На современном этапе модернизация образования в России тесно связана с интенсивным поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения и воспитания учащихся.
Качество образовательного процесса зависит не только от уровня квалификации преподавателя и степени подготовленности учащихся, но и от качества организации образовательного процесса, от качества управления им. Для успешного осуществления образовательного процесса во всём его многообразии всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса.
Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг. Под мониторингом понимают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. Мониторинг – относительно новый инструмент в системе образования, хотя различные оценки качества результатов обучения осуществлялись постоянно.
Базой для мониторинга качества математического образования в школе являются образовательные стандарты. Они же являются отправной точкой в создании системы оценки знаний учащихся.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в школе, является урок. Именно от качества урока в наибольшей степени зависит качество и объем приобретаемых ребенком знаний. В своей практике я стараюсь использовать различные формы уроков, прежде всего для того, чтобы процесс получения знаний не стал однообразно-утомительным ни для учеников, ни для учителя. Выбор оптимальной формы – одна из самых сложных задач, которую ежедневно приходится решать учителю.
Любой создаваемый мониторинг знаний не может исключить существующие традиционные методы контроля знаний. В школе эти методы применяются и являются основными.
На уроках учитель проводит контроль знаний, получаемых учениками в данный момент времени. И очень важно, чтобы этот контроль осуществлялся на каждом уроке, а не только по окончании изучения какого-то блока материала. Своевременность контроля позволяет учителю, вовремя выявив затруднения в усвоении материала, провести корректировку своих действий или действий учеников. В мою систему преподавания математики вошло использование нестандартных форм урока, в ходе которых обращается особое внимание на контроль качества знаний учащихся. Такими уроками являются зачетные уроки по геометрии в 10-11 классах. Зачет по каждой главе школьного учебника геометрии проводится на спаренном уроке: на первом уроке проводится коллоквиум по теории, на втором – зачет по решению задач.
Тематические зачеты по геометрии для 10-11 классов рассчитаны на то, чтобы проверить знания учащимися теории и умения применять их на практике. Это позволяет составить четкое представление о знаниях каждого ученика, с одной стороны, а с другой, – идет обобщение и систематизация изученного материала каждым учащимся. Зачеты отличаются от текущего закрепления материала более широким и обобщенным характером вопросов и тем, что вырабатывает у ученика умение пользоваться учебником, систематизировать материал, изученный в различные промежутки времени.
В целом охвачен основной программный материал курса по следующим темам:
Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей.
Перпендикулярность прямых и плоскостей.
Многогранники и площади их поверхностей.
Тела вращения и площади их поверхностей.
Объемы тел.
При подготовке к коллоквиуму учащиеся знакомятся с перечнем вопросов, теорем, выносимых на него. Целью поведения коллоквиума является проверка усвоения учащимися теоретического материала курса.
Каждая карточка заданий к коллоквиуму содержат три вопроса. Некоторые из первых вопросов служат для проверки понимания учащимися определения понятия, т. е. наличия родовых и видовых признаков, их полноты; другие направлены на выявление умения находить пример конкретной математической модели в реальной жизни. Имеются задания, с помощью которых проверяется сформированность навыков логического мышления ученика (в результате обоснования своего ответа).
Вторые задачи – вопросы карточек коллоквиумов предназначены также для выявления степени понимания учащимися смысла аксиом и основных теорем курса. Выполнение заданий требует умения выделить в утверждении условие, сопоставить его с условием известной аксиомы или теоремы и сделать вывод о выполнимости или невыполнимости заключения утверждения.
Последний, третий вопрос карточки коллоквиума – это доказательство изученной теоремы.
В качестве дополнительных вопросов можно предложить сформулировать определение понятия, дать формулировку теоремы для уточнения некоторых моментов при ответе.
Цель проведения зачета по геометрии заключается в проверке умений учащихся применять теоретический материал при решении задач. В задачи к зачету входят ключевые задачи курса: задачи на вычисление, построение, доказательство, т. е. задачи, для решения которых необходимо знание основных вопросов теории.
Одним из главных критериев, по которым можно оценить качество полученного человеком образования, является его умение добывать и систематизировать полученные знания. Составной частью мониторинга качества математического образования служит система индивидуальных заданий по алгебре и геометрии. Индивидуальные карточки даются по каждой теме изучаемого материала.
В индивидуальное задание входят в основном задачи, которые наиболее часто вызывают у учеников затруднения, а также задачи, в которых возникают типичные ошибки, степень сложности отдельных задач превышает степень сложности задач учебника и приближается к уровню заданий, предлагаемых в ВУЗе. Каждое индивидуальное задание составлено в 20 вариантах. Это дает учителю возможность работать как с наиболее одаренными учениками, так и с теми, у кого изучение математики вызывает определенные трудности.
Выполнение каждого индивидуального задания рассчитано на промежуток времени – до 1недели.
В процессе подготовки учащийся имеет право получить у учителя консультацию.
Варианты могут отличаться по степени сложности или быть равнозначными друг другу.
