В учительской за два месяца до проведения педсовета размещается объявление.
Педсовет-праздник встречи, праздник педагогического труда, и он должен быть интересным, разнообразным, насыщенным. Будет праздник у учителя – будет он и у детей.
Тема педсовета: «Творческое самоопределение педагога, ученика, родителя в школе и в ближайшем окружении».
Цели:
- выявление и определение педагогических позиций по проблеме развития креативных способностей педагогов, корректировка подходов и технологий творческого развития обучающихся;
- объединение усилий коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Участники:
- педагоги школы, администрация, библиотекарь, инициативная группа старшеклассников (7 чел.), педагоги дополнительного образования, председатель общешкольного родительского комитета.
Подготовка:
- cоздание инициативной группы по подготовке заседания педсовета;
- изучение педагогической и психологической литературы по обсуждаемой проблеме;
- посещение администрацией и инициативной группой уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, занятий педагогов дополнительного образования;
- анализ планов воспитательной работы классных руководителей, планов руководителей кружков;
- проведение анкетирования учащихся по вопросам удовлетворённости школьной жизнью и обработка полученных результатов;
- создание видеофильма «Мы и наши дети», компьютерных презентаций;
- составление проекта решения заседания педсовета;
- заместители директора готовят для директора материал выступления по выполнению решений предыдущего педсовета.
Оформление и оборудование:
- компьютерная презентация «Творческое самоопределение педагога, ученика, родителя в школе и в ближайшем окружении»;
- выставка методических материалов по теме педагогического совета: научно-методические публикации, методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учителей и обучающихся, компьютерные презентации;
- мультимедийная установка для просмотра презентаций, видеофильма.
План проведения.
I. Ознакомление с правилами педсовета:
- Будьте активными.
- Умейте слушать.
- Говорите кратко и по теме.
- Предлагайте идеи.
- Уважайте собеседника.
- Сотрудничайте.
II. Упражнение на развитие межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.
- Встретьтесь взглядами.
- Опустите головы, по команде ведущего одновременно поднимите головы…
- Один, два, три…
- Улыбнитесь миру и людям!
(Смысл упражнения: игра развивает навыки межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.)
III. Диалог по домашнему заданию.
Определите возможные формы разновозрастного обучения и воспитания.
Определите ситуации разноуровневого обучения и воспитания.
Каковы особенности групповой и индивидуальной работы?
Поставить вперёд не знания, а ученика как личность. Как вы относитесь к этому высказыванию?
Воспитание самостоятельности: способы, формы, результаты.
IV. Творческий подход учителя к педагогической деятельности.
1. Интерактивная игра «Творческий подход учителя к педагогической деятельности».
Цель: стимулировать творческую активность педагогов.
Проранжировать высказывания:
Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества.
Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт.
Творчество в педагогической работе можно спланировать.
Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда, вызывает эмоции, помогает с большей изобретательностью преодолевать трудности.
Группы ранжируют мнения:
Согласны__________человек.
Не согласны__________человек.
Спорно_______________человек. (См. приложение к пункту 4.1.)
2. Ассоциации со словом «творчество»
Т-труд
В-вдохновение
О-оригинальность
Р-развитие
Ч-чувство новизны
Е-единство целей и действий
С-сотворчество, созидание
Т-талант
В-время
О- основа педагогической деятельности (См. приложение к пункту 4.2.)
3. Опрос
«Что препятствует творчеству?»
«Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?»
На цветных листочках группы записывают ответ.
4. Систематизация мнений
«Проблемные облака» (лень собственная и некоторых учащихся, недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к ним, стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными, психологическая напряжённость…) (См. приложение к пункту 4.3.)
Ответы на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?» (См. приложение к пункту 4.3.)
5. Работа с индивидуальной карточкой-заданием «Творческие способности»
Оценить собственные творческие способности по 10-балльной шкале
Способности | Баллы от 1 до 3 |
Баллы от 4 до 6 |
Баллы от 7 до 9 |
10 баллов |
Умею самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию |
|
|
|
|
Умею видеть новые проблемы в знакомых, стандартных условиях |
|
|
|
|
Умею видеть новую функцию знакомого объекта |
|
|
|
|
Умею видеть альтернативу решения |
|
|
|
|
Умею комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ |
|
|
|
|
Умею создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных |
|
|
|
|
Умею воспринимать себя со своими преимуществами и недостатками |
|
|
|
|
6. Слово директора школы «Компетентностный подход в образовании и творчество учителя»
Во всех существующих ныне проектах образовательных стандартов нового поколения предусмотрена смена знаниевой парадигмы образования на компетентностную. Иными словами, основной целью образования провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы умений, а подготовка компетентного человека, свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности. Таким образом, компетентностный подход в образовании не просто предполагает значительное усилие его практической направленности: он коренным образом меняет идеологию образования, содержание и методика которого формируются теперь «от результата», от того, что должно получиться «на выходе».
