Цели урока:
- Учить соединять буквы, образующие слова и предложения;
- Развивать слуховую и зрительную внимание, память; устную речь, творческое воображение учащихся, обогащать словарный запас ребенка и расширять кругозор;
- Формировать и совершенствовать навыки осознанного чтения, пробуждать интерес к чтению;
- Прививать любовь к окружающему миру, воспитывать чуткое отношение к природе.
Оборудование:
- Учебное пособие “Русская словесность.
- Письмо” под редакцией А.Ф. Малышевского, пропись № 2,
иллюстрации по теме урока, дополнительная литература по теме урока.
Ход урока
1. Организация урока.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго, ведь учились мы немного.
Вступительная беседа.
Учитель: Какое время года наступило?
Дети: Наступила весна.
У.: Какие изменения произошли в природе?
Д.: День стал длиннее, снег потемнел, начал таять…
У.: Назовите, какие весенние приметы изображены на иллюстрациях-
Д.: Распускается верба, первые весенние цветы;
– появляются первые насекомые: шмели, пчелы;
– тает снег, появились сосульки;
– весной празднуем праздник Мам-8 марта.
– прилетели первые птицы: скворцы, грачи;
У: Сегодня к нам прилетела тоже птица. Отгадайте какая:
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто…СИНИЦА.
Основная часть.
3.1. Работа по учебнику “Русская словесность. Письмо” под редакцией А.Ф.Малышевского.
(стр. 15)
У.: На стр. 15 прочитаем потешку про синичку:
Синичка, синичка,
Воробью сестричка.
Воробей-воришка
Залез в амбаришко-
Клевать просо
Своим носом.
– Как названа синичка в потешке?
Д.: Воробью сестричка.
У.: Почему ее так назвали?
Д.: Она такая же маленькая как воробей.
У.: Прочитайте, как надо писать слово синичка.
– Как еще мы можем называть эту птицу?
Д.: Синица.
У.: Как надо писать это слово, прочитайте в книге.
– Эти слова записываются в тетради на одной строчке.
У.: Что вы знаете про эту птицу?
Д.: Дети рассказывают, что знают.
У.: Про нее можно узнать из разной дополнительной литературы, которая находится на столе (дети подходят и рассматривают выставку книг).
Некоторые из них принесли вы. Давайте рассмотрим их.
Работа с дополнительной литературой.
У.: Нам надо выяснить - какая синичка.
1-й ученик читает стихотворение, а дети говорят, какая она.
Пусть снег вокруг искриться
И зимний ветер злится –
Поет не уставая
Синица расписная.
У.: Какая синица?
Д.: Расписная. (Дети записывают в тетради, на второй строчке.)
2-й ученик читает стихотворение из своей книги:
Постучит в окошко птичка:
– Чик-чирик! – Ты кто? – Синичка!
Чтоб не мерзла за окошком,
Я ей кину хлеба крошки.
У.: Какая синичка?
Д.: Голодная (дети записывают в тетрадь).
3-й ученик читает:
Снег повсюду,
Страшно птичкам.
Стужа злая жжет
Огнем…
Сыплю семечки
Синичкам
Я в кормушку за окном.
У.: Чем мы можем помочь синичкам зимой и сейчас, весной?
Д.: Мы их подкармливаем: в кормушки подсыпаем семечки, пшено, подвешиваем сало.
4-й ученик читает:
Вот и нам узнать дано,
Как зима стучит в окно.
А в окно синица ломится,
Хочет сала поклевать
И мечтает познакомиться,
С кем ей нынче зимовать.
– Ученые подсчитали: из 10 синиц, которые встречают зиму, до весны доживает лишь 1-2, остальные гибнут. И гибнут не столько от холода, сколько от голода – сытой птице и сильный мороз не страшен, голодную и небольшой морозец может погубить.
К нам тоже прилетели синички. Они прочитают нам стихотворение:
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.“Тень-тень, тилли-тень”,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушку
Сделал добрый человек.
У.: Вам хочется больше узнать про синицу?
Д.: Да.
У.: Тогда обратимся к художественной литературе, которая расскажет нам много интересного.
Рассказ Николая Сладкова “Синичка необыкновенная” прочитает …, а вы слушайте внимательно и скажите, какая она.
Дети записывают : необыкновенная, хитрая…
3.3. Работа в Прописи № 2 (Приложение 1).
У.: Про синицу мы читали в Прописях № 2, на стр. 10–11, когда знакомились с буквой Сс.
Дети читают стихотворение:
В окошке ученица
Увидела синицу.
Синица как синица-
Обычнейшая птица.
