалии на деревянной, пробковой или кожаной подошве, которая крепилась к ноге посредством нескольких ремней.
Позже появились резные сапоги - эндромиды. Постепенно совершенствуясь и закрывая краями лодыжку, сандалии перешли в открытый башмак, а затем в высокий полусапог со шнуровкой. Эндромиды доходили до икр и зашнуровывались спереди. Изготавливали обувь обычно из кожи, подшивали войлоком и мехом для тепла.
На ноги гречанки надевали сандалии, белые или желтые туфли и высокие ботинки. Сандалии были очень мягкие и изящные, чем у мужчин. Башмаки зашнуровывались и плотно облегали ноги. Часто цветная обувь была с металлическими пряжками.
2.3. Виды греческих орнаментов и их применение.
Учитель ИЗО:
Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер, Это - меандр, критская волна, пальметта. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. В сочетании с вертикальным направлением линий драпировки это делает складки особенно четкими и выразительными, подчеркивает красоту и пластику движений.
Меандр
- распространенный тип геометрического орнамента в виде ломаной линии, в котором используется переплетение непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии. По одной из версий так называлась река во Фракии. Она существует и доныне. С древности было замечено, что эта река сильно петляет, по сходству с извилистым руслом и был назван орнамент.Пальметта
- форма орнамента, заимствованная у стручков цератонии, различным образом объединенных и обрамленных в форме вязи, чаши. Есть формы пальметты, заимствованные у различных растений: алоэ, вьюнка, плюща.Ионик
, овы - орнамент, состоящий из ряда яйцеобразных выпуклостей, обрамленных листьями.Существовали плетеные узоры, или косы.
Эти и другие орнаменты можно встретить и на одежде, и на различных предметах древнегреческого происхождения, и на архитектурных сооружениях. Они были освоены и Древним Римом. Древнегреческий орнамент ритмичен и строится по горизонтали. Он был особенно выразителен в сочетании с вертикальным направлением линии драпировки одежды и подчеркивал красоту и пластику движений.
3. Практическая часть
3.1. Изготовление костюмов.
Группа девочек вместе с учителем технологии переходят в мастерские. Их задача изготовить костюмы по карточкам заданиям. (Приложение 2)
3.2. Разработка греческих орнаментов в графическом редакторе.
Группа мальчиков вместе с учителями ИЗО работают над созданием греческих орнаментов для оформления костюмов Рисуют орнаменты в текстовом редакторе, распечатывают. Выполняют орнаменты на клейкой пленке, вырезают.
3.3. Оформление костюмов орнаментами.
Группа девочек готовыми орнаментами оформляют свои костюмы.
4. Показ костюмов.
Дефиле.
5. Итог урока. Рефлексия "Бобовое зернышко"
Литература.
- А.А.Вигасин. История Древнего мира, 5 класс, М: Просвещение,2006
- Л.Д.Любимов, "Искусство Древнего мира", М: ООО "Издательство Астрель", 2002
- М.В.Короткова "Культура повседневности. История костюма", М: "Владос", 2002
- Н.А.Дмитриева, Л.И.Акимова "Античное искусство", М: Детская литература, 1988
- Сьюзан Пич, Энн Миллард, "Греки", М: Росмен.1997