- Ценностно-смысловые компетенции, определяющие мировоззрение, связанные с ценностными ориентирами учеников, их способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
- Общекультурные компетенции – круг вопросов, по которым ученики должны обладать познаниями и опытом деятельности, умение применять их в оценке предметов и явлений окружающего мира.
- Учебно-познавательные компетенции, обеспечивающие самостоятельную познавательную деятельность. Сюда входят знания и умения, обеспечивающие организацию, планирование, анализ, самооценку учебно-познавательной деятельности, умение применять их в новых условиях; сюда же можно включить приёмы умственной деятельности.
Эти компетенции невозможно проверить методами контроля декларативных знаний (которые ученик может просто выучить и изложить) и воспроизведения заученных умений в привычной ситуации. Для их оценки необходимо использовать принципиально иные способы. Контрольные задания должны создавать ситуации, в которых школьники могли бы продемонстрировать креативные способы учебно-познавательной деятельности: умение действовать в новых ситуациях, решать проблемы эвристическими методами, выбирать средства способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам и требованиям.
V. Выступление руководителей методических объединений о творческих находках своих коллег, показ компьютерных презентаций «Моя школа», «Мой класс», «Творческое самоопределение педагога, ученика, родителя в школе и в ближайшем окружении», видеофильма «Мы и наши дети».
VI. Принятие решения педсовета.
- Одобрить систему работы педагогического коллектива по развитию творческого потенциала педагога и учащегося.
- Педагогам презентовать свой опыт работы на семинарах, заседаниях методических объединений, педсоветах, психолого-педагогических семинарах.
- Каждому учителю определить свои пути творческого развития и обобщить опыт работы на заседаниях методических объединений, педсоветах.
- Рекомендовать педагогам открыть свои сайты в Интернете и помещать свои находки, говорить о перспективах образовательной работы.
(Определяются сроки и ответственные.)
VII. Рефлексия: оценка проведённой работы.
1. Слово-наречие по оценке значимости сегодняшнего педсовета:
С-СЛАЖЕННО
П-ПОЛЕЗНО
А-АКТУАЛЬНО
С-СОВРЕМЕННО
И-ИНТЕРЕСНО
Б-БЛЕСТЯЩЕ
О-ОРИГИНАЛЬНО (См. приложение к пункту 7.1.)
2. Уходя, выберите листочек-цвет по ассоциации с настроением.
(См. приложение к пункту 7.2.)
Резюме директора школы
Определение проблем, выработка альтернативных решений, ожидаемых результатов, коллективный поиск путей повышения качества образования, традиции – это уклад жизни школы, где развиваются люди как личности, уважающие и понимающие друг друга, помогающие и поддерживающие друг друга, договаривающиеся между собой и умеющие быть собой. Рефлексивная диагностика, вопросы себе помогают создавать рефлексивную среду с тем, чтобы наиболее полно осмыслить профессиональную реальность. Вопросы самому себе заставляют задуматься над собственным личностным ростом:
- Что я ценю в себе больше всего?
- Как я умею восстанавливать силы?
- Удача любит меня или я – удачу?
- От чего зависит мой внутренний настрой?
- Чему я удивляюсь больше всего?
Существующее в коллективе оптимистическое отношение к изменяющимся требованиям помогает преодолевать трудности, искать новое, лучшее, в каждом человеке находить росток доброго и помогать взращивать дерево любви к миру. Гуманистическая концепция воспитания регулирует формирование отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Ситуация успеха – главная в школе. Приоритетные правила трёх «П» (принять, познать, признать) и правила трёх «Д» (добросердечие, добропорядочность, добросовестность).
Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать. Девиз настоящего педагога: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В. Каверин «Два капитана»).
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.– М., 1980.
- Асмолов А.Г. Психология личности.– М., 1990.
