Арт-терапия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Разделы: Социальная педагогика


“Картина может выразить то,
что не выразит и тысяча слов”

Восточная мудрость

 

В поисках средств гуманитаризации школьного образования мировая педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, её внутренние ресурсы и саморазвитие. С этим связан растущий интерес к человекознанию, составляющему фундамент культуры личности. Человек по своей природе добр, заслуживает доверия и способен к позитивному самоизменению. Являясь субъектом своей жизни, он свободен в своём выборе, принятии решений, стремится к проявлению самостоятельности и ответственности, саморазвитию и личностному росту. Все эти свойства характеризуют здорового, нормального человека. Чтобы этот человеческий потенциал раскрылся и реализовался, необходимы благоприятные условия жизни и обучения, ориентированные на личность и её жизненные проблемы.

В практику обучения всё чаще вводятся специальные предметы, содержащие знания, которые могут помочь ребёнку понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития. Учебный курс объединения “Клуб общения “Мы””– положительный опыт в этом направлении. Клуб родился 12 лет назад. Все эти годы в основе предмета лежит понимание того, что наш личный взгляд на мир и самих себя в нём влияет на наше поведение, стратегию построения своих отношений с окружающим миром и наоборот. Клуб – это живой организм. Он всегда реагирует на изменения, происходящие в обществе, на его проблемы.

В России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации детей, подростков, молодёжи. В число учащихся клуба на протяжении 6 лет входят школьники, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим программа клуба “Конструктивное общение — путь к успеху” видоизменилась. На помощь пришёл метод, который нацеливает учащихся на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми направления была выбрана арт-терапия. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога и при этом специальных знаний не требуется. Была написана новая профилактическая образовательная программа “Дорога к себе”, в основу которой на ряду с другими формами работы вошла инновационная форма – “арт-терапевтические занятия”.Они являются бесценным даром, находкой для работы с детьми и подростками, которые в жизни обделены теплом, любовью, пониманием, видят насилие, испытывают боль, гнев, обиду.

Методика понятия “арт-терапевтическое занятие” базируется на убеждении, что внутреннее “Я” ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний страхов, конфликтов, воспоминаний и сновидений.

В клубе занимаются дети разного возраста. Это первоклассники, которые только-только пришли в школу. Они мало знакомы друг с другом, находятся в тревожном ожидании, что принесёт им обучение в школе. В числе учащихся клуба пятиклассники. Которые также переживают бурные изменения как внутри себя так и в окружении. Есть старшеклассники, мир которых очень разноцветен, глубок, интересен, подвижен.

Применение на занятиях объединения арт-терапию имеет некоторые преимущества:

  1. Каждый учащийся (независимо от возраста) участвует в работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изодеятельности или художественных навыков. Часто можно слышать от детей, что они не умеют рисовать или работать с пластилином. Но когда поясняешь ребёнку, что это совсем не обязательно, что рисует его душа, его внутренний мир, что педагог не оценивает его работу как художника, то личность начинает раскрываться как цветок на солнечный свет.
  2. Далеко не все дети и подростки владеют речью, они затрудняются в словесном описании своих переживаний. Это во-первых. Во-вторых-у детей группы “риска” зачастую нет желания это делать, они замкнуты в своём внутреннем мире. В этом случае арт-терапия, как добрая фея, помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию.
  3. Когда мальчишки и девчонки занимаются изодеятельностью, они сближаются, вступают в такой мощный необъяснимый процксс познания и принятия друг друга.
  4. Изобразительное творчество в клубе используется для оценки состояния учеников. Их работы рассказывают педагогу о настроении, мыслях, чувствах. Иногда это необходимо знать и проанализировать в начале занятия, а иногда в конце. Через познание внутреннего мира своих учеников можно поставить оценку себе как педагогу за своё удачное или не совсем соприкосновение с миром детства.
  5. Как важно для детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации атмосфера доверия, терпимости и внимания. Использование элементов арт-терапии помогает принять каждого ребёнка и помочь ему свободно самовыражаться.
  6. Арт-терапевтическая работа в объединении в большинстве случаев вызывает у учащихся положительные эмоции, помогает
  7. преодолеть плохое настроение , апатию, безинициативность.
    Не так давно на занятии с пятиклассниками проходили сложную тему. Группа состоит на 90% из мальчиков, а это ко многому обязывает. В плане занятия стоял просмотр отрывка кинофильма “Полианна”. Было дано задание: постараться понять секрет популярности девочки( их ровесницы) у всех жителей городка. Учащиеся с заданием справились, секрет раскрыли. Это оказалась игра “Найди то, за что можно порадоваться”. Надо было видеть группу, когда девчонки и мальчишки стали рассказывать свои жизненные ситуации, находить в них то, за что или за кого можно было порадоваться. Все активно, дружно включились в работу. Это ещё раз показывает и доказывает эффективность применения арт-терапии.

