Разработка педагогического совета "Творческое самоопределение педагога, ученика, родителя в школе и в ближайшем окружении"

Разделы: Администрирование школы


В учительской за два месяца до проведения педсовета размещается объявление.

Педсовет-праздник встречи, праздник педагогического труда, и он должен быть интересным, разнообразным, насыщенным. Будет праздник у учителя – будет он и у детей.

Тема педсовета: «Творческое самоопределение педагога, ученика, родителя в школе и в ближайшем окружении».

Цели:

  • выявление и определение педагогических позиций по проблеме развития креативных способностей педагогов,  корректировка подходов и технологий творческого развития обучающихся;
  • объединение усилий коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Участники:

  • педагоги школы, администрация, библиотекарь, инициативная группа старшеклассников (7 чел.), педагоги дополнительного образования, председатель общешкольного родительского комитета.

Подготовка:

  • cоздание инициативной группы по подготовке заседания педсовета;
  • изучение педагогической и психологической литературы по обсуждаемой проблеме;
  • посещение администрацией и инициативной группой уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, занятий педагогов дополнительного образования;
  • анализ планов воспитательной работы классных руководителей, планов руководителей кружков;
  • проведение анкетирования учащихся по вопросам удовлетворённости школьной жизнью и обработка полученных результатов;
  • создание видеофильма «Мы и наши дети», компьютерных презентаций;
  • составление проекта решения заседания педсовета;
  • заместители директора готовят для директора материал выступления по выполнению решений предыдущего педсовета.

Оформление и оборудование:

  • компьютерная презентация «Творческое самоопределение педагога, ученика, родителя в школе и в ближайшем окружении»;
  • выставка методических материалов по теме педагогического совета: научно-методические публикации, методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учителей и обучающихся, компьютерные презентации;
  • мультимедийная установка для просмотра презентаций, видеофильма.

План проведения.

I. Ознакомление с правилами педсовета:

  1. Будьте активными.
  2. Умейте слушать.
  3. Говорите кратко и по теме.
  4. Предлагайте идеи.
  5. Уважайте собеседника.
  6. Сотрудничайте.

II. Упражнение на развитие межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.

  1. Встретьтесь взглядами.
  2. Опустите головы, по команде ведущего одновременно поднимите головы…
  3. Один, два, три…
  4. Улыбнитесь миру и людям!

(Смысл упражнения: игра развивает навыки межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.)

III. Диалог по домашнему заданию.

Определите возможные формы разновозрастного обучения и воспитания.

Определите ситуации разноуровневого обучения и воспитания.

Каковы особенности групповой и индивидуальной работы?

Поставить вперёд не знания, а ученика как личность. Как вы относитесь к этому высказыванию?

Воспитание самостоятельности: способы, формы, результаты.

IV.  Творческий подход учителя к педагогической деятельности.

1. Интерактивная игра «Творческий подход учителя к педагогической деятельности».

Цель: стимулировать творческую активность педагогов.

Проранжировать высказывания:

Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества.

Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт.

Творчество в педагогической работе можно спланировать.

Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда, вызывает эмоции, помогает с большей изобретательностью преодолевать трудности.

Группы ранжируют мнения:

Согласны__________человек.

Не согласны__________человек.

Спорно_______________человек. (См. приложение к пункту 4.1.)

2. Ассоциации со словом «творчество»

Т-труд

В-вдохновение

О-оригинальность

Р-развитие

Ч-чувство новизны

Е-единство целей и действий

С-сотворчество, созидание

Т-талант

В-время

О- основа педагогической деятельности (См. приложение к пункту 4.2.)

3. Опрос

«Что препятствует творчеству?»

«Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?»

На цветных листочках группы записывают ответ.

4. Систематизация мнений

«Проблемные облака» (лень собственная и некоторых учащихся, недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к ним, стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными, психологическая напряжённость…) (См. приложение к пункту 4.3.)

Ответы на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?» (См. приложение к пункту 4.3.)