- Денякина Л.М. Технология управления образовательным учреждением.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.– М., 1987.
- Педагогические советы: разработки, подготовка и технологические схемы, традиционные и нетрадиционные формы проведения. Вып.1/составитель Л.М. Сыромятникова.– Волгоград: Учитель, 2006.
- Педагогические советы: актуальные проблемы школы, современные педагогические технологии. Вып.2/авторы-составители Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко.– Волгоград: Учитель, 2007.
- Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Р.С. Немов. – 5-е изд.– М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008.
- Круглый стол «Нижегородская школа в зеркале современности». Учительская мастерская: искусство преподавать.//Нижегородское образование, №2, 2009.
Приложения
Группы отдают предпочтение четвёртому утверждению, затем признают второе, равномерно оценивают первое и третье утверждения.
С интересом относятся педагоги к заданию: отразить ассоциации, возникающие при восприятии слова «творчество»:
т- труд, терпение, толерантность;
в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера;
о- оригинальность, одарённость, организованность;
р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность;
ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность;
е- единство целей и действий, естественность;
с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование;
т- талант, творчество, трудолюбие;
в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие;
о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.
Отвечая на вопрос: «Что препятствует творчеству?», группы, систематизируя мнения коллег, определяют «проблемные облака»: недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к ним, сформировавшиеся стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными, психологическая напряжённость, лень собственная и лень некоторых учащихся.
Способности, проявляемые в действиях педагога по отношению к самому себе, содержат умения управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми ценности каждого представителя коллектива. На листе бумаги с изображением солнца предлагается нарисовать лучики, на которых надо написать ответ на вопросы: «Почему я заслуживаю уважения? Какие у меня успехи, достоинства? Что я знаю о себе?»
Педагоги признаются, что достойны уважения за: духовность, патриотизм, открытость, доброжелательность, оптимизм, общительность, любовь к природе, умение ценить дружбу, постоянное совершенствование, искренность, тактичность, заботливость, внимательность, требовательность, честность, мудрые советы, толерантность, порядочность, умение радоваться и радовать других, уважение к родителям, аккуратность, искренность, понимание, гостеприимство, уступчивость, внешнюю обаятельность, стремление идти вперёд, интеллект, знания, выдержанность, элегантность, любовь к музыке, любовь к профессии, правдивость, умение сопереживать, верность, пунктуальность, умение преодолевать трудности, умение слышать, понимать и прощать. О нравственных ценностях педагогов говорят слова: «люблю красоту во всём»; «люблю людей»; «люблю работать»; «помогаю всем коллегам»; «люблю родную землю»; «уважаю окружающих»; «я трудолюбивая, старательная»; «вкусно готовлю»; «красиво вяжу, шью»; «люблю своего единственного сына и заботливого мужа»; «люблю петь, рисовать, читать стихи».
Такие откровения убеждают в неповторимости, незаменимости педагогических личностей, в том, что в надёжных руках школа, когда педагоги ощущают собственную ценность, любят детей.
Педагоги выражают свои мысли об образовательных стандартах нового поколения, социальной и профессиональной мобильности, обсуждают проект решения педсовета, намечают пути реализации решений.
Рефлексия проведённой работы: у каждого педагога на символе-сердечке написано слово «спасибо». Словом-наречием оценивают значимость педсовета (наречие можно заменить словом другой части речи):
с- слаженно, совместно, сплочённо, свежо, сотрудничество, согласованно, старательно;
п- полезно, прилежно, помощь, поощрение, правдиво, познавательно, позитивно, перспективно;
а- актуально, аккуратно, активно;
с- современно, серьёзно, созидательно, соответствие цели, содружество, самосовершенствование, сплочённо, согласие;
и- интересно, индивидуальность, интеллигентно, интеллектуально;
б- блестяще, благодатно, блистательно, благодарность, быстро, благородно;
о- оригинально, оптимистично, опыт, организованно, откровенно, отлично, отменно.
Такие оценки свидетельствуют о сформированности творческой позиции у большей части педагогического коллектива, об умении извлекать из общения максимум пользы для себя.
По окончании педсовета «собираем плоды»: на яблоньку-рисунок вешаем яблочки:
- жёлтое, если разговор был непродуктивным;
- красное, если разговор был интересным, полезным;
- зелёное, если надо обязательно продолжить разговор на тему, затронутую на педсовете.