Проектная деятельность учащихся как одно из условий развития личности школьника

Разделы: Общепедагогические технологии


Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень

… Постановка проблемы. Умение сформулировать гипотезу. Отстаивать её истинность. И, наконец, защита её решения перед коллективом всего класса.
Х/фильм «Расписание на послезавтра»
режиссер Н. Александрович, 1978г.

Значительную часть рабочего времени почти все учителя проводят в ритме, заданном классно-урочной системой. Этот ритм очень удобен своей определённостью, чёткостью и организованностью. Каковы реальные цели участников классно-урочного процесса? Честное обсуждение вопроса о целях приведёт, скорее всего, к выводу, что единственно реальная цель учителя при этом «пройти программу». Цель ученика, в лучшем случае, «стать умнее» или выучить то, что пригодится для экзамена, а в худшем – перетерпеть годы школьной учёбы.

В наше время одного такого обучения явно недостаточно, необходимо также использование принципиально иной (хотя и не новой) философии построения образовательного процесса. Считается, что она берёт свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский учёный сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную проектную деятельность ученика, с учётом его личных интересов и целей. [5]

Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование со­вокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необхо­димость интегрирования знаний, умение применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теорети­ческая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкрет­ный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология представляет собой совокупность исследовательских, по­исковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [4]

Последовательность работы над проектом [1]

Учебные проекты разнообразны: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год. Проекти­рование бывает индивидуальным и групповым, в про­екте могут участвовать учащиеся разного возраста. Проекты предназначаются для изучения разных тем одного предмета, а могут быть надпредметными и внепредметными. [4]

Возможно, для кого-то это будет неожиданным, но часто термины «проектное обучение» (ПО), «исследо­вательское обучение» (ИО) и «критическое мышление» (КМ) воспринимаются педагогами как синонимы.

Действительно, любое исследование по форме можно рассматривать как проект. Ведь и исследование обязательно должно иметь замысел, пройти в своем развитии фазы пла­нирования и реализации, достичь определенного результата, оформленного в каком-либо итоговом продукте, например, в виде статьи. В свою очередь, ситуация при применении технологии «критического мышления» также напоминает проектную. Понятия «описание» и «проектирование» имеют весьма труд­но уловимые различия, а читательская «позиция» все­гда исходит из субъективного понимания ситуации. Особенно это «чувствуется» в гуманитарных науках, в которых объектом исследования, как правило, является текст.

Между тем эти деятельности в опре­деленном смысле противоположны друг другу. В исследователь­ской ситуации техники описания явления и построе­ния модели в основном формальны (числа, графики, ссылки на источники) и максимально освобождены от субъектных признаков. Анализ в критическом мышлении и позиция, которая выстраивается на его ос­новании – для личного пользо­вания (это, прежде всего, личная позиция). Именно поэтому тут нет претензии на истинность. А проектное обучение создаёт продукт, которым мог бы воспользоваться другой человек («передача эстафеты» проектной деятельности от выпускников «последующим поколениям»). По отноше­нию к результату проекта бессмысленно задавать вопрос, правильный он или неправильный, соответ­ствует он истине или нет: в ходе создания продукта выдвигались гипотезы, проводилась их проверка, и был сделан анализ достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. В афористической форме их отличие можно было бы описать так: в исследовании и при критическом мышлении обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создается то, чего еще нет. [2, 3]

Метод проектной деятельности я используя достаточно широко.

Это наши следы, друзья мои! воскликнул доктор. Мы заблудились в тумане и набрели на свои же собственные следы...

Давно замечено, что путешественники, странствующие без компаса в случаях, когда нет возможности ориентироваться, сбиваются с прямого пути и блуждают по кругу, по нескольку раз возвращаясь к одному и тому же месту. Радиус круга, описываемого при этом пешеходом, – около 60-100 м; чем быстрее ходьба, тем радиус круга меньше.

Эти факты были положены в основу проекта, рассматривающего нарушение законов симметрии.

Итак, формулируем тему проекта: Симметрия. Нарушение законов симметрии в окружающей действительности или Разгадка тайны загадочного кружения.

Актуальность темы в том, что она связывает теорию с практикой, раскрывает объяснение загадочной приверженности человека, животных и птиц к кругу, невозможности держаться в темноте прямого направления. И это все при помощи тех знаний учащихся по геометрии, которым уделяется мало места и времени при изучении геометрии («Осевая симметрия». 8 класс на изучение темы отводится 3 часа. Все задачи школьного курса, предложенные учебником, можно разбить на три группы: 1. Какие фигуры и сколько осей симметрии имеют ось симметрии? 2. Какие буквы нашего алфавита имеют ось симметрии? 3. Архитектурные примеры. И нет ни единого задания на применения осевой симметрии.).

Интегрированный проект включает в себя предметы: геометрия, биология, литература, география.

Цели проекта: выработка навыков получения и обработки информации; развитие творческих способностей и мышления.

На основе развития интереса к предмету главными методическими задачами будут являться: развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения эксперимента; навыки самостоятельной работы с большими объектами.

Класс разбивается на три группы: «исследователи», «математики», «эксперты естественных наук» по 8 человек в каждой группе. Работа над проектом проводится в виде эксперимента: дойти до предмета, расположенного в 150 метрах с завязанными глазами. Результат: ни один из «исследователей» не достиг цели, все они уклонялись в сторону, описывая дугу. Наряду с этим были найдены факты в литературных произведениях о «загадочных кружениях». Рассматривая эти явления в жизни человека, животных и птиц, были выдвинуты гипотезы: 1.Разница в длине правой ноги и левой. 2.Разница в длине шагов, сделанных правой ногой и левой. 3.Траектория движения солнца – дуга окружности, и человек копирует дугу перемещения в случае, когда нет.

Все эти предположения были рассмотрены с математической точки зрения, а доказательство последней было проведено с использованием электронных таблиц (Microsoft Excel), в частности – построение линии тренда для гладких графиков. В результате было подтверждено, что разница в длине шагов, сделанных правой ногой и левой, равняется 5,4мм, а блуждающий путник, передвигающийся без ориентира «ловит» энергию солнца и, сбившись с пути, начинает двигаться по сегменту параболы, что и напоминает дугу круга. И даже назван новый феномен природы: если есть бабье лето, а в природе, как известно всё подчинено законам симметрии, почему бы не быть нескольким дням «Мужичьей зимы». Итак, «тайны загадочного кружения» свойственны не только человеку, животным и птицам (живой природе), но и солнцу, и климату, другими словами неживой природе. После изучения этой темы, знакомство с симметрией и ее нарушениями не заканчивается. Ребята могут самостоятельно исследовать такие проблемы: Зеркальная симметрия. Парадоксы: Правша или левша (асимметрия человека).

Чем лично меня привлекает метод проектов? Прежде всего, тем, что проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, приносит большое удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Профессиональное самоопределение – именно при выполнении твор­ческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я спосо­бен, где применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реаль­ных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жиз­ненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

А роль учителя… Обратите внимание от третьего этапа к пятому она уменьшается, это связано с самопознанием учащихся. Самая активная роль учителя – это начало организации и мониторинг деятельности.

Литература

  1. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе // Управление школой №5 (11), 2006г. Библиотечка «Первое сентября».
  2. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность уча­щихся и развитие образовательной технологии. - М.: Народное образо­вание, 2004.
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубеж­ных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005.
  5. Проектная деятельность или цели имеют право на существование. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» Педагогическая лоция. 2003/2004 учебный год. Метод проектов в школе». Выпуск 4.
  6. Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного об­разования XXI века. Н. Новгород: Арабеск, 2001.

Презентация.