Индивидуальные карточки помогают ребенку научиться самостоятельно добывать и, главное, систематизировать добываемые знания. Учащимся, которым для усвоения или закрепления материала необходимо несколько большее время, чем продолжительность урока, подобные задания дают возможность выйти из сложившейся ситуации неуспеха. Работа в спокойной, неспешной обстановке дисциплинирует, организует, и вследствие этого способствует наиболее качественному усвоению изучаемого.
Отслеживание результатов выполнения индивидуальных заданий дает возможность составить представление:
об уровне фундаментальных знаний, получаемых детьми, о способности учащихся применять эти знания для решения конкретных задач, о способности того или иного учащегося самостоятельно добывать знания, не сформированные в урочное время.
Нельзя говорить о том, что ребенок усвоил математические знания, если наблюдать его только на уроках математики. Необходимо знать, как им эти знания применяются при изучении других предметов, т.е. умеет ли он переносить усвоенные им понятия и законы в нестандартную ситуацию.
Регулярно с учителями естественных дисциплин обсуждаются основные затруднения применения математического аппарата, возникающие при решении физических, химических, биологических и т.п. задач. По результатам проводимых обсуждений вносятся коррективы в план работы.
Показателем уровня творческих способностей учащихся, их подготовленности к учебе в ВУЗах являются результаты исследовательской работы, которой ученики начинают заниматься в основном с VIII-IX класса. О стремлении ребят заниматься наукой можно судить по количеству работ, представляемых ими на научно-практические конференции и конкурсы различного уровня (от школьного до российского). О качестве подготовки такого рода деятельности – по количеству призовых мест, занимаемых ими на этих конкурсах.
Ежегодно мои ученики принимают участие в международном математическом конкурсе “Кенгуру” Более 50% учеников каждого класса участвуют в этом тестировании. И ежегодно занимают места не только в школе, но и в районе. В позапрошлом учебном году учащиеся 10 кл заняли 1 и 3 место в районе. В прошлом учебном году учащиеся 8 и 10 класса заняли два вторых места в районе.
Впервые в этом учебном году учащиеся 11 классов принимали участие в тестировании “Кенгуру – выпускникам” (математический тест готовности к продолжению образования).
Результаты тестирования: принимало участие – 14 чел.
Результат следует признать очень хорошим – 7 чел; хорошим – 6 чел; удовлетворительным – 1 чел.
Кроме школьной и районной олимпиадах, ученики принимают участие также и в дистанционных олимпиадах.
Впервые в прошлом учебном году мои ученики приняли участие в областной многопредметной дистанционной олимпиаде “Поколение XXI века”. Ученица 8 кл заняла 1 место в области
В прошлом учебном году мы приняли участие в 2-х всероссийских дистанционных олимпиадах:
а) Итоги межрегиональной заочной математической олимпиады “Авангард:
2 ученика получили дипломы призеров:
Утямишев Вадим (10 кл): набрал 19 баллов из 20 и вошел в число 3%участников олимпиады;
Карагулова Айнаш (8 кл): набрала 18 баллов из 20 и вошла в число 12% участников олимпиады.
б) итоги заочной дистанционной олимпиады по математике “Построй свое будущее”, проводимой Заочной школой МИФИ и Национальным исследовательским ядерным университетом “Московский инженерно-физический институт”: два диплома I степени и один диплом II степени.
Уже три года мы принимаем участие в областном конкурсе научно-исследовательских работ, рефератов и проектов “Новое поколение”, проводимого областным центром детского научно-технического творчества. За эти три года было получено 8 призовых мест. В прошлом учебном году ребята получили 4 диплома: одно первое место, одно – второе и два третьих места.
Третий год ученики нашей школы принимают участие во Всероссийском Интернет-фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. За эти годы 10 учащихся опубликовали свои работы.
В прошлом учебном году впервые ученик нашей школы Сивожелезов Михаил (10 кл) принял участие в международном конкурсе “Математика и проектирование”, координатором которого является ГОУ ВПО МО “Академия социального развития”. Сивожелезов Михаил представил на этот конкурс проект “Математика и законы красоты” (в номинации “Математика и искусство”) и стал победителем I (всероссийского) тура этого конкурса. Во II(международном) туре этого конкурса в г. Москве он занял IV место. Кроме того, он создал действующий в Интернете сайт “Математика и законы красоты”
Таким образом, систему мониторинга качества математического образования можно представить в следующем виде:
Весь мониторинг базируется на государственных образовательных стандартах;
далее уровень компетентности ученика отслеживается по его участию во внеклассных играх и конкурсах, в исследовательской работе по предмету, оцениваются его практические навыки по точным дисциплинам. Уровень обученности учащихся проверяется по выполнению им индивидуальных заданий, по решению им самостоятельных и контрольных работ Средствами оперативного контроля служат ответы учеников на уроках и выполнение им текущих самостоятельных работ.
Представленная система является органической составляющей системы мониторинга знаний учащихся школы №7 в целом.
(См. приложение)