Но шустрая синица,
Но звонкая синица,
Но желтая синица
Сверкала, как жар-птица,
И пела, мастерица,
Как первая певица!
Выписывают слова: шустрая, звонкая, желтая, обычнейшая.
У.: Пропишем букву С с в Прописях. Из каких элементов состоит буква? Вспомните, на что похожа буква С с.
3.4. Почему синичку так назвали?
Д.: Она синяя.
У.: Нет. А хотите узнать почему? Тогда обратимся к научной литературе: Юрий Дмитриев “Календарь зеленых чисел” – стр. 119. (Читает ученик.)
– Какие бывают синички?
Дети читают “информацию- сюрприз” (Приложение 2), напечатанную для каждого ученика и рассматривают иллюстрации, выбирая синичку по описанию.
Большая синица.
Самая крупная из синиц – белощекая, желтогрудая птичка с черной дорожкой, разделяющей грудку на равные части. Голос синиц – звонкое “пинь- пинь-пинь”. Она всеядна. Любит долбить мерзлое мясо и сало, поедает вредных насекомых, раздалбливает семечки. Все синички очень полезные. Каждому человеку надо брать их под свою опеку, особенно в голодное зимнее время.
Московка.
Она похожа на большую синицу, но вдвое меньше ее, грудка не желтая, а светло серая без дорожки. Московка никогда не живет в городе, в деревне. Она живет в хвойных лесах и высоких ельниках. Из всех синиц она самая ласковая, ручная и доверчивая.
Лазоревка.
Это самая хлопотливая и подвижная синичка. Желтая грудь птички приятно сочетается с бело-голубой “тюбетеечкой” на темени и синеватыми крылышками. Щеки белые, но разделены синей полосой, идущей через глаз. Лазоревка любит лиственный лес. Это очень полезная птичка, питающаяся в основном насекомыми. Семена она ест в малом числе и лишь от голода.
Гаичка.
У нее большая черная шапочка и светлый низ без нагрудника. Водится в любом лесу. Они гнездятся в любых дуплах, в пеньках. Занимают готовые дупла или выдалбливают их сами. К гаичкам часто присоединяются поползни, корольки, дятлы. Такая синичья компания великолепно чистит лес от вредителей.
(Дети разглядывают иллюстрации на доске).
Более подробно об этих птицах вы можете прочитать в энциклопедиях, в книге “Зеленые страницы” А.А.Плешакова.
У.: Что мы можем дописать о синичках, какие они?
Д.: Полезные, зимующие.
Что делает синичка?
Один ученик читает стихотворение и дети отвечают на этот вопрос.
Солнце садится, струится водица.
Птица-синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьется-
Славно сегодня звенится-поется!
Дети записывают на другой строчке слова:
Глядится, поет, звенит, пьет.
Ученик еще прочитает про этих птиц.
Книга “Азбука” стр. 61.
Синица.
Целый день хлопочет синичка в саду. Она собирает вредителей леса – гусениц и несет их своим птенцам. Синица – очень полезная птица.
Дети выписывают слова:
Хлопочет, собирает, несет, приносит пользу.
4. Использование слова СИНИЦА в пословицах.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Дети читают стихотворение:
Скромная птица-синица
Бьется, трепещит в руках.
Громко с курлыканьем мчится
Клин журавлей в небесах.
Пташку держу очень крепко.
Верю в удачу свою.
Но золоченую клетку
Я для нее не совью.А журавлик все летает
В ясном небе голубом.
Сердце бьется и мечтает,
Что любовь махнет крылом.Годы летят словно птицы.
След седины на висках.
Часто ночами мне снится
Счастье – журавлик в руках.
Ждать журавля видно поздно.
Сколько ж витать в облаках?
Спорить с судьбой невозможно.
Лучше – синица в руках.
5. Обобщение.
У.: Очень много мы узнали сегодня о синицах.
– Составьте предложение, из слов, которые мы записали.
Синицы очень полезные птицы.
– Дети записывают в тетради на следующей строчке, с комментированием.
Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
У.: Как вы чувствовали себя на уроке?
– Что было для вас трудно?
– Что сегодня вы бы хотели рассказать родителям?
Оцените свою работу на уроке:
Красный цвет – настроение хорошее, работа понравилась.
Желтый цвет – старались, довольны, но допускали ошибки.
Зеленый цвет – старались, но не все получилось.
Литература:
- Учебное пособие “Русская словесность. Письмо.2 класс” под редакцией А.Ф. Малышевского.
- А.А.Плешаков “Зеленые страницы”.
- Юрий Дмитриев “Календарь зеленых чисел”, стр. 119.
- Пропись № 2, стр. 10–11.
- Энциклопедии о животных.