  8. Когда на занятиях идёт анализ рисунков или скульптур, учащиеся видят свою индивидуальную неповторимость, свой талант, особенности внутреннего мира. Учащиеся убеждаются в том, что люди все разные, но именно этим они друг другу интересны.

На занятии у второклассников изучалось чувство радости. Они получили задание: вылепить свой образ радости. Сначала движения были неуверенные, робкие, непонятные, но в конце работы произошло чудо. У каждого из детей была своя “радость”.Поражает оригинальность работ. Например, Евгений слепил колбаски,объясняя это тем, что когда он их ест, испытывает огромную радость. При обсуждении задания и сочинении рассказа “Моя радость” в группе царила атмосфера теплоты, понимания и принятия ребятами мнения друг друга. В очередной раз убеждаешься в том, что рисунок, скульптура и другие виды работ арт-терапии есть не искусство, а речь. Детям свойственно рисовать, лепить, танцевать, играть. Всё это реализует потребность личности в самовыражении.

Как педагог, работающий с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, имеющими определённые эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении, в своей деятельности применяю арт– терапию как способ “социального врачевания личности, изменения стереотипов её поведения средствами художественного творчества. Всё содержание программы клуба направлено в первую очередь на укрепление психологического здоровья, выполняет профилактические и коррекционные функции.

Однажды на занятии в группе учащихся 8-9 лет возник конфликт между мальчишками при выполнении очередного задания. Надо было нарисовать своё настроение. При раздаче материала ученик Д. Со злостью измял лист бумаги своему однокласснику Ю. Мгновенно вспыхнула драка. Ю. стал плакать, кричать и полез с кулаками на Д. Выручил способ рисования на листе мятой бумаги. Ребятам был показан “фокус” как рисовать таким способом и его сразу подхватили другие ребята. В результате конфликт был разрешён.

Большой интерес педагога к арт-терапии на занятиях в объединении объясняется ещё и тем, что это корректный способ понаблюдать за учениками в самостоятельной деятельности, лучше узнать их интересы, ценности, увидеть внутренний мир, личное своеобразие, а так же выявить проблемы, о которых надо поговорить с близкими, классным руководителем, педагогами. Не важно какую тему осваивают учащиеся: учатся ли преодолевать конфликты, стрессовые ситуации, говорить “нет”.изучают ли свои чувства, эмоции, отношения с другими, с собой, делятся ли своим настроением, мечтами, целями — арт-терапия — лучший помощник в этом таинственном и глубоком процессе.

Формы арт-терапии при работе с детьми, подростками различны. И тем не менее можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой. В клубе “Мы” предпочтение отдаётся групповым формам, так как позволяют включить в деятельность всех присутствующих на занятии. Это позволяет развивать у ребят социальные навыки, оказывать взаимную поддержку товарищам, решать общие возникающие проблемы, наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих, осваивать новые роли, повышать самооценку и вести к укреплению личной идентификации ,развивать навыки принятия решения.

На занятиях используется музыка (темы: “Стресс. Способы борьбы со стрессом”, “Развитие фантазии”, “Сказка о тебе и о других”); движение (темы:“Изучение чувств”), изображения историй на сцене (темы:“Действуем вместе”, “Эмоциональная грамотность”, “Почему мы так чувствуем”) и сочинение историй, рассказов (тема: “Какой Я, какой Ты, какие Другие).

Привлекательность арт-терапии составляет то, что она использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это является незаменимым инструментом гармонизации тех сторон внутреннего мира ребёнка, для выражения которых слова малопригодны. Методы арт-терапии связывают интеллект учащегося и его чувства, потребности в рефлексии и жажду действий, план телесный и план духовный.

В работе с учащимися старшего звена на начальном этапе испытываются некоторые затруднения. Есть разные причины этого: чувство “взрослости” у подростков, закомплексованность, страхи, отвержение учебной деятельности. Для построения занятия выбираются самые интересные, экстремальные формы. Грамотно сочетаются игровые моменты с обучающим содержанием. Например, итоговое занятие по теме “Психотехника общения” проходит в форме игры “Необитаемый остров”,обучение поведению в стрессовой ситуации и принятию группового решения проходит через игру “Полёт на воздушном шаре”.

Работая по профилактической программе “Дорога к себе” используется любимая всеми подростками форма — выездной тренинг. Неотъемлемой частью такого общения являются сюжетно-ролевые игры. Подростки “проживают” выбранные ими роли в движении времени, событий, изменении ситуаций. Именно через арт-терапию на выездных тренингах за несколько дней учащиеся клуба получают колоссальный опыт познания себя и других, опыт общения через чувства, мимику, движение. Для многих из них это переживание внутренней революции, которая изменит личный взгляд на себя, поможет понять, что такое любить себя, других и жизнь.

От занятия к занятию с помощью арт-терапии воспитанники клуба создают и познают свой невербальный, внутренний, невидимый постороннему глазу, образ. И происходит чудо — открывается душа.

Презентация