Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень… Постановка проблемы. Умение сформулировать гипотезу. Отстаивать её истинность. И, наконец, защита её решения перед коллективом всего класса.
Х/фильм «Расписание на послезавтра»
режиссер Н. Александрович, 1978г.
Значительную часть рабочего времени почти все учителя проводят в ритме, заданном классно-урочной системой. Этот ритм очень удобен своей определённостью, чёткостью и организованностью. Каковы реальные цели участников классно-урочного процесса? Честное обсуждение вопроса о целях приведёт, скорее всего, к выводу, что единственно реальная цель учителя при этом «пройти программу». Цель ученика, в лучшем случае, «стать умнее» или выучить то, что пригодится для экзамена, а в худшем – перетерпеть годы школьной учёбы.
В наше время одного такого обучения явно недостаточно, необходимо также использование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса. Считается, что она берёт свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский учёный сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную проектную деятельность ученика, с учётом его личных интересов и целей. [5]
Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [4]
Последовательность работы над проектом [1]
Учебные проекты разнообразны: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год. Проектирование бывает индивидуальным и групповым, в проекте могут участвовать учащиеся разного возраста. Проекты предназначаются для изучения разных тем одного предмета, а могут быть надпредметными и внепредметными. [4]
Возможно, для кого-то это будет неожиданным, но часто термины «проектное обучение» (ПО), «исследовательское обучение» (ИО) и «критическое мышление» (КМ) воспринимаются педагогами как синонимы.
Действительно, любое исследование по форме можно рассматривать как проект. Ведь и исследование обязательно должно иметь замысел, пройти в своем развитии фазы планирования и реализации, достичь определенного результата, оформленного в каком-либо итоговом продукте, например, в виде статьи. В свою очередь, ситуация при применении технологии «критического мышления» также напоминает проектную. Понятия «описание» и «проектирование» имеют весьма трудно уловимые различия, а читательская «позиция» всегда исходит из субъективного понимания ситуации. Особенно это «чувствуется» в гуманитарных науках, в которых объектом исследования, как правило, является текст.
Между тем эти деятельности в определенном смысле противоположны друг другу. В исследовательской ситуации техники описания явления и построения модели в основном формальны (числа, графики, ссылки на источники) и максимально освобождены от субъектных признаков. Анализ в критическом мышлении и позиция, которая выстраивается на его основании – для личного пользования (это, прежде всего, личная позиция). Именно поэтому тут нет претензии на истинность. А проектное обучение создаёт продукт, которым мог бы воспользоваться другой человек («передача эстафеты» проектной деятельности от выпускников «последующим поколениям»). По отношению к результату проекта бессмысленно задавать вопрос, правильный он или неправильный, соответствует он истине или нет: в ходе создания продукта выдвигались гипотезы, проводилась их проверка, и был сделан анализ достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. В афористической форме их отличие можно было бы описать так: в исследовании и при критическом мышлении обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет. [2, 3]
Метод проектной деятельности я используя достаточно широко.
– Это наши следы, друзья мои! – воскликнул доктор. Мы заблудились в тумане и набрели на свои же собственные следы...
Давно замечено, что путешественники, странствующие без компаса в случаях, когда нет возможности ориентироваться, сбиваются с прямого пути и блуждают по кругу, по нескольку раз возвращаясь к одному и тому же месту. Радиус круга, описываемого при этом пешеходом, – около 60-100 м; чем быстрее ходьба, тем радиус круга меньше.
Эти факты были положены в основу проекта, рассматривающего нарушение законов симметрии.
Итак, формулируем тему проекта: Симметрия. Нарушение законов симметрии в окружающей действительности или Разгадка тайны загадочного кружения.
Актуальность темы в том, что она связывает теорию с практикой, раскрывает объяснение загадочной приверженности человека, животных и птиц к кругу, невозможности держаться в темноте прямого направления. И это все при помощи тех знаний учащихся по геометрии, которым уделяется мало места и времени при изучении геометрии («Осевая симметрия». 8 класс на изучение темы отводится 3 часа. Все задачи школьного курса, предложенные учебником, можно разбить на три группы: 1. Какие фигуры и сколько осей симметрии имеют ось симметрии? 2. Какие буквы нашего алфавита имеют ось симметрии? 3. Архитектурные примеры. И нет ни единого задания на применения осевой симметрии.).
Интегрированный проект включает в себя предметы: геометрия, биология, литература, география.
Цели проекта: выработка навыков получения и обработки информации; развитие творческих способностей и мышления.
На основе развития интереса к предмету главными методическими задачами будут являться: развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения эксперимента; навыки самостоятельной работы с большими объектами.
Класс разбивается на три группы: «исследователи», «математики», «эксперты естественных наук» по 8 человек в каждой группе. Работа над проектом проводится в виде эксперимента: дойти до предмета, расположенного в 150 метрах с завязанными глазами. Результат: ни один из «исследователей» не достиг цели, все они уклонялись в сторону, описывая дугу. Наряду с этим были найдены факты в литературных произведениях о «загадочных кружениях». Рассматривая эти явления в жизни человека, животных и птиц, были выдвинуты гипотезы: 1.Разница в длине правой ноги и левой. 2.Разница в длине шагов, сделанных правой ногой и левой. 3.Траектория движения солнца – дуга окружности, и человек копирует дугу перемещения в случае, когда нет.
Все эти предположения были рассмотрены с математической точки зрения, а доказательство последней было проведено с использованием электронных таблиц (Microsoft Excel), в частности – построение линии тренда для гладких графиков. В результате было подтверждено, что разница в длине шагов, сделанных правой ногой и левой, равняется 5,4мм, а блуждающий путник, передвигающийся без ориентира «ловит» энергию солнца и, сбившись с пути, начинает двигаться по сегменту параболы, что и напоминает дугу круга. И даже назван новый феномен природы: если есть бабье лето, а в природе, как известно всё подчинено законам симметрии, почему бы не быть нескольким дням «Мужичьей зимы». Итак, «тайны загадочного кружения» свойственны не только человеку, животным и птицам (живой природе), но и солнцу, и климату, другими словами неживой природе. После изучения этой темы, знакомство с симметрией и ее нарушениями не заканчивается. Ребята могут самостоятельно исследовать такие проблемы: Зеркальная симметрия. Парадоксы: Правша или левша (асимметрия человека).
Чем лично меня привлекает метод проектов? Прежде всего, тем, что проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, приносит большое удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
А роль учителя… Обратите внимание от третьего этапа к пятому она уменьшается, это связано с самопознанием учащихся. Самая активная роль учителя – это начало организации и мониторинг деятельности.
Литература
- Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе // Управление школой №5 (11), 2006г. Библиотечка «Первое сентября».
- Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2004.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005.
- Проектная деятельность или цели имеют право на существование. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» Педагогическая лоция. 2003/2004 учебный год. Метод проектов в школе». Выпуск 4.
- Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI века. Н. Новгород: Арабеск, 2001.