5. Работа с индивидуальной карточкой-заданием «Творческие способности»

Оценить собственные творческие способности по 10-балльной шкале

Способности

Баллы от 1 до 3

Баллы от 4 до 6

Баллы от 7 до 9

10 баллов

Умею самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию

 

 

 

 

Умею видеть новые проблемы в знакомых, стандартных условиях

 

 

 

 

Умею видеть новую функцию знакомого объекта

 

 

 

 

Умею видеть альтернативу решения

 

 

 

 

Умею комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ

 

 

 

 

Умею создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных

 

 

 

 

Умею воспринимать себя со своими преимуществами и недостатками

 

 

 

 

6. Слово директора школы «Компетентностный подход в образовании и творчество учителя»

Во всех существующих ныне проектах образовательных стандартов нового поколения предусмотрена смена знаниевой парадигмы образования на компетентностную. Иными словами, основной целью образования провозглашается не  трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы умений, а подготовка компетентного человека, свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности. Таким образом, компетентностный подход в образовании не просто предполагает значительное усилие его практической направленности: он коренным образом меняет идеологию образования, содержание и методика которого формируются теперь «от результата», от того, что должно получиться «на выходе».

  1. Ценностно-смысловые компетенции, определяющие мировоззрение, связанные с ценностными ориентирами учеников, их способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
  2. Общекультурные компетенции – круг вопросов, по которым ученики должны обладать познаниями и опытом деятельности, умение применять их в оценке предметов и явлений окружающего мира.
  3. Учебно-познавательные компетенции, обеспечивающие самостоятельную познавательную деятельность. Сюда входят знания и умения, обеспечивающие организацию, планирование, анализ, самооценку учебно-познавательной деятельности, умение применять их в новых условиях; сюда же можно включить приёмы умственной деятельности.

Эти компетенции невозможно проверить методами контроля декларативных знаний (которые ученик может просто выучить и изложить) и воспроизведения заученных умений в привычной ситуации. Для их оценки необходимо использовать принципиально иные способы. Контрольные задания должны создавать ситуации, в которых школьники могли бы продемонстрировать креативные способы учебно-познавательной деятельности: умение действовать в новых ситуациях, решать проблемы эвристическими методами, выбирать средства способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам и требованиям.

V. Выступление руководителей методических объединений о творческих находках своих коллег, показ компьютерных презентаций «Моя школа», «Мой класс», «Творческое самоопределение педагога, ученика, родителя в школе и в ближайшем окружении», видеофильма «Мы и наши дети».

VI. Принятие решения педсовета.

  1. Одобрить систему работы педагогического коллектива по развитию творческого потенциала педагога и учащегося.
  2. Педагогам  презентовать свой опыт работы на семинарах, заседаниях методических объединений, педсоветах, психолого-педагогических семинарах.
  3. Каждому учителю определить свои пути творческого развития и обобщить опыт работы на заседаниях методических объединений, педсоветах.
  4. Рекомендовать педагогам открыть свои сайты в Интернете и помещать свои находки, говорить о перспективах образовательной работы.

(Определяются сроки и ответственные.)

VII. Рефлексия: оценка проведённой работы.

1. Слово-наречие по оценке значимости сегодняшнего педсовета:

С-СЛАЖЕННО

П-ПОЛЕЗНО

А-АКТУАЛЬНО

С-СОВРЕМЕННО

И-ИНТЕРЕСНО

Б-БЛЕСТЯЩЕ

О-ОРИГИНАЛЬНО (См. приложение к пункту 7.1.)

2. Уходя, выберите листочек-цвет по ассоциации с настроением.

(См. приложение к пункту 7.2.)

Резюме директора школы

Определение проблем, выработка альтернативных решений, ожидаемых результатов, коллективный поиск путей  повышения качества образования, традиции – это уклад жизни школы, где развиваются люди как личности, уважающие и понимающие друг друга, помогающие и поддерживающие друг друга, договаривающиеся между собой и умеющие быть собой. Рефлексивная диагностика, вопросы себе помогают создавать рефлексивную среду с тем, чтобы наиболее полно осмыслить профессиональную реальность. Вопросы самому себе заставляют задуматься над собственным личностным ростом:

  • Что я ценю в себе больше всего?
  • Как я умею восстанавливать силы?
  • Удача любит меня или я – удачу?
  • От чего зависит мой внутренний настрой?
  • Чему я удивляюсь больше всего?

Существующее в коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее, в каждом человеке находить росток доброго и помогать взращивать дерево любви к миру. Гуманистическая концепция воспитания регулирует формирование отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Ситуация успеха – главная в школе. Приоритетные правила трёх «П» (принять, познать, признать) и правила трёх «Д» (добросердечие, добропорядочность, добросовестность).

Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать. Девиз настоящего педагога: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В. Каверин «Два капитана»).

 

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.– М., 1980.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности.– М., 1990.
  3. Денякина Л.М. Технология управления образовательным учреждением.
  4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.– М., 1987.
  5. Педагогические советы: разработки, подготовка и технологические схемы, традиционные и нетрадиционные формы проведения. Вып.1/составитель Л.М. Сыромятникова.– Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Педагогические советы: актуальные проблемы школы, современные педагогические технологии. Вып.2/авторы-составители Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко.– Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Р.С. Немов. – 5-е изд.– М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008.
  8. Круглый стол «Нижегородская школа в зеркале современности». Учительская мастерская: искусство преподавать.//Нижегородское образование, №2, 2009.

 

Приложения

К пункту 4.1

Группы отдают предпочтение четвёртому утверждению, затем признают второе, равномерно оценивают первое и третье утверждения.

К пункту 4.2

С интересом относятся педагоги к заданию: отразить ассоциации, возникающие при восприятии слова «творчество»:

т- труд, терпение, толерантность;

в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера;

о- оригинальность, одарённость, организованность;

р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность;

ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность;

е- единство целей и действий, естественность;

с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование;

т- талант, творчество, трудолюбие;

в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие;

о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.

К пункту 4.3

Отвечая на вопрос: «Что препятствует творчеству?», группы, систематизируя мнения коллег, определяют «проблемные облака»: недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к ним, сформировавшиеся стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными, психологическая напряжённость, лень собственная и лень некоторых учащихся.

Способности, проявляемые в действиях педагога по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми ценности каждого представителя коллектива. На листе бумаги с изображением солнца предлагается нарисовать лучики, на которых надо написать ответ на вопросы: «Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?»

Педагоги признаются, что достойны уважения за: духовность, патриотизм, открытость, доброжелательность, оптимизм, общительность, любовь к природе, умение ценить дружбу, постоянное совершенствование, искренность, тактичность, заботливость, внимательность, требовательность, честность, мудрые советы, толерантность, порядочность, умение радоваться и радовать других, уважение к родителям, аккуратность, искренность, понимание, гостеприимство, уступчивость, внешнюю обаятельность, стремление идти вперёд, интеллект, знания, выдержанность, элегантность, любовь к музыке, любовь к профессии, правдивость, умение сопереживать, верность, пунктуальность, умение преодолевать трудности,  умение слышать, понимать и прощать. О нравственных ценностях педагогов говорят слова: «люблю красоту во всём»; «люблю людей»; «люблю работать»; «помогаю всем коллегам»; «люблю родную землю»; «уважаю окружающих»; «я трудолюбивая, старательная»; «вкусно готовлю»; «красиво вяжу, шью»; «люблю своего единственного сына и заботливого мужа»; «люблю петь, рисовать, читать стихи».

Такие откровения убеждают в неповторимости, незаменимости педагогических личностей, в том, что в надёжных руках школа, когда педагоги  ощущают собственную ценность, любят детей.

К пункту 7.1

Педагоги выражают свои мысли об образовательных стандартах нового поколения, социальной и профессиональной мобильности, обсуждают проект решения педсовета, намечают пути реализации решений.

Рефлексия проведённой работы: у каждого педагога на символе-сердечке написано  слово «спасибо». Словом-наречием оценивают значимость педсовета (наречие можно заменить словом другой части речи):

с- слаженно, совместно, сплочённо, свежо, сотрудничество, согласованно, старательно;

п- полезно, прилежно, помощь, поощрение, правдиво, познавательно, позитивно, перспективно;

а- актуально, аккуратно, активно;

с- современно, серьёзно, созидательно, соответствие цели, содружество, самосовершенствование, сплочённо, согласие;

и- интересно, индивидуальность, интеллигентно, интеллектуально;

б- блестяще, благодатно, блистательно, благодарность, быстро, благородно;

о- оригинально, оптимистично, опыт, организованно, откровенно, отлично, отменно.

Такие оценки свидетельствуют о сформированности творческой позиции у большей части педагогического коллектива, об умении извлекать из общения максимум пользы для себя.

К пункту 7.2

По окончании педсовета «собираем плоды»: на яблоньку-рисунок вешаем яблочки:

  • жёлтое, если разговор был непродуктивным;
  • красное, если разговор был интересным, полезным;
  • зелёное, если надо обязательно продолжить разговор на тему, затронутую на